Бранко Бауэр | |
---|---|
Родился | (1921-02-18) 18 февраля 1921 года. Дубровник, Королевство сербов, хорватов и словенцев |
Умер | 11 апреля 2002 (2002-04-11) (81 год). Загреб, Республика Хорватия |
Род занятий | Режиссер, сценарист |
Годы работы | 1950–1982 |
Награды | Премия Владимира Назора за жизненные достижения в кино (1980) |
Бранко Бауэр (18 февраля 1921 - 11 апреля 2002) был хорватским кинорежиссером. Он считается ведущей фигурой классического повествовательного кино в хорватском и югославском кино 1950-х годов.
Бауэр заинтересовался в кино в школе. Во время Второй мировой войны он посещал местные кинотеатры в Загребе, которые были очень популярны во время нацистской оккупации. Его отец Чедомир Бауэр и он скрыли своего арендатора-еврея Лерку Фрейбергера от усташской полиции в 1942 году. В результате этих действий Яд Вашем удостоил их обоих званий Праведников народов мира в 1992.
В 1949 году Бранко начал работать на загребской студии Jadran Film в качестве режиссера-документалиста. Его полнометражным дебютом стал детский приключенческий фильм 1953 года «Синяя чайка» (Sinji galeb), который отличал его работы от югославских постановок того времени ярким визуальным стилем и естественной игрой.
Бауэр стал одним из самых уважаемых режиссеров в Югославии после своего третьего фильма, военного триллера 1956 года Не оглядывайся, сын мой (Ne okreći se sine; выпущен в США как Don't Turn Around, Son). В фильме рассказывается история бойца сопротивления времен Второй мировой войны, который сбегает из поезда по пути в концлагерь Ясеновац и возвращается в Загреб в попытке найти своего сына и присоединиться к партизанам в хорватской глубинке. Однако он понимает, что его сын находится в школе-интернате Усташи и ему «промыли мозги». Герою удается сбежать из города со своим сыном, но на протяжении всего путешествия он вынужден лгать своему сыну о своих действиях. Фильм был снят по мотивам триллера Кэрол Рид Odd Man Out, а его последняя сцена, которая вдохновила название фильма, была вдохновлена Disney фильм Бэмби.
Следующим фильмом Бауэра был полнометражный фильм 1957 года Только люди (Само люди), мелодрама фильмы Дугласа Сирка. Фильм провалился у критиков, главным образом потому, что мелодрама не считалась серьезным жанром в коммунистической Югославии 1950-х годов. После этого фильма Бауэр работал на македонскую продюсерскую компанию и снял «Три девушки по имени Анна» (Tri Ane; 1959), неореалистический фильм, который иногда сравнивают с Умберто Д. по Витторио де Сика. Три девушки по имени Анна рассказывают историю о пожилом человеке, который живет один, полагая, что его дочь была убита во время Второй мировой войны в детстве. Внезапно мужчина получает информацию о том, что она могла выжить и теперь, вероятно, живет взрослой в приемной семье. Суровый, аутентичный образ Бауэра послевоенной бедности и низших слоев общества не приветствовался истеблишментом, и фильм никогда не демонстрировался в кинотеатрах, но сегодня его часто считают «забытым шедевром» и его лучшим фильмом.
Следующие два фильма Бауэра были более коммерчески успешными - комедия 1961 года Мартин в облаках (Мартин у облакима); и фильм 1962 года «Излишки» (Prekobrojna, 1962), который представил Милену Дравич как будущую югославскую суперзвезду.
Вероятно, самый известный из фильмов Бауэра - это полнометражный фильм 1963 года Лицом к лицу (Licem u lice), фильм, который считается первым Югославский политический фильм. В нем рассказывается история о рабочем-повстанце, который бросает вызов менеджеру во время собрания коммунистической партии в огромной строительной компании. Хотя изначально фильм рассматривался как противоречивый из-за своего политического содержания, в конечном итоге фильм получил поддержку коммунистических властей, что было воспринято кинематографистами как зеленый свет для более открытого изображения социально спорных тем. Сербский режиссер Живойин Павлович сказал, что «Лицом к лицу» был «самым важным фильмом, снятым в Югославии к тому времени».
В 1960-х годах югославские фильмы перешла на модернизм, а Бауэр не мог приспособиться к авторскому кино. В 1960-х он снял два неудачных модернистских фильма и впоследствии не смог получить финансирование для своих новых кинопроектов. В 1970-е годы он снял сериал «Salaš u malom ritu» (1976), военную драму, действие которой происходит в Воеводине, одной из самых запоминающихся работ югославского телевидения.
В 1950-е и 1960-е годы Бауэр считался мастером югославского кино и пользовался уважением как правительства, так и его коллег. Хотя его фильмы никогда не подвергали сомнению режим, доминирующий набор ценностей в этих фильмах описывался как «старомодный» и «буржуазный»: вместо обычного прославления молодежи и революции в его фильмах часто восхвалялись порядочные, старые представители среднего класса. тип семей. Типичные герои Бауэра сделали правильный моральный выбор, руководствуясь не идеологией, а чувством чести. Современный хорватский кинорежиссер однажды написал, что «Бауэр чувствовал слепое пятно [коммунистической] идеологии, поэтому он помещал свои фильмы в такое место, где это было как можно ближе, но наименее влиятельно». Однако к концу 1960-х и 1970-х, с появлением модернистского кино, Бауэра отодвинули на второй план.
В конце 1970-х его работы были заново открыты молодыми критиками как своего рода югославская версия старых голливудских мастеров. Словенский историк кино написал в «Энциклопедии русского и восточноевропейского кино» Британского института кино, что «Бауэр был для югославских критиков тем же, чем Хоукс и Форд были для французских критиков новой волны». Существенная критическая переоценка работ Бауэра произошла с середины 1980-х годов. В опросе критиков, проведенном в конце 1990-х среди величайших хорватских режиссеров всех времен, Бауэр занял второе место после Крешо Голика.