Бартоломеус Бруйн (1493–1555), обычно его называют Бартель Брюн или Бартель Брейн Старший, был художником немецкого Возрождения, работавшим в Кельне. Он писал запрестольные образы и портреты и был ведущим портретистом Кельна своего времени.
Он родился в Везеле или Кельне. Его ранние работы предполагают, что он получил художественное образование в Нижнем Рейне. Его самый ранний задокументированный запрестольный образ - коронация Богородицы (1515–1516), заказанная доктором Петером фон Клаписом, профессором Кельнского университета. Алтарь Бруйна 1510-х и 1520-х годов находится под влиянием стиля Яна Джоста, с которым был связан Брюн, и часто подражает привычке Джоста освещать свои фигуры снизу.
К тому времени, Бруин нарисовал Эссен алтарь (1522–1525), он сочетал влияние Йоста с влиянием Йооса ван Клеве. В 1530-х годах он разработал более итальянский стиль, отражающий примеры Рафаэля и Микеланджело, которые он, вероятно, знал только из вторых рук по гравюрам Маркантонио Раймонди и фильтруется через работы таких художников, как Ян ван Скорель и Мартин ван Хеемскерк.
Бруйн особенно известен своими портретами. Он был первым известным портретистом в Кельне и основателем плодовитой школы портретной живописи, которую продолжили его сыновья Арнт и Бартель Бруин Младший. Его персонажи обычно изображаются в пол на плоском фоне; лицо находится в центре внимания, но детали костюма четко описаны, а руки выделены. Историк искусства Джин М. Касуэлл говорит, что изображения Кельна, принадлежащие к верхнему среднему классу, Бройн «живы и выразительны, и в них нет напрасной лести». Брюн не подписывал свои портреты, и некоторые из них в прошлом ошибочно приписывались Гансу Гольбейну, влияние которого очевидно в работах Брюна после 1539 года.
Бартель Бруйн был уважаемым гражданином Кельн и всю свою жизнь активно занимался общественными делами. Он был избран в городской совет в 1549 и 1553 годах и умер богатым человеком. Его работы находятся во многих публичных коллекциях, в том числе в Национальной галерее, Лондон; Метрополитен-музей в Нью-Йорке; и Лувр в Париже. В музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде есть Рождество и два портрета Бруйна.
Портрет молодого человека в перчатках, масло на дереве, Художественно-исторический музей, Вена
Алтарь, церковь Св. Иоанна Крестителя, Эссен
Портрет рыцаря, 1531 г., масло на дереве, Художественно-исторический музей, Вена
Анна Клевская, ок. 1540-е годы
Портрет академика, собрание Михаила Перченко
Элизабет Беллингаузен и Яков Омфалиус, ок. 1538, Маурицхейс, Гаага. Элизабет держит ветку сладко-горького, символа невест.
Рождество, ок. 1520, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Бартелем Бруином Старшим. |