Абдулла Газнави | |
---|---|
Должность | Шейх, Маулана, Алламах |
Личный | |
Родился | 1811 |
Умер | 1881. Амритсар, Пенджаб, Британская Индия |
Религия | Ислам |
Этническая принадлежность | Афганский |
Регион | Пенджаб, Индия |
Конфессия | Ахли Хадис |
Маулана Абдулла Газнави(1811–1881) был афганско-индийским мусульманским ученым и пиетистом. Ученик Сайида Назира Хусейна, он был изгнан из своего родного Газни Афганистана из-за его приверженности и распространения доктрин Ахли-хадисов и имел поселился в Амритсаре, Пенджаб, где вскоре начал привлекать свой собственный круг студентов и почитателей. По словам политолога Дитриха Ритца, Абдулла Газнави представлял аскетическую традицию в руководстве раннего движения Ахли Хадис в отличие от тех, кто отражал растущую популярность секты среди городской элиты.
Абдулла Газнави родился в 1811 году в Афганский город Газни. При рождении ему дали имя Мухаммад Азам, но позже он изменил его на Абдулла. После обучения у местных ученых он переехал в Кандагар, чтобы учиться у выдающегося ученого Аллама Хабибуллы Кандахари, и вернулся в Газни после завершения учебы. В юности Газнави был особенно вдохновлен учением индийских мусульманских возрожденцев Сайида Ахмада Бараилви и его товарища Шаха Исмаила Дехлави, прочитав богословский труд Шаха Исмаила Taqwīyyat al-īmān (Укрепление веры). В этот период в Афганистане последователи Сайида Ахмада Ахли-хадис в соседней Индии были широко, часто полемически связаны с арабским ваххабитским движением из-за их доктрин и в контексте потенциал ваххабитов для политической подрывной деятельности, что привело Газнави к тому, чтобы стать персоной нон грата в своей родной стране.
Впоследствии Газнави отправился в Дели с двумя товарищами для изучения хадисов под руководством выдающегося ученого Сайида Назира Хусейна Дехлави. Однако он не закончил учебу, когда вспыхнуло восстание в Индии в 1857 г.. Газнави покинул Дели и вернулся в Афганистан во время конфликта. Приняв реформистскую и пуританскую ориентацию, он начал открыто проповедовать против предполагаемых религиозных нововведений (бид'ах ) и против слепой приверженности (таклид ) преобладающим ханафитам школа. Традиционные афганские ученые издали фетву, объявив его кафиром (неверующим), и пожаловались на него правителю Амиру Дост Мохаммад Хану, который приказал Газнави быть изгнанным. В течение следующих пятнадцати лет Газнави путешествовал по разным местам по всему северо-западу Индии со своей семьей и учениками, сталкиваясь с большой враждебностью из-за его учений, куда бы он ни пошел. За это время он трижды возвращался в Газни и каждый раз высылался. В последний раз его избили, а затем посадили в тюрьму на два года, прежде чем выслать.
После освобождения и окончательного изгнания из Афганистана Газнави переехал в Пенджаб и поселился в Амритсар. Однако когда он приехал в этот город, некоторые из его жителей распространили слухи о том, что он ваххабит, и это вызвало подозрения у местной британской администрации. Поэтому он переехал в соседнее село Хайрди, где спокойно учил. В Амритсаре он в конце концов основал школу, медресе Аль-Газнавия, и стал влиятельным представителем движения Ахли-Хадис в этом районе. По мере того как его популярность росла, новые учебные центры были основаны в Дели, Бхопале и Патне. У Абдуллы Газнави было пятнадцать дочерей и двенадцать сыновей, многие из которых продолжили его реформистскую работу.
Абдулла Газнави был отмечен среди своих учеников за его ревностную преданность Богу и память. Его. Он был назван Мустаджаб Ад-Дуа (на чьи молитвы был дан ответ), что означает, что многие из его молитв были приняты. Согласно одному рассказу, однажды, когда Газнави был занят поминанием Бога в мечети, можно было слышать, как стены мечети повторяли: lā ilāha illā -llāh (нет бога, кроме Аллаха). Шамс-уль -Хак Азимабади писал о нем в своем «Гаят аль-Максуд» (1/12):
Он был во всех условиях утонул в поминании Аллаха (Славного и возвышенного), пока его мясо, кости, вены, волосы и все его тело были обращены к Всевышнему Аллаху, исчезли в поминании Его (Славного и Возвышенного).
Сайид Абдул Хай аль-Хасани ан-Надви аль-Ханафи писал в своей книге «Нужа аль-Хаватир» (т. 7 стр. 302-303):
Шейх, имам, ученый Мухадис Абдулла ибн Мухаммад ибн Мухаммад Шариф аль-Газнави, шейх Мухаммад Азам (его настоящее имя) Аз-Захид аль-Муджахид (подвижник-подвижник) в желании Аллаха, предпочитая Его удовлетворение себе, своей семье, богатству и стране. У него был престижный ранг и большие познания.