БМД-1 | |
---|---|
БМД-1 на выставке в Киеве, рядом с (тогда называвшимся) Музеем Великой Отечественной войны, до 4 сентября 2005 г. | |
Тип | Боевая машина пехоты типа |
Место происхождения | Советский Союз |
История службы | |
На вооружении | 1969 – настоящее время |
Используется | См. Операторы |
Войны | См. История обслуживания и История боевых действий |
История производства | |
Конструктор | Волгоградский тракторный завод |
Разработан | 1965–1969 |
Производитель | Волгоградский тракторный завод |
Выпускался | 1968–1987 |
Варианты | См. Варианты |
Технические характеристики (БМД-1) | |
Масса | 7,5 т (7,4 длинных тонны; 8,3 коротких тонны). 8,3 т (8,2 длинных тонны; 9,1 коротких тонны) (боевая масса) |
Длина | 5,41 м (17,7 футов) |
Ширина | 2,53 м (8,3 фута) |
Высота | 1,97 м (6,5 фута) |
Экипаж | 2 (водитель, наводчик) + 6 т штурмовики (в том числе командир и пулеметчик, сидящие рядом с механиком-водителем и 3 человека в десантном отделении) |
Броня | сварная из алюминиевого сплава. 26–33-мм маска орудия. 23 мм при 42 ° передней части башни. 19 мм при 36 ° борта башни. 13 мм при 30 ° кормовой части башни. 6 мм сверху башни. 15 мм при 78 ° верхней передней части корпуса. 15 мм при 50 ° нижней части передней части корпуса. 10 мм остальная часть корпуса |
Основное. вооружение | 73-мм 2А28 «Гром» гладкоствольное полуавтоматическое орудие низкого давления с короткой отдачей (40 выстрелов). Пусковая установка ПТУР ( три 9М14М или 9М113 или 9М111М ПТУР) |
Вторичное. вооружение | 7,62-мм ПКТ спаренный танковый пулемет (2000 патронов). 2 носовых пулемета ПКТ 7,62 мм (4000 патронов) |
Двигатель | 5Д-20 6-цилиндровый 4-тактный V-образный V-образный с жидкостным охлаждением 15,9-литровый дизель. 241 л.с. (180 кВт) при 2600 об / мин |
Мощность / вес | 32,1 л.с. / тонна (24 кВт / тонна). 18,1 л.с. / тонна (13,5 кВт / тонна) (с оборудованием) |
Подвеска | гидравлическая независимая endent торсион |
Дорожный просвет | Регулируемый. от 100 мм до 450 мм |
Запас топлива | 300 л (79 галлонов США) |
Эксплуатация. дальность действия | 600 км (370 миль) (дорога). 116 км (72 мили) (вода) |
Максимальная скорость | 80 км / ч (50 миль / ч) (дорога). 45 км / ч (28 миль / ч) (по пересеченной местности). 10 км / ч (6,2 миль / ч) (плавание) |
БМД-1 - советский бортовой гусеничная амфибия боевая машина пехоты, которая была представлена в 1969 году и впервые увидена на Западе в 1970 году. БМД расшифровывается как Боевая машина Десанта (Боевая машина Десанта, что дословно переводится как «Боевая машина ВДВ»). Его можно сбросить с парашютом, и хотя он похож на БМП-1, на самом деле он намного меньше. БМД-1 использовалась как БМП воздушно-десантными дивизиями Советской Армии. Был разработан усовершенствованный вариант БМД-1, БМД-2. БМД-1 также послужила основой для многоцелевого бортового гусеничного БТР БТР-Д.
Вслед за Кубинским ракетным кризисом, армии было дано указание подумать о том, чтобы уделять больше внимания средствам демонстрации силы за пределами обычного сфера советского влияния. В результате были предприняты серьезные усилия по развитию ВДВ (советские воздушно-десантные войска) в качестве сил быстрого развертывания. Советские исследования воздушно-десантных операций показали, что легковооруженные парашютисты неспособны противостоять бронетанковым войскам. Также в начале 1960-х годов разрабатывалась боевая машина пехоты БМП-1. Перед тем, как БМП-1 поступила на вооружение в 1966 году, командование Советской Армии приняло решение оснастить вновь созданные воздушно-десантные дивизии аналогичной техникой.
Использование самолетов Антонов Ан-12 во время разработки БМД позволяло перевозить только легкую бронетехнику для десантирования массой менее семи тонн. Поскольку существующая БМП-1 весила 13 тонн, ее фактически исключили из рассмотрения для службы ВДВ.
Задача создания БМД выпала на Волгоградский тракторный завод, выпустивший неудачного конкурента «Обьекта-764», который в итоге стал БМП-1 - «Объьект-914». Конструкция БМД Обьект 915 представляла собой урезанную версию Обьекта 914 - меньшую, более легкую алюминиевую броню, с сохранением 73-мм гладкоствольной короткоствольной ствольной коробки 2А28 «Гром». полуавтоматический пистолет. Компромисс - чрезвычайно тесное боевое отделение.
Разработка началась в 1965 году, а испытания начались в 1967 году. Ограниченное производство началось в 1968 году. После эксплуатационных испытаний он был введен в эксплуатацию 14 апреля 1969 года, а серийное производство началось в 1970 году, хотя машина весила на 500 кг больше заявленные требования (7,5 т и 13,3 т при загрузке с оборудованием).
С 1977 г. новая модернизированная машина получила обозначение БМД-1П в связи с принятием на вооружение новой пусковой установки ПТУР 9П135М-1 вместо пусковой установки ПТУР 9С428, стреляющей из 9М113 Конкурс (АТ-5 Spandrel) и 9М111М Фагот или 9М111-2 (в стандартной комплектации: две ракеты 9М113 и одна 9М111М). Впоследствии таким образом модернизировалось большинство старых БМД-1.
В 1983 году на основе боевого опыта в Афганистане было принято решение создать новый вариант БМД с оружием, способным поражать такие цели, как те, с которыми столкнулись воздушно-десантные войска в этом конфликте. В результате появился «Обьект 916», который впоследствии стал БМД-2.
. Удлиненное шасси БМД-1 послужило основой для создания многоцелевого гусеничного БТР БТР-Д., который сам послужил основой для многих специализированных авиадесантников.
БМД-1 можно рассматривать как БМП, предназначенную для воздушно-десантных войск. Поэтому машина должна быть легче и меньше, чтобы соответствовать требованиям по массе сбрасываемого груза (БМД-1 крепится к поддону и сбрасывается с парашютом с грузовых самолетов).
БМД-1 имеет нетрадиционную для БМП компоновку. От носа до кормы машины отсеки расположены следующим образом: рулевой, боевой, десантный и моторный. Это связано с тем, что БМД-1 создана на базе «Обьекта 914», который, в свою очередь, основан на легком амфибийном танке ПТ-76 (см. Раздел Прототипы в БМП -1 статья для подробностей). Это означало, что транспортируемые войска должны были садиться и выходить из машины через люки в крыше, что делало их легкой мишенью на поле боя при выполнении этих действий.
Экипаж состоит из четырех солдат: водитель, командир, наводчик и стрелок-пулеметчик, двое из которых (командир и пулеметчик) входят в количество перевозимых солдат. Место водителя расположено по центру в передней части транспортного средства и имеет люк, который открывается путем подъема и поворота вправо. Водитель снабжен тремя перископическими обзорными блоками, которые позволяют ему видеть окружающую среду при закрытом люке. Центральный можно заменить прибором ночного видения для использования в условиях ночной и плохой видимости или удлиненным перископом для плавания с установленным триммером. Командирское место слева от водителя. Он имеет люк, один перископический обзорный блок, прибор наблюдения за внешней средой и радиостанцию Р-123 для связи. Он также стреляет из левого лукового пулемета. Правым управляет стрелок-пулеметчик, который сидит справа от водителя. Место наводчика находится с левой стороны башни, как и в БМП-1, и имеет такое же оборудование (подробнее см. пункт «Станция наводчика» в статье БМП-1 )..
БМД-1 имеет ту же башню, что и БМП-1.
Машина вооружена 73-мм пушкой 2А28 Гром и 7,62-мм спаренным танковым пулеметом ПКТ. На маске установлена пусковая установка ПТУР 9С428, способная стрелять ПТУР 9М14 Малютка (НАТО: AT-3A Sagger A) и 9М14М Малютка-М (НАТО: AT-3B Sagger B) (для которых два ПТУРа в башне). Также есть два 7,62-мм пулемета ПКТ в стационарных установках, по одному в каждом углу носовой части.
Автомобиль приводится в движение 6-цилиндровым 4-тактным V-образным V-образным дизельным двигателем жидкостного охлаждения объемом 15,9 литра 5Д-20, развивающим 270 л.с. л.с. (201 кВт) при 2600 оборотах в минуту. Двигатель приводит в действие механическую коробку передач с пятью передними и одной задней передачами.
Максимальная скорость БМД-1 составляет 80 километров в час, снижаясь до 45 километров в час на бездорожье и 10 километров в час. во время плавания.
БМД-1 может преодолевать вертикальные препятствия высотой 0,8 метра (2,6 фута), преодолевать траншеи шириной 1,6 метра (5,2 фута) и 30% боковых откосов. Он может преодолевать 60% уклонов. БМД-1 имеет давление на грунт 0,57 кг / см².
Гусеница шириной 230 мм приводится в движение сзади и проходит через пять небольших равномерно расположенных опорных катков, подвешенных на независимых торсионах. По бокам спереди расположено промежуточное колесо, ведущая звездочка заднего колеса и четыре ролика возврата гусеницы. Независимая подвеска сочетает в себе гидравлическую систему для изменения дорожного просвета и поддержания натяжения гусеницы с помощью пневматических рессор, что позволяет изменять дорожный просвет от 100 мм до 450 мм. Изменяемый дорожный просвет упрощает транспортировку в самолете.
БМД-1 полностью амфибия, она может плавать после включения двух трюмных трюмных насосов и установки двухкомпонентного обшивки лопасть, которая улучшает устойчивость автомобиля и его смещение в воде и предотвращает попадание воды в носовую часть бака и переключает перископ водителя на плавательный перископ, который позволяет водителю видеть через триммер. Когда он не используется, триммер размещается в лежачем положении в передней части носовой части под стволом основного орудия и служит дополнительной броней. Также имеется ручной трюмный насос для аварийного использования. Трюмные насосы удерживают автомобиль на плаву даже при ударе, повреждении или протечке. В воде он приводится в движение двумя гидрореактивными двигателями, по одному с каждой стороны корпуса, вход под корпусом и выход в корме корпуса. Задние выходы имеют крышки, которые могут быть полностью или частично закрыты, перенаправляя поток воды к выходам, направленным вперед по бокам корпуса, что позволяет транспортному средству поворачиваться или плавать задним ходом, например, для движения влево, левая вода -двигатель накрывается, направо, прикрывается правая струя воды и при повороте на 180 ° левая струя воды всасывает воду, а правая выталкивает ее наружу.
Автомобиль может транспортироваться на Ан-12, Ан-22, Ил-76, самолеты Ан-124 и Ми-6 и Ми-26 вертолеты.
БМД изначально сбрасывалась под МКС-350 -9 многоболочный парашют со скоростью спуска от 15 до 20 м / с. Намерение было сбросить машину без экипажа. Это оказалось очень проблематичным, поскольку экипаж часто приземлялся на значительном расстоянии от машины и часто не мог ее найти. Кроме того, само транспортное средство могло легко приземлиться в месте, из которого его нельзя было извлечь (либо из-за отсутствия подходящего оборудования, либо из-за того, что это место было практически недоступно). В 1970-х годах было проведено несколько экспериментов, чтобы найти способ обойти эти ограничения, в том числе сброс БМД с двумя ключевыми членами экипажа, водителем и стрелком, которые сидели внутри машины во время спуска. Первое такое испытание было проведено в январе 1973 г., и в ходе последующих серий испытаний эта концепция была подтверждена.
Ракетный парашют PRSM-915 был разработан для обеспечения безопасной посадки машины. Для использования парашюта БМД перед взлетом сначала упаковывается на специальный поддон. Для сброса БМД выпускается тормозной парашют , который первоначально вытаскивает БМД из транспортного самолета Ил-76. При выходе из самолета открывается единственный большой главный парашют. Раскрытие главного желоба вызывает развертывание четырех длинных стержней, которые висят под поддоном. Как только стержни коснутся земли, выстреливается ретророзетка, замедляя БМД до скорости снижения от 6 до 7 м / с и обеспечивая относительно мягкую посадку. Эта система поступила на вооружение в 1975 году и позволяет относительно безопасно спускать БМД с парашютом как с водителем, так и с наводчиком.
Также существует альтернативная система радиолокации. Каждому члену экипажа выдается радиоприемник, привязанный к транспондеру в его конкретной БМД, что позволяет каждому члену экипажа БМД быстро определять местонахождение своего транспортного средства после взлета.
Броня БМД-1 сделана из сплава ABT-101, состоящего из 91% алюминия, 6% цинка и 3% магния. С другой стороны, БМД-2 состоит из ABT-102, в котором 94% алюминия, 4% цинка и 2% магния.
Толщина брони составляет 23 мм под углом 42 ° в передней части башни, 19 мм при 36 ° по бортам башни, 13 мм при 30 ° в корме башни, 6 мм на верхней части башни, 15 мм на передней части корпуса и 10 мм на остальной части корпуса.. Лобовая броня корпуса имеет две секции: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть расположена под углом 78 °, а нижняя - под углом 50 °. Он устойчив к огню из стрелкового оружия и шрапнели.
При проектировании пришлось пойти на много компромиссов, чтобы сэкономить необходимый вес, не в последнюю очередь для комфорта экипажа. БМД-1 имеет чрезвычайно тесное внутреннее пространство, которое намного меньше, чем у БМП-1 и БМП-2. Он может нести пять пехотинцев, включая командира машины, стрелка-пулеметчика и трех солдат, сидящих за башней.
Тем не менее, он оборудован перископическими обзорными блоками по бокам и в задней части машины. Есть только три порта для стрельбы, по одному с каждой стороны корпуса и по одному в корме. В стандартной комплектации машина несет в десантном отделении следующее вооружение: РПГ-7 или РПГ-16 управляемый с плеча противотанковый реактивный гранатомет. двумя военнослужащими, ручным пулеметом РПК С и пятью автоматами АКМ С. Также на нем установлены переносные пусковые установки для ракет 9М14М «Малютка» (ракеты 9М111 / 9М113 в БМД-1П).
Автомобиль имеет электрические и ручные трюмные насосы, гирокомпас Гпк-С9, предпусковой подогреватель двигателя, дымогенераторное оборудование ТДА, систему NBC FTP-100М, Р -123 приемопередатчик, переговорное устройство R-124 и централизованная система пожаротушения бромистым метилом, такая же, как и на других бывших советских бронетранспортерах.
БМД-1 поступила в серийное производство в 1968 году. Выпускалась Волгоградским тракторным заводом. Два полка ВДВ каждой дивизии были оснащены БМП-1. Всего в каждой дивизии находилось 220 БМП-1. Впервые она была выставлена публично во время учений «Двина» в СССР в 1970 году. БМД-1 была продемонстрирована во второй раз во время парада на Красной площади в Москве в ноябре 1973 года. Западные правительства первоначально классифицировали БМД-1 как легкий танк. прежде, чем была известна его истинная природа. Из-за небольшого состава экипажа внедрение БМД привело к сокращению количества солдат в воздушно-десантном батальоне с 610 до 316 человек. Огневая мощь БМД также означала, что часть встроенной огневой поддержки батальона может быть устранена. В 1973 году БМД-1 полностью заменила десантные орудия АСУ-57 в советских ВДВ, повысив огневую мощь и маневренность ВДВ. С 1977 года ряд советских БМП-1 подвергся модернизации до стандарта БМД-1П.
Солдаты едут на БМД-1 в Кабуле, Афганистан, 25 марта 1986 года.В 1978 году отряд из 70 кубинской армии БМД-1 и АСУ-57, сражавшиеся от имени правительства Эфиопии, были доставлены вертолетами Ми-6 в тыл сомалийских сил, удерживающих город. Эта атака образовала клешни с использованием обычных кубинских бронетранспортеров и разбила сомалийские силы в Огадене.
. Она широко использовалась воздушно-десантными подразделениями во время советско-афганской войны. Во время первоначального советского вторжения в Афганистан в 1979 году БМД-1 советской 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и 345-го отдельного парашютно-десантного полка были доставлены по воздуху на транспорты Ил-76. в аэропорт Кабула и аэродром Баграм, что позволило быстро захватить важнейшие города и объекты по всему Афганистану. 56-я десантно-штурмовая бригада осуществила аналогичный захват Кундуз. В течение оставшейся части советской оккупации Афганистана до 1989 года воздушно-десантные войска 40-й армии использовали БМД-1 в качестве боевых машин пехоты для транспортировки и огневой поддержки в операциях против моджахеды.
БМП-1 не подходили для боевых действий в жарких горных районах Афганистана, так как изначально они были разработаны для оснащения воздушно-десантных подразделений БМП, чтобы дать им возможность вступить в бой с бронетехникой противника и позволить им действовать в ядерной -Биолого-химические условия ведения войны. В Афганистане главными противниками были не ББМ, а фугасы и засады, подготовленные умелыми афганскими моджахедами, вооруженными легкими противотанковыми средствами, а это означало, что противотанковая огневая мощь БМД-1 была бесполезна. Многие БМД-1 стали жертвами атак моджахедов и, особенно, противотанковых наземных мин, таких как довольно много советских легких ББМ, отправленных туда. Советская Армия потеряла 1317 БТР и БМП всех типов за девять лет войны в Афганистане.
Уничтоженная иракская БМП-1 находится рядом с заброшенным строением в Северном Ираке во время операции «Иракская свобода» 2 апреля 2003 года.В 1990 году БМП-1 использовались Иракская Армия во время Первой войны в Персидском заливе. Они использовались вторично во время вторжения в Ирак в 2003 году.
БМП-1 и БМД-1ПК используются российскими воздушно-десантными подразделениями в КФОР. БМП-1 использовались российскими воздушно-десантными подразделениями в составе СПС.
Во время русско-грузинской войны БМД-1 104-го десантно-штурмового полка 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии продвинулись в Южную Осетию и успешно вступили в бой с войсками и техникой грузинской армии. Однако визуальное и прицельное оборудование БМД критиковалось как примитивное.
Во время войны на Донбассе в 2014 г. на Восточной Украине, БМД-1 применялись как механизированными частями Украинской армии, так и в меньшем количестве сепаратистами Донецкой Народной Республики. Утверждалось, что БМД-1 была одной из шести бронетранспортеров в составе сил сепаратистов, оборонявших Славянск, когда он был осажден.
На данный момент БМД-1 и техника на ее основе используются следующими частями ВДВ России или дислоцируются на следующих базах (в этот список не входят БТР-Д и БТР- Варианты D):
76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия (ЦДУ) из Пскова, входящая в состав Ленинградского военного округа (210 БМД по состоянию на 2000 год), в состав подразделений данной дивизии входит 104-я десантный полк из Пскова (51 БМД-1) и 234-й десантный полк из Пскова (98 БМД-1).
98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Иваново (220 БМД по состоянию на 2000 г.), в состав подразделения входят 217-я гвардейская авиация прилетел полк из Иванова (109 БМД-1) и 331-й десантный полк из Костромы (102 БМД-1).
106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Тулы, входящего в состав Московского военного округа (306 БМД на 2000 г.), в состав подразделений этого дивизиона входят 51-й воздушно-десантный полк из Тулы (93 БМД-1) и 137-й воздушно-десантный полк из Рязани (10 БМД -1).
7-я гвардейская горно-десантная дивизия СКО из (190 БМД и БМП по состоянию на 2000 год), в состав подразделения входят 108-й гвардейский десантно-штурмовой полк из Новороссийска (70 БМД -1) и 743-й дивизион спецназовцев из Новороссийска (6 БМД-1).
31-я отдельная воздушно-десантная бригада из Ульяновска, входящая в Приволжско-Уральский военный округ (26 БМД-1 по состоянию на 2000 г.).
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (51 БМД-1).
99 Внутренних войск дивизия из Ростова, Персиановка, который входит в состав Северо-Кавказского военного округа (4 БМД-1 и 33 БМД-1 БМП в составе Черкменского полка).
81-й танковый ремонтный завод из Армавира (Краснодар ) (1 БМД-1).
Российские военные рассматривали возможность замены серии БМД на ГАЗ-3937. Это очень легкий колесный бронетранспортер, в конструкции которого используются пластик и углеродное волокно, а также алюминий. ГАЗ-3937 может сбрасываться с воздуха, как и БМД, но он значительно легче и дешевле в производстве. Поскольку ГАЗ-3937 лишен броневой защиты, проходимости и тяжелого вооружения серии БМД, а вооружен только 7,62-мм пулеметом ПКМ перед командирским люком, то БМД-4 (модернизированная БМД-3 ) была выбрана для будущего использования российской воздушно-десантной и морской пехотой. БМД-4 использует ту же 100-мм пушку с 30-мм автопушкой и 7,62-мм среднюю пулеметную башню с улучшенным, увеличенным корпусом, что увеличивает общий вес до 15-тонного класса. Гидрореактивные двигательные установки БМД-3/4 достаточно сильны, чтобы обеспечивать транспортировку с корабля на берег, что привело к использованию российской морской пехотой.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с БМД-1. |