Jadran Film - киностудия и дистрибьюторская компания, основанная в 1946 году в Загребе, Хорватия. В период между началом 1960-х и концом 1980-х Jadran Film была одной из крупнейших и наиболее заметных киностудий Центральной Европы, на которой за эти три десятилетия было снято около 145 международных и около 120 югославских постановок. в том числе два оскароносных фильма и Орсон Уэллс ', экранизация 1962 года романа Франца Кафки Суд. Слово Ядран относится к Адриатическому морю в хорватскому.
. На протяжении большей части своего существования это была одна из двух основных киностудий в югославском кино (наряду с Avala Film of Belgrade) и была одной из немногих кинокомпаний, сыгравших важную роль в послевоенной истории хорватского кино, наряду с Croatia Film и Zagreb Film (который в основном известен анимационными фильмами).
В 1990-е годы компания пережила резкий спад на фоне распада Югославии, и большая часть собственности компании была либо продана, либо пришла в негодность в результате последующей приватизации. Компания по-прежнему продолжает выпускать фильмы, хотя когда-то объемный объем производства Jadran Film с тех пор сократился до лишь нескольких фильмов, производимых ежегодно, в основном хорватских и региональных совместных фильмов.
Jadran Film была основана в 1946 году и выпустила свой первый фильм в следующем году, югославский полнометражный фильм 1947 года «Эти люди должны жить» (сербохорватский : Živjeće ovaj narod). Съемочная площадка, принадлежащая Jadran Film, расположенная в районе Dubrava Загреба, вскоре была выделена в независимую компанию Dubrava Film (которая позже была повторно включена в Jadran Film в 1962 году). Самый успешный период Jadran Film пришелся на то, что его постоянным помощником был продюсер Бранко Лустиг.
Между 1960-ми и 1990-ми годами Jadran Film была одной из крупнейших и известных киностудий в Центральной Европе, а некоторые За эти три десятилетия на студии было снято 124 югославских художественных фильма и 145 международных совместных фильмов. Первыми международными фильмами, снятыми в студии, были итальянские библейские B-фильмы конца 1950-х годов, в первую очередь фильм 1960 года Дэвид и Голиаф, в котором Орсон Уэллс снялся в главной роли. Царь Саул и Ивица Паджер as Давид.
Jadran Film извлекли выгоду из этого раннего совместного производства, поскольку итальянские продюсеры помогли компании создать ряд вспомогательных отделов, которые обеспечивали трюки, лошадей, декорации и дополнительное оборудование для крупномасштабных исторических фильмов, которые были популярны в то время, поэтому студии Jadran Film вскоре стали регулярно использоваться для съемок сцен, изображающих Древний Рим, Викинг деревни, Иерусалим или Дикий Запад. Еще одно преимущество Jadran Film заключалось в том, что местные отели были значительно дешевле по сравнению с другими европейскими отелями, поэтому Загреб стал предпочтительным выбором для зарубежных съемок, в которых работали большие съемочные группы.
Югославско-немецкие экранизации серии книг Виннету, действие которых происходит на Диком Западе, были одной из самых известных постановок, сделанных в Jadran Film. Сериал, состоящий из 11 фильмов, снятых в период с 1962 по 1968 годы в каньоне реки Пакленица и в Гробнике около Риеки, был очень популярен в Германии в то время и считается предшественником жанр Спагетти-вестерн. В Загребе снимались эпизоды нескольких американских сериалов 1980-х годов, в том числе Winds of War, The Dirty Dozen и War and Remembrance.
Jadran Film. приложил руку к двум оскароносным фильмам - драме Алана Дж. Пакулы 1982 года Выбор Софи (в главной роли Мерил Стрип ) и немецкому фильму «Жестяной барабан» (режиссер Фолькер Шлёндорф, обладатель премии «Оскар» 1979 года за лучший фильм на иностранном языке ) частично снимались в Загребе. Другим примечательным фильмом, сопродюсером которого выступила компания Jadran Film, была экранизация Орсона Уэллса '1962 года романа Франца Кафки Суд, который был застрелен в Загребе, в главных ролях: Энтони Перкинс, Жанна Моро и Роми Шнайдер. Затем, в 1983 году, британский продюсер Фуад Кавур привез в Ядран Мемеда, «Мой ястреб», потому что его съемки были запрещены в Турции, где происходит действие оригинального романа. В «Мемеде Мой Ястреб» снялся Петр Устинов, который также снял фильм.
В начале 1990-х, на фоне падения коммунизма, распада Югославии и последующей войны за независимость Хорватии, Jadran Film проиграла Большинство преимуществ, которые он предлагал, и зарубежные кинопроизводства начали смещаться в сторону других посткоммунистических стран, которые могли предложить опытных кинематографистов и сравнительно более дешевые места для западных производств. В Jadran Film произошел спад, количество сотрудников сократилось с 300 до 80, а кинооборудование и съемочные площадки, принадлежащие компании, пришли в негодность, поскольку работы по техническому обслуживанию фактически прекратились. Кроме того, приватизация некогда государственной компании также усугубила проблемы Jadran Film.
Огромный участок земли в Дубраве в восточной части Загреба, который когда-то использовался для съемок съемочных площадок, был продан в 1990-х годах и превращен в торговый центр. Обстоятельства сделки были охарактеризованы СМИ как сомнительные. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов Jadran Film продолжала распадаться и фактически потеряла способность поддерживать крупное совместное производство, которое когда-то было основным продуктом их кинопроизводства. Однако компания выжила и продолжала выпускать фильмы, хотя их производство сократилось до нескольких хорватских фильмов каждый год с ограниченной международной популярностью.
Ниже приводится полный список фильмов, произведенных Jadran Film, получивших Золотую Арену за лучший фильм, главную награду на Кинофестивале в Пуле. Фестиваль служил в качестве югославской национальной кинопремии (то есть местного эквивалента премии Оскар ) с момента своего основания в 1955 году до 1990. В связи с распадом Югославии в начале 1990-х фестиваль был переименован в хорватскую кинопремию в 1992 году. В общей сложности 11 фильмов Jadran Film получили награду на югославском конкурсе, а еще два получили награду с 1992 года.
Год | Фильм | Режиссер | Заметки |
---|---|---|---|
1958 | H-8 | Никола Танхофер | |
1959 | Поезд без расписания | Велько Булайич | югославское представление на 32-е награды Академии |
1960 | Девятый круг | Франция Штиглиц | югославское представление на 33-е Награды Академии |
1963 | Лицом к лицу | Бранко Бауэр | |
1965 | Прометей с острова | Ватрослав Мимика | |
1966 | Понедельник или вторник | Ватрослав Мимица | |
1970 | Наручники | Крсто Папич | |
1975 | Дом | Богдан Жижич | |
1977 | Не высовывайтесь из окна | Богдан Жижич | |
1978 | Профессия в 26 картинках | Лордан Зафранович | Югославский конкурс на 51-ю церемонию вручения премии Оскар |
1981 | Падение o f Италия | Лордан Зафранович | |
1995 | Смыв | Зринко Огреста | Заявка Хорватии на 68-ю церемонию вручения премии Оскар |
1999 | Когда мертвые начинают петь | Крсто Папич |