Серия БМП из боевых машин пехоты была среди первая производственная линия Боевая техника пехоты. В серию включены базовые БМП, бортовые варианты БМД, а также лицензированные модифицированные (например, MLI-84 ) и модифицированные версии (например, Boragh, Тип 86 ). БМП означает Боевая машина Пехоты (русский : Боевая Машина Пехоты), что означает «боевая машина пехоты»). Первоначально они были разработаны в 1960-х годах в Советском Союзе.
Вторая мировая война началась с относительно неразвитых концепций бронетанковой войны, особенно с использованием общевойсковых групп. Танковые и пехотные части часто организовывались как отдельные подразделения, что приводило к проблемам с командованием и координацией.
По мере развития войны доктрина общевойсковых становилась все более усовершенствованной, и возникла потребность в специалистах. Все большее значение приобретали машины, позволяющие поддерживать тесный контакт пехоты с броней. Большинство этих машин были полугусеницами. Были целесообразные меры; пехота Красной Армии часто ехала на танках. В 1944 году канадцы ввели практику переоборудования самоходных орудий и танков для перевозки пехоты - известные как «Кенгуру». «Кенгуру» указывал путь вперед, предлагая гораздо лучшую броню, чем полугусеницы, и мог не отставать от танков на любой местности.
В послевоенное время в большинстве армий начали использовать полностью гусеничные машины в роли специального бронетранспортера , в том числе советский БТР-50, британский FV432 и США M113. Эти машины в целом страдали с точки зрения дальности и скорости, и многие силы также использовали колесные машины в дополнение к гусеничным версиям или вместо них. В целом, эти машины обеспечивали ограниченную защиту и не предполагали участия в реальных боевых действиях; они держали пехоту в непосредственной близости от бронетехники во время движения, но при контакте с противником они выгружали свою пехоту перед отходом в более безопасные районы - практика, которая привела к тому, что их называли «боевыми такси» или «боевыми такси». Немецкий Schützenpanzer Lang HS.30 был исключением, так как имел 20-мм пушку для поддержки пехоты и против легковых машин.
В 1950-е годы этот способ ведения боя все чаще подвергался сомнению. Выгрузка пехоты на поле боя, которое, как предполагалось, было усеяно химическими и ядерными ядами, не казалась хорошей идеей. Кроме того, в то время как БТРы двигались в направлении боя и обратно, пехотное отделение в задней части не имело никакого отношения, создавалась клаустрофобная обстановка, в которой мужчины не могли добавить к сражению. Военные теоретики обратились к концепции боевой машины пехоты (БМП), похожей на БТР, но с ожиданием, что пехотное подразделение сможет эффективно оставаться в боевой технике, а также улучшать собственные машины. вооружение. Советский Союз был вторым, кто адаптировался к этому новому стилю ведения боя, выпустив требования, а затем представив в конце 1960-х годов БМП, за которыми вскоре последовали западногерманские требования Мардера.
Требования к БМП были впервые составлены в конце 1950-х годов. Требование подчеркивало скорость, хорошее вооружение и способность всех членов отряда вести огонь изнутри машины. Вооружение должно было обеспечивать прямую поддержку спешенной пехоты в атаке и обороне и иметь возможность уничтожать сопоставимые легкие бронированные машины, такие как американский БТР М-59 или западногерманский HS.30 БМП.
Броня требовалась для защиты экипажа и пассажиров от легких осколков снарядов, а также бронебойных пуль калибра.50 и автопушек калибра 20–23 мм поперек лобовой дуги на дистанциях от 500 м. и 800 м (дистанция выхода пехотинцев на поле боя во время атаки). Боковая броня должна выдерживать бронебойные пули калибра 7,62 мм с дистанции 75 м. Требования также включали систему защиты от ядерного оружия, приборы наблюдения, аналогичные используемым в ОБТ, и радио, способное связываться с командирами частей и танками.
Первоначальная спецификация требовала, чтобы машина была вооружена 23-миллиметровой автоматической пушкой, однако использовалась новаторская комбинация 73-мм 2A28 Grom гладкоствольной полуавтоматической пушки низкого давления. Вместо них использовались реактивные снаряды и недавно разработанная пусковая установка противотанковых проводных ракет (ПТУР) 9С428 для выбранных ПТУР 9М14 «Малютка» (AT-3A Sagger A). Орудие предназначалось для поражения бронетехники противника и огневых точек на расстоянии до 1300 метров (1400 ярдов), а ракетная установка предназначалась для поражения целей на расстоянии 500 метров (550 ярдов). до 3000 метров (3300 ярдов). Гладкоствольная пушка и система пуска ПТУР должны были быть установлены в компактной одноместной башне от Тульского конструкторского бюро приборостроения (КБП).
Требования предъявлялись к различным конструкциям. между 1959 и 1960 годами. Возник вопрос, должна ли БМП быть гусеничной или колесной, поэтому был исследован ряд экспериментальных конфигураций, включая гибридные колесно-гусеничные конструкции. Прототипы (обозначенные как «объекты» по советской классификации):
. За это время США успешно представили бронетранспортер M113 в составе Вьетнамская война в 1962 году. Несмотря на то, что она не была разработана как боевая машина, ее легкая броня и мобильность были эффективны против большинства стрелкового оружия, используемого силами Вьетконга. Она была адаптирована в боевую машину пехоты с оснащением открытые башни и орудийные щиты. В отличие от БМП, ей не хватало огневой мощи и брони, чтобы победить и выжить против других боевых бронированных машин. После появления БМП США ответили серией проектов боевых машин пехоты, начиная с MICV-65, хотя ничего не поступало на вооружение до появления M-2 Bradley в начале 1980-х.
Гусеничный Обьект 764 был выбран после некоторых доработок, потому что конструкция переднего двигателя его улучшена. Это был удобный и быстрый способ монтажа и демонтажа через две задние двери. Из-за слабой брони БМП была относительно легкой и практически не требовала подготовки к десантным операциям.
Первоначальный серийный образец, построенный в 1965 году, получил обозначение БМП. Мелкосерийное производство началось в 1966 году в Челябинске для проведения полевых испытаний, хотя Курганский машиностроительный завод (КМЗ) был переведен на производство БМП, поскольку Челябинск начал производство танков. В период с 1966 по 1970 год был исправлен ряд дефектов, в результате чего первые модели получили четыре немного разных варианта конструкции производства. (Обьект 765Сп1 и Обьект 765Сп2 ). Ключевыми изменениями, внесенными в конструкцию, были:
Дальнейшие улучшения включали новый прицел 1ПН22М2, поворотники и множество мелких деталей (например, установка триммера на шесть шарниров вместо двух, улучшенная герметичность люка командира, новая конструкция кресла наводчика и др.). Все эти изменения привели к увеличению боевой массы с 13,0 до 13,2 тонны. Серийное производство последней серийной модели, Обьект 765Сп3 (НАТО: БМП-1 образца 1970 г.), началось на Курганском машиностроительном заводе в 1973 году.
Было произведено большое количество вариантов БМП-1. Наиболее заметными вариантами БМП на базе БМП-1 были: БМП-2, МЛИ-84 и Бора.
БМП-1. (объект 765Сп1) | БМП-1. (объект 765Сп2) | БМП-1. (объект 765Сп3) | БМП-1П. (объект 765Сп4 / 5) | БМП-1Д | БМП-2 | БМП-3 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Масса. (тонны) | 12,6 | 13,0 | 13,2 | 13,4 | 14,5 | 14,0 | 18,7 |
Экипаж | 3 + 8 | 3 + 7 | |||||
Основное орудие | 73 мм 2А28 "Гром" полуавтоматический гладкоствольный автомат | 30 мм 2А42 автоматическая пушка | 100-мм нарезная автоматическая пушка 2А70. пушка / ракетно-пусковая установка. 30-мм автоматическая пушка 2А72 | ||||
Пулемет (-а) | 7,62 мм ПКТ коаксиальный | 3 × 7,62 мм ПКТ. (1 соосный, 2 носовые) | |||||
ПТУР. (обозначение НАТО) | 9М14 «Малютка». (АТ-3 Sagger). и варианты | 9М113 «Конкурс». (АТ-5 Spandrel). или. 9М111 "Пидор". (АТ- 4 Патрубок). и варианты | 9М14 «Малютка» или. 9М113 «Конкурс» или. сняты (на большинстве машин) | 9М113 «Конкурс». (патрубок АТ-5). или. 9М111 «Фагот». (патрубок АТ-4). и варианты | 9М117 «Бастион». (AT-10 Stabber) | ||
Двигатель | 6-цилиндровый 4-тактный V-образный двигатель UTD-20. безвоздушный дизель с водяным охлаждением. мощностью 300 л.с. (224 кВт) при 2600 об / мин | дизель УТД-20С1. развивает. 300 л.с. (224 кВт). при 2600 об / мин | 10-цилиндровый дизель УТД-29М. развивающая. 500 л.с. (375 кВт). при 2600 об / мин | ||||
Удельная мощность. л.с. / тонна (кВт / тонна) | 23,8. (17,8) | 23,1. (17,2) | 22,7. (17.0) | 22,4. (16,7) | 20,7. (15,5) | 21,4. (16,0) | 26,7. (20,0) |
Хотя БМП-1 был революционной конструкцией, его основное вооружение, 2А28 Гром и пусковая установка ПТУР 9С428, способная стрелять из 9М14 Малютка (НАТО: AT-3A Sagger А) и ПТУР 9М14М Малютка-М (НАТО: AT-3B Sagger B) быстро устарели. Поэтому в Советском Союзе было принято решение производить обновленную и улучшенную версию БМП-1. Основной упор был сделан на совершенствование основного вооружения. В 1972 году начались работы по созданию усовершенствованной версии БМП-1. Изготовлен опытный образец Обьект 680 . Обьект 680 имел новую двухместную башню, вооруженную 30-мм автоматической пушкой Шипунова 2А42 и дополнительным 7,62-мм пулеметом, установленным в барбете, аналогичном мардеру.
БМП-1 должна была пройти боевые испытания в октябре 1973 года. Война Судного дня. Египет получил 230 БМП-1 в 1973 году. Сирия получила от 150 до 170 к началу войны, из которых около 100 были отправлены на передовую. Израильские силы захватили или уничтожили от 40 до 60 египетских БМП и от 50 до 60 сирийских БМП, механические проблемы составили большую часть сирийских потерь.
БМП оказалась уязвимой для огня из пулеметов.50 калибра по бокам и сзади, а также от 106-мм пехотных безоткатных орудий. Необходимость держать некоторые из люков в крыше открытыми, чтобы предотвратить перегрев машины, означала, что машину можно было вывести из строя пулеметным огнем пехоты на возвышенности, стреляющей в открытые люки. Пушка 73 мм показала неточность на расстоянии более 500 метров, а ракету AT-3 Sagger нельзя было эффективно навести из-под башни. Низкий профиль БМП-1 означает, что БМП было трудно вести огонь над головами наступающей пехоты, которую она поддерживала.
С другой стороны, автомобиль получил высокую оценку за то, что он быстрый и маневренный. Низкое давление на грунт позволило ему перемещаться по северным соляным болотам Кантара, где другие машины могли бы увязнуть. Его способность плавать оказалась полезной: он использовался египтянами в первой волне перехода каналов.
Несколько советских технических команд были отправлены в Сирию после войны для сбора информации. Эти уроки в сочетании с наблюдениями за западными разработками ББМ привели к программе замены оригинальной БМП в 1974 году.
Первым продуктом этой программы была модернизация БМП-1П, предназначенная для временного решения наиболее серьезных проблем с существующий дизайн. В корме башни добавлены дымовые гранатометы, а ракетный комплекс с ручным наведением AT-3 Sagger заменен на полуавтоматический управляемый . Система AT-4 Spigot и AT-5 Spandrel. Новые ракеты было довольно сложно использовать, поскольку наводчик должен был фактически стоять на крыше, чтобы использовать оружие, подвергаясь вражескому огню. БМП-1П производилась к концу 1970-х, а существующие БМП-1 постепенно модернизировались до стандарта в течение 1980-х.
Программа разработки, направленная на полное устранение недостатков БМП, была начата одновременно с созданием четырех прототипов, каждый из которых имел двухместные башни.
Командир был перемещен внутрь башни на всех прототипах из-за мертвой зоны, создаваемой инфракрасным прожектором, когда он находился в корпусе, кроме того, вид командира в корму был заблокирован башней. Новая двухместная башня занимала гораздо больше места в корпусе, чем первоначальная одноместная башня, что привело к уменьшению площади экипажа. Была рассмотрена удлиненная версия оригинального 73-мм орудия, но после некоторых дебатов было выбрано 30-мм орудие по следующим причинам:
. В конце концов «Обьект 675» был выбран в качестве БМП-2, вероятно, потому, что новая конструкция корпуса потребовала бы значительного переоснащения на заводах-изготовителях БМП.
Конструкция БМП-3 или Обект 688М восходит к опытному образцу легкого танка Обект 685 со 100-мм пушкой 2А48-1 1975 года выпуска. поступил в серийное производство, но шасси с новым двигателем использовалось для боевой машины пехоты нового поколения «Обект 688» КБ А. Благонравова. Обь. Конфигурация вооружения 688 - внешнее 30-мм орудие и спаренная пусковая установка ПТУР «Конкурс» - отклонена; взамен был выбран новый комплекс вооружения 2К23. Получившаяся в результате БМП-3 была разработана в начале 1980-х и официально поступила на вооружение Советской Армии в 1987 году.