Анна Станиславская

редактировать
Анна Станиславская
Портрет Анны из рода Станиславских - неизвестного художника. Находится в Национальном музее в Варшаве Портрет Анны из рода Станиславских - неизвестный художник. Находится в Национальном музее в Варшаве
Родился1651
Умер2 июня 1701 года (51 год)
Литературное движениеПольское барокко, Сарматизм
Известные произведенияTransakcja albo opisanie całego życia jednej sieroty przez żałosne treny od tejże samej pisane roku 1685

Анна Станиславская (1651 - 2 июня 1701 г.) Польский автор и поэт, известный своим единственным произведением Transakcja albo opisanie całego życia jednej sieroty przez ałosne treny od tejże samej pisane roku 1685, что в переводе означает «Сделка», или «Описание всей жизни» Одна девочка-сирота через печальные причитания, написанные тем же 1685. Неопубликованная рукопись была обнаружена в публичной библиотеке в Св. Петербург почти два века спустя, в 1890 году, профессор славистики Александр Брюкнер объявил Станиславскую самой ранней известной польской поэтессой. Работа была окончательно напечатана в 1935 году.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Эпизод «Эзоп»
    • 1.3 Более поздняя жизнь и браки
  • 2 Транзакция (1685)
    • 2.1 Критика
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Дополнительная литература
Биография

Ранние годы

Станиславская родилась в 1651 году в семье Михала. Станиславский, военачальник и одно время воевода Киевской губернии, и Кристина Боркова Шишковская (урожденная Нищицкая). Станиславская была представительницей шляхты, или дворянского сословия, и ее семья носила герб Плавы, связывая их с могущественными семьями Потоцких и Зебжидовских. После смерти матери, когда ей было три года, Станиславскую отправили в монастырь недалеко от Кракова для обучения у доминиканских монахинь. Ее двоюродная бабушка по материнской линии, Грызельда Доминика Зебжидовская, была там настоятелем, пока она не умерла от бубонной чумы, после чего Станиславская была передана под опеку ее деда по материнской линии.

Эзоп. "серия

Младший брат Станиславской Петр умер в 1667 году, что побудило ее отца вернуть ее домой. В 1663 году он повторно женился на Анне Потоцкой Казановской-Слуцкой и под давлением своей новой жены устроил брак своей дочери с Яном Казимежем Варшицким. Варшицкий имел сильные связи, будучи сыном Станислава Варшицкого, сенатора и кастеляна Кракова, но он также был умственно неполноценным, физически жестоким и совершенно не интересовался Станиславской в ​​сексуальном плане. В «Транзакции» Станиславская почти всегда называет его «Эзоп » из-за его уродливой внешности, но в конечном итоге она жалеет его как «раба» его коварного и «тиранического» отца. Большая часть пьесы рассказывает о ее страданиях в браке с Варшицким и о ее попытках добиться с ним развода. Незадолго до свадьбы она смертельно заболела, и церемония бракосочетания проводилась в ее доме, а не в церкви, как было традиционно.

После смерти отца в 1669 году Станиславская стала владеть семейным имением. Ее новым опекуном стал ее двоюродный дед Иоанн III Собеский, который станет королем Польши в 1674 году. С его помощью Станиславская наладила отношения с мачехой и сбежала в монастырь, требуя убежища от мужа и его семьи. Она добивалась аннулирования в суде, который, наконец, был удовлетворен около 1670 года. Показания мачехи, в которых она утверждала, что она и отец Станиславской заставили девушку выйти замуж против ее воли, имели решающее значение для обеспечения аннулирования.

Более поздняя жизнь и браки

Смерть и Святой Рох, одно из нескольких лепных украшений в так называемой Часовне Доброй Смерти в Тарлове, скорее всего, по заказу Анны Станиславской.

После развода Станиславская быстро вышла замуж за дальнего родственника Яна Збигнева Олесницкого. Согласно Transaction, они были счастливы в браке до смерти Олесницкого от холеры в 1675 году во время военной экспедиции во время Второй польско-османской войны. В 1677 году она снова вышла замуж за Яна Богуслава Збонского. В 1683 году Збэски умер от травмы, полученной им во время битвы за Вену во время Третьей польско-османской войны. Именно в этот момент Станиславская начала писать Транзакцию. Мало что известно о жизни Станиславской после 1685 года. В какой-то момент в 1690-х годах на нее подали в суд после того, как она возглавила группу слуг и жителей деревни против новых владельцев соседнего имения, которое было конфисковано из-за неоплаченных долгов. Она пожертвовала большую часть своего состояния различным миссионерским группам и пиаристам монахам в Дунайгроде, оставив последним свое имущество по ее завещанию. Она умерла 2 июня 1701 года в Куруве.

Транзакция (1685)

Транзакция, или Описание всей жизни одной девочки-сироты через печальные причитания, написанные тем же 1685 годом. автобиографическое (по мнению автора) стихотворение, описывающее жизнь Станиславской и три брака между 1668 и 1685 годами. Оно состоит из 77 плачей, или жалоб, каждая из которых содержит различное количество восьмистрочных строф. Он также содержит введение из 22 строк под названием «Для читателя», заключение из 12 строк «Заключение - для читателя этой книги» и многочисленные глоссы на полях.

Это польское барокко. произведение, характеризующееся драматизмом, всплеском эмоций и строгой формой. Это также отражает сильный католицизм Станиславской, типичный для движения сарматизм того периода и свидетельство ее монастырского образования. рифмы Станиславской следуют формату AABBCCDD, называемому честоховскими рифмами, которые были очень непопулярны среди польских поэтов и поэтому были необычным выбором. Ее главным источником вдохновения, скорее всего, были «Плачи» Яна Кохановского (также переведенные как «Тренодии»), написанные в 1580 году о смерти его двухлетней дочери. Как и Кохановский, Станиславская олицетворяет и обращается к Фортуне в своей работе, помимо ссылки на христианского бога. Возможно, она также использовала традиции «придворного театра» для своего повествования.

Ожарска отмечает, что, описывая жизнь Станиславской и смерть трех ее мужей, в рукописи не упоминается ни один из руководителей по имени; Фактически, титульный лист приписывает авторство книги «Иисусу, Марии и Иосифу». Имена руководителей занесены в авторские глоссы. Таким образом, Ожарска считает, что произведение не должно быть автобиографическим, а изображать польскую культуру 17-го века, в том числе «ухаживания, обручения, свадьбы или похоронные обычаи, которые изображены очень подробно».

По неизвестным причинам, Транзакция никогда не публиковалась и не была обнаружена до 1890 года, когда рукопись была найдена в Св. Петербургская публичная библиотека профессора славистики Александра Брюкнера. Брюкнер объявил Станиславскую первой польской поэтессой в своем исследовании 1893 года «Первая польская писательница и ее рифмованная автобиография». Однако более поздние исследования опровергли утверждение Брюкнера. Даже после публикации Транзакции в 1935 году Станиславскую превзошли по известности ее современники Эльжбета Дружбачка и Антонина Немиричова, как исторически, так и в польском литературном каноне.

Транзакцию можно было только опубликовать. после многих лет переговоров с Санкт-Петербургом, которые были осложнены русской революцией в 1917 году. В конце концов работа была отправлена ​​в Польшу в рамках более крупного обмена в 1935 году, и в том же году ее отредактировала и опубликовала Ида. Котова. Хотя личность Станиславской как автора какое-то время подвергалась сомнению, Котова включила в свое издание письмо 1699 года, написанное Станиславской, которое соответствует почерку в Transaction. Оригинальная рукопись Станиславской была либо уничтожена, либо утеряна во время Варшавского восстания в 1944 году.

Критика

В своем предисловии к «Транзакции» Ида Котова резко критиковала ясность и воображение Станиславской, написав что на заметки на полях часто приходилось полагаться для «истинного смысла строфы» и что ее рифмы были «обычно… натянутыми, а иногда просто вынужденными». Брюкнер согласился, неоднократно называя поэзию «бедной» или даже «ужасной», но продолжал восхвалять «женское остроумие» Станиславской. Хотя более поздние ученые были более снисходительными, назвав Транзакцию «искренним и художественно ценным признанием», а также «подробным и реалистичным», в конечном итоге работа была отмечена больше за ее социальный смысл, чем за ее стиль. Это были «первые сугубо личные женские воспоминания для просвещения и наставления читателей» в регионе, и один из многих недавно обнаруженных «других» и, безусловно, «забытых» голосов эпохи барокко ».

См. также
Ссылки
Источники
  • Ожарска, Магдалена (2012). «Объединение плача со стихотворным мемуаром: Дело Анны Станиславской (1685)». Славия - Часопис про Слованску Филологии. 81 (4).
  • Перец, Майя (1993). «В поисках первой польской писательницы». Польское обозрение. 38 (4). JSTOR 25778749.
  • Станиславская, Анна (2016). Девушка-сирота: Транзакция, или Отчет о всей жизни девочки-сироты посредством жалобных гнев в 1685 году. Другой голос в Европе раннего Нового времени: Серия Торонто. 45 . Торонто, Онтарио: Iter Academic Press. ISBN 9780866985475.
Дополнительная литература
  • Кусяк, Йоланта (2008), «'Jedna sierota' w sarmakim świecie - autoportret Anny Stanisławskiej», в Адамовиче, Дарья ; Анисимовец Юлия; Таранек, Ольга (ред.), 'Gorsza' kobieta: dyskursy, inności, samotności, szaleństwa, Sutoris, pp. 211–221
  • Брюкнер, Александр. "Wiersze zbieranej drużyny: Pierwsza autorka polska i jej autobiografia wierszem". Biblioteka Warszawska, (1893), 424–29.
  • Фей, Альфред. "За старопольским: Ян Смолик - Анна Станиславская". Pamiętnik Literacki 1–4 (1936): 815–40.
  • Mikulski, Tadeusz. "Старопольские Дробаязги: Анна Збска зе Станиславских". Ruch Literacki 7–8 (1935): 202–3.
  • Sinko, Tadeusz. "Trzy malżeństwa jednej sieroty". Czas 109 (1935): 5.
  • Щенсны, Станислав (1998), "Anny ze Stanislawskich Zbąskiej opowieść o sobie i mężach: Glosa do barokowej trenodii", в Stasiewicz, Krystyna (ed.), Pisarki [Pisarki] Zbska, урожденная Станиславская, «История себя и ее мужей: взгляд на барочные гнева»] (на польском языке), Ольштын: Wyższa Szkola Pedagogiczna, стр. 69–87
Последняя правка сделана 2021-06-11 16:25:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте