Апам Напат - божество в индо-иранском пантеоне связано с водой. Его имена в Ведах, Апам Напат и в зороастризме, Апам Напат означают «дитя вод "в санскрите и авестийском соответственно. Napāt ("внук", "потомство") родственно с латинским nepos и английским nephew. В Ригведе он описывается как создатель всего сущего.
В Ведах часто очевидно, что «Apām Napāt» используется как титул, а не имя собственное. Это чаще всего применяется к Агни, богу огня, а иногда и к Савитру, богу солнца. Мэри Бойс также установила соответствие между ведической и авестийской традициями Апам-Напата и Варуной, которого также называют «Дитя вод», и который считается бог моря. В иранской традиции его также называют Бурз («высокий», персидский : برز ) и является язад.
В Яшт 19 зороастрийской Авесты Апам Напат предстает как создатель человечества. Однако, поскольку в зороастризме Ахура Мазда почитается как верховный творец, эта функция Апум-Напата уменьшилась. Это одна из причин, по которой Апам Напату больше не поклоняются повсеместно, хотя его до сих пор ежедневно чтят в зороастрийских литургиях. Статус бога-творца также виден в гимне в честь ведического Апам Напат.
Наряду с Митрой, Апам Напат поддерживает порядок в обществе, а также Хварена, благодаря которому иранские народы поддерживают законное правление. Его долг - распространять воду из моря во все регионы.
В одном ведическом гимне Апам Напат описывается как выходящий из воды, золотой и «одетый в молнии». ", который предположительно относится к огню. Его регулярное отождествление с Агни, который несколько раз описывается как прячущийся или живущий в воде, и сравнение с другими индоевропейскими текстами, привело некоторых к размышлениям о существовании протоиндоевропейского мифа С изображением огненного божества, рожденного из воды. Такие тексты включают норвежское стихотворение IX века, в котором используется имя sǣvar niþr, что означает «внук моря», как кеннинг для огня, и старинное армянское стихотворение, в котором тростник в середине спонтанно вспыхивает море, из которого возникает герой Ваагн с огненными волосами и глазами, пылающими, как солнце.
Вопрос о том, был ли огонь изначальной частью природы Апам Напат, остается предметом споров, тем более что эта связь отсутствует в иранской версии. Герман Ольденберг полагал, что Апам Напат изначально был независимым водным божеством, которое позже стало ассоциироваться с Агни, отчасти из-за древней индийской веры в то, что вода содержала в себе огонь, и казалось, что огонь «входит» в воду, когда угашен им. Точно так же ассоциации с Савитром можно понять как происходящие от образа заходящего солнца, погружающегося в океан. Другая теория объясняет связь между огнем и водой через молнию, «вспышку огня, порожденную дождевыми облаками».
Основываясь на идее, что этот образ огня из воды был вдохновлен пылающим просачиванием природного газа, Были предприняты попытки связать название «Апам Напат» со словом «нафта », которое перешло на греческий, а затем и на английский язык из иранского языка. Однако нет никаких зарегистрированных свидетельств связи между священными огнями иранской религии и нефтью или природным газом, и происхождение «нафты», скорее всего, аккадского napṭu, «нефть».