Альфонсо Феррабоско (крещение 18 января 1543 - 12 августа 1588) был итальянским композитором. В основном он известен как одинокий итальянец мадригалист, работающий в Англии и в основном ответственный за рост мадригала там, он также сочинил много духовной музыки. Он также мог быть шпионом Елизаветы I, когда был в Италии.
Его сын, Альфонсо Феррабоско младший также был композитором.
Он был старшим сыном Доменико Феррабоско и член аристократической болонской семьи, среди членов которой было много музыкантов. Альфонсо родился в Болонье. Мало что известно о его ранней жизни, но известно, что он провел часть ее в Риме, а часть в Лотарингии на службе у Карла Гиза. В 1562 году, вероятно, со своим дядей, он впервые приехал в Англию, где нашел работу у Елизаветы I. На протяжении всей своей жизни он совершал периодические поездки в Италию, не без споров, поскольку, очевидно, ни Папа, ни инквизиция полностью не одобряли его пребывание в Англии, которая в конце XVI века активно вела войну с католиками. страны. Находясь в Англии, он потерял свое итальянское наследство, и, находясь в Италии, ему были предъявлены обвинения в определенных преступлениях в Англии (включая ограбление и убийство другого иностранца). Хотя ему удалось очистить свое имя, он покинул Англию в 1578 году и больше не вернулся; он умер в Болонье.
Многие говорят, что он был агентом секретной службы Элизабет, работая в то время, когда такая разведка была крайне необходима; однако по этому утверждению когда-либо было представлено немного больше, чем косвенных доказательств. Ему, безусловно, очень хорошо платили для музыканта при дворе Елизаветы. Попытки Елизаветы заставить его вернуться в Англию после 1580 года оказались безрезультатными.
Феррабоско привез мадригал в Англию. Хотя он не положил начало этому повальному увлечению мадригалом - оно началось в 1588 году с публикации музыки Николаса Йонга Musica Transalpina, популярность которой была такова, что мадригал мгновенно стал самым распространенным. тип композиции в Англии - он посадил семена для этого развития. Стиль Феррабоско, возможно, был сдержанным и консервативным по стандартам Маренцио или Луцзаски, но он был гармоничным с английским вкусом. Большинство его мадригалов были для пяти или шести голосов, были легкими по стилю и в значительной степени игнорировали прогрессивные разработки в Италии, такие как экспрессивный хроматизм и рисование слов. Технически они были искусны, и именно это качество больше всего поразило английских комментаторов: «глубокое мастерство» - это фраза Томас Морли, которую он использовал для описания своей работы, когда он опубликовал несколько своих сочинений в сборнике 1598 года., через десять лет после его смерти. также включил в свою рукопись две свои работы, теперь известные как Партбуки Доу.
. Помимо мадригалов, Феррабоско писал духовную музыку, в том числе мотеты, плачущие, и несколько гимнов, все в вокальном стиле a cappella. Он также писал инструментальную музыку: фантазии, паваны, гальярды, In Nomines и passamezzos, для разнообразие инструментальных комбинаций, включая лютню и альты.