Ахмет Байтурсынов

редактировать
Ахмет Байтурсынов
Ахмет Байтұрсынов.jpg
Родилсяок. (1872-09-05) 5 сентября 1872 года. Тургайская область, Российская Империя
Умер8 декабря 1937 (1937-12-08) (65 лет). Алма-Ата, Казахская ССР, Советский Союз
НациональностьКазах
Род занятийПоэт, тюрколог, политическая
Политическая партияКонституционно-демократическая (1905–1917). Алаш (1917–1919). Коммунистическая (1919–1919) 1929)
Супруг (а)Бадрисафа Байтурсынова

Ахмет Байтурсынов (казах : Ахмет Байтурсынулы; русифицированный : Ахмет Байтурсынов) (05 Сентябрь 1873 г. - 8 декабря 1937 г.) был казахом интеллектуалом, работавшим в областях политики, поэзии, лингвистики и образование.

Байтурсынов реформировал казахский алфавит. В 1912 году он исключил все чисто арабские буквы, не использованные в казахском языке, и добавил буквы, характерные для казахского языка. Новый алфавит, получивший название Tote jazu (что означает прямое письмо), до сих пор используется казахами, живущими в Китае, Афганистане и Иране. Байтурсынов также разработал основы казахского языка и научную терминологию для определения грамматики казахского языка. В 1937 году он был расстрелян во время Большой чистки.

Содержание
  • 1 Молодость, образование
  • 2 Политическая деятельность
    • 2.1 Активность, тюремное заключение (1905-1909)
    • 2.2 Ссылка (1911-1917)
    • 2.3 Алаш-Орда (1917-1919)
  • 3 Дальнейшая жизнь, казнь
  • 4 Наследие
  • 5 Источники
Ранние годы, образование

Байтурсынов родился на территории сегодняшней Костанайской области, получил образование в Оренбургской учительской школе. После его окончания в 1895 году Байтурсынов работал преподавателем в ряде городов Казахстана, в том числе Актобе, Костанай и Каркаралинск.

Когда Байтурсынову было 13 лет, сотрудники милиции во главе с полковником Яковлевым приехали в село и устроили погром, отец Ахмета, Байтурсын Шошак-ула, и трое братьев Ахмета, которые не терпели издевательств со стороны сотрудники милиции избили полковника Яковлева. В наказание их отправили в Сибирь на 15 лет.

Байтурсынов обучался грамоте у сельских мулл. Родственники отправили его в Тургайскую русско-казахскую школу. После учебы Байтурсынов переехал в Оренбург, чтобы продолжить образование в четырехлетней педагогической школе, основанной просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге Байтурсынов столкнулся с финансовыми трудностями, но все же окончил школу в 1895 году. В том же году, когда он закончил, Байтурсынов опубликовал свою первую статью «Киргизские приметы и пословицы» в региональной газете.

Преподавал в сельских школах Актюбинской, Кустанайской и Каркаралинской областей. Работая учителем в русско-казахской школе в Кустанайской области, Байтурсынов жил в доме рядом с русским лесником, дочь которого Александра Ивановна влюбилась и вышла за него замуж. Их брак был заключен в мусульманской мечети в селе Аулиеко. Ивановна начала исповедовать ислам, сменив имя на Бадрисафа Мухаметсадыкова Байтурсынова. Они жили в Кустанае, где работал учителем в русско-казахской школе. В следующем году Байтурсынов и его жена переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где они пробыли до 1909 года.

Политическая деятельность

Активизм, заключение (1905-1909)

В 1905 году он вместе с другими казахами сформировал казахское крыло Конституционно-демократической партии. Байтурсынов был одним из авторов Каркаралинской петиции, которая выступала за прекращение экспроприации земель у казахов, прекращение притока иммигрантов и создание народных земств. В 1907 году он был сначала заключен в тюрьму за критику царской администрации, а затем в 1909 году снова на 8 месяцев без суда в Семипалатинской тюрьме. Его участие в политике, вероятно, привело к его изгнанию из степных регионов. После ссылки Байтурсынов переехал в Оренбург.

ВЦИК КПСС в 1919 г. 27 августа начались политические протесты Б. против решения присоединиться к Костанайской области в Челябинская область стала базой для возвращения Костанайской области Казахстану. Это был 1920 год. Он был членом правительства Казахской АССР, сформированного в августе 1920-1921 годов, а в 1920-1921 годах занимал должность Уполномоченного по народонаселению Казахской АССР.

В 1922 г. работал Академическим центром при областном народном комиссариате, научно-литературной комиссией Наркомата торговли в 1922–1925 гг., Председателем Исследовательского общества по Казахской области. Байтурсынов был сотрудником различных государственных служб и при этом ему не нравилась даже любимая педагогическая работа.

С 1921 по 1925 год читал лекции в Оренбурге, в 1926–1928 годах в Казахском институте народного образования в Ташкенте, преподавал казахский язык и литературу, историю культуры.. В 1928 году в связи с открытием Казахского государственного педагогического института в Алматы по приглашению ректора был переведен на должность профессора. 2 июня 1929 года вместе с 43 активистами движения Алаш был арестован в Алматы и до конца этого года отправлен в Бутырский следственный изолятор Москвы для проведения расследования. В 1930-е, в 1930-е годы наркомом СССР 4 апреля Байтурсынов был приговорен к смертной казни. Это решение менялось несколько раз: в январе 1931 года, через десять лет, в 1932 году, в ноябре выслать в Архангельск сроком на 3 года.

1926 г. Член президиума I тюркологического съезда - Ахмет Байтурсынов, проходившего в Баку.

В мае 1933 г. остальное время в связи с плохим состоянием здоровья разрешено проводить с семьей (его жена и дочь), которых выгоняют из Западной Сибири. В 1934 году с помощью жены Горького Е. П. Пешковой Байтурсынов был досрочно освобожден и вернулся в Алматы. Постоянной работы здесь нет, а краткосрочная работа в различных учреждениях. 8 августа 1937 года был снова арестован и расстрелян через два месяца, 8 декабря. Первая книга Байтурсынова - «Сорок примеров» вышла в 1909 году, положив начало целому поколению. В своем творчестве он скрывал и унижал российские колониальные силы, застойное состояние страны. Байтурсынов - интересная форма образцового жанра, идеи концепта, социоса токсичного языка. и это помогло пробудить сознание. Гражданские мечты, стихи и стихи поэта были опубликованы в отдельной книге под названием Маса (1911). Основная идея Масса - читать публично, призывать к художественному образованию, проповедовать культуру и работать. Поэт призывал людей преодолевать такие недостатки, как тьма, равнодушие, марширование. Воспитание образовательных и критических традиций Абая, ХХ век Байтурсынова. довела казахскую литературу до революционно-демократического уровня. Байтурсынов также перевел казахские стихи А.С. Пушкина, Л.Ю. Лермонтова, Ф.Фольтера, С.Н. Надсона. Эти переводы - сюжеты Байтурсынова, идейно-художественные произведения. Она беспокоилась о будущем страны и стала духовным лидером казахстанской молодежи с многогранным делом мудрости.

Изгнание (1911-1917)

Байтурсынов (слева) вместе с Букейхановым (в центре) и Дулатули (справа) в Оренбурге, 1913 г.

Во время ссылки он писал статьи для Ай Гап. В 1911 году Байтурсинули опубликовал свое первое произведение чисто политического характера - Маса («Комар»). В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной Думы Алиханом Букейхановым и Мирджакипом Дулатули, поэтом и писателем, основал казахстанскую газету Казак в Оренбурге, где Байтурсынов работал главным редактором. Газета выходила до весны 1918 года. За это время он издал «Кырык мысал» («Сорок пословиц»). Другим его значительным изданием был казахский перевод басен Ивана Крылова.

Алаш-Орда (1917-1919)

Во время русской революции 1917 года Байтурсынов вернулся в степи и начал работать с членами Алаш. Орда. С ними он добивался, чтобы у казахов было независимое государство. На двух Пан-киргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании партии Алаш и был одним из организаторов и руководителей Алашской автономии. В конце того же года Байтурсынов был избран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа. 4 апреля 1919 г. он был амнистирован ВЦИК. После этого Байтурсынов перешел на сторону Советского правительства и вступил в Коммунистическую партию большевиков. С 1919 года он был членом Комитета депутатов Учредительного собрания и заместителем председателя Революционного комитета Казахского края, а также комиссаром по вопросам просвещения. В этом качестве он помог реформировать образование и основать первый университет в Казахской ССР.

Более поздняя жизнь, казнь
Фотография Байтурсынова 1937 года, одна из последних его фотографий.

В июне 1929 года ему напомнили о политической деятельности, и он был арестован НКВД и отправлен в тюрьму в Кызыл-Орде, как в царские времена снова с Мирджакип Дулатули, а затем отправили в Архангельскую область. Его жену Байтурсынову и ее приемную дочь Шолпан отправили в Томск. В 1934 г. по просьбе Е. Пешковой (жены Максима Горького), работавшей в Комиссии Красного Креста, Байтурсынов был освобожден. Он воссоединился со своей семьей, у которой уже было трое приемных детей в Алма-Ате. В октябре 1937 года Байтурсынова в последний раз арестовали за сокрытие «буржуазно-националистических настроений». Через два месяца, 8 декабря, его казнили. Это привело к возмущению, которое было быстро и кроваво подавлено.

Наследие
Казахстанская марка Байтурсынова 2005 года.

По сей день Байтурсынов пользуется большим уважением в Казахстане, но считается в некоторой степени трагической фигурой, что свидетельствует о количестве авторов. поэты и мыслители, погибшие от советских репрессий. В одной из его бывших резиденций в Алма-Ате создан музей в честь Байтурсынова, а в его память переименован ряд улиц по всему Казахстану. Его статуя также находится в городе Костенай. Работа Байтурсынова также входит в учебную программу системы среднего образования Казахстана. Еще одним значительным достижением Байтурсынова была его адаптация арабского письма для казахского алфавита.

Ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-09 23:46:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте