Азат ( армянский : ազատ ; множественное число ազատք azatkʿ, собирательное ազատանի azatani ) был сословием армянской знати ; этот термин изначально стал обозначать среднее и низшее дворянство, в отличие от наксарарков, которые были великими лордами. С позднего средневековья этот термин и его производные использовались для обозначения всего тела знати.
Этот термин связан с иранским āzāt-ān, «свободный» или «благородный», которые указаны как низший класс свободной знати в двуязычной ( среднеперсидской и парфянской ) хаджибадской надписи царя Шапура I, и параллели азнауры из Грузии. См. Статью в Викисловаре для дальнейшей этимологии.
Azatk' были классом благородных помещиков непосредственно подчиненных князей и к царю, как князь своего вотчины, и в то же время был высказан класс благородных воинов, конная порядок, которого вассалитета к династов, первый из все в долгу, который также был привилегией, служить феодальной коннице своих сюзеренов, а также в других обязанностях. Кажется правдоподобным, что они пользовались некоторыми второстепенными государственными правами на своих землях. Azatk' имели свою долю в основных событиях страны, например, на выборах в Католикоса Армении в соответствии с Фаустом Византии. Во время вторжения Шапура II в Королевство Армения, Арсак II (Аршак II), его жена Фаранзем и их сын, будущий царь Папас (Пап) укрылись с армянскими сокровищами в крепости Артогерасса, которую защищал отряд азатко. Их эквивалентность средневековым западным рыцарям была немедленно признана, когда, как и во время крестовых походов, два общества, армянское и франкское, существовали бок о бок. Таким образом, армено-Киликийское кодекс констебля Смбата (после 1275) объясняет значение Азата по dziavor, армянскую адаптация кавалера.