Комментарий Аввакума или Пешер Аввакум, обозначенный 1QpHab (Пещера 1, Кумран, pesher, Habakkuk ) был среди семи оригинальных свитков Мертвого моря, обнаруженных в 1947 году и опубликованных в 1951 году. Благодаря раннему открытию и быстрой публикации, а также поскольку его относительно нетронутая сохранность, 1QpHab является одним из наиболее часто используемых тщательно исследованы и проанализированы несколько сотен известных ныне свитков.
Свиток составляет примерно 141 сантиметр (56 дюймов) от конца до конца, с тринадцатью столбцами из иродианского письма, написанного на двух кусках кожи, сшитых вместе льняной нитью. В большинстве столбцов отсутствуют самые нижние строки, первый столбец почти полностью потерян, а в центре второго столбца есть отверстие. Третья глава Аввакума полностью отсутствует в pesher, но была исключена намеренно, не уничтожена старением (большая часть последнего столбца свитка пуста, что ясно показывает, что текст пешера был полным). Несмотря на это, свиток по-прежнему в значительной степени удобочитаем, и редакторы заполнили пробелы с разумной уверенностью.
Пешер связывает нескольких современных людей с пророчеством, хотя они также упоминаются только заголовками, а не именами. Герой или лидер, за которым должно следовать сообщество, называется Учитель праведности, фигура, найденная в некоторых других свитках Мертвого моря. Пешер утверждает, что Учитель напрямую общался с Богом и получил истинное значение Священных Писаний. Учитель до сих пор не был успешно идентифицирован с какой-либо исторической фигурой, хотя Роберт Эйзенман в своей книге 1997 года с таким названием
аргументировал свою идентификацию как Джеймс Справедливый. Противниками Учителя были Злой Жрец и Человек лжи. Злой священник изображается как ложный религиозный лидер, которому в какой-то момент доверял Учитель. Сообщается, что к концу пешера Злой священник был схвачен и замучен своими врагами. Его истинная личность также вряд ли будет названа с уверенностью, хотя почти каждый современный хасмонейский священник в какой-то момент был назван учеными Злым священником. Утверждается даже, что этот титул был приписан нескольким лицам. Человек лжи обвиняется автором в попытке дискредитировать Учителя, а также Тору. Его настоящее имя также еще не было успешно идентифицировано ни с одной исторической фигурой, хотя Роберт Эйзенман утверждал, что его отождествляют с Павлом Тарсским.
Также мимоходом автор упоминает Дом Авессалома, которого обвиняют в бездействии, пока Человек лжи работал против Учителя. В отличие от других, это имя приписывается только нескольким историческим личностям, наиболее вероятным кандидатом является предположительно саддукан, относящийся к Аристобулу II по имени Авессалом.
Автор пешера находит такое же решение своей сложной ситуации, как и пророк Аввакум за столетия до этого: стойкость через веру. Он утверждает, что его община не погибнет от рук нечестивого Иуды. В свою очередь, власть отомстить и судить Киттимов будет дана Богом верующим.
Что еще более важно, чем комментарий в пешере - это цитируемый текст самого Аввакума. Расхождения между еврейским текстом свитка и стандартным масоретским текстом поразительно минимальны. Самыми большими различиями являются порядок слов, небольшие грамматические вариации, добавление или пропуск союзов и варианты написания, но они достаточно малы, чтобы не повредить смысл текста.
Избранная библиография