Iyal (حيل, единственное число īla حيلة "искажение, изобретение; устройство, уловка") - это "юридический обман" в исламской юриспруденции. Основная цель iyal - избегать прямого соблюдения исламских законов в сложных ситуациях, при этом соблюдая букву закона. Примером хияла является практика «двойной покупки» ( baiʿatān fī baiʿa), чтобы избежать запрета на ростовщичество путем заключения двух контрактов на покупку и повторную покупку (по более высокой цене), аналогично современным фьючерсным контрактам. Особое поле iyal - это «обман клятвы» ( maʿārīḍ), предназначенный для формулировки двусмысленных утверждений, предназначенных для интерпретации как клятва или обещание, оставляя при этом открытые лазейки, чтобы избежать лжесвидетельства. Взгляды на его допустимость в исламе варьировались в зависимости от школ исламского права ( мазхаб ),в зависимости отпериода времени и типа хияла. В частности, в ханафитской школе юриспруденцииесть обширная литература по таким уловкам.
Самой ранней разработкой в этой области является Китаб аль-Махаридж фи ль-Шиял («Книга уклонений и обманов») Мухаммада аль-Шайбани (ум. 805). Более полное лечение является Китаб аль-ḥiyal в-л-maḫārij от Аль Хассафа (д. 870). Изучение Чияла не было бесспорным в исламской юриспруденции. Это было в первый классифицируется как харам по Shafiite школе, хотя его большую популярность в конце концов, привело к аспектам ḥiyal признается даже в Shafiite трактатов. К X веку шафиитские авторы написали ряд собственных трактатов Чияла, из которых сохранилась работа аль-Казвини (умер в 1048 г.), в то время как другие продолжали осуждать Чияла, в том числе аль-Газали. С 15 - го века, Shafiite оппозиция ḥiyal была в основном исчезла, из - за фетв по Ибн Хаджар аль-Аскалань запрещающих критику.
Между тем, Чиял более решительно выступал против школы Ханбали. Аль-Бухари посвятил целую книгу в своем « Сахихе» опровержению Шияла и Абу Яглы, ханбалийский судья аббасидского халифа 11-го века Аль-Касим написал Китаб Ибал аль-Хиял («книгу признания Хияла недействительной »). Как и шафииты, школа ханбали со временем пришла к более умеренному взгляду на практику. Ученый ханбали 14-го века Ибн Кайим аль-Джавзийя различал три типа хияла: (1) явно недопустимый, (2) явно допустимый и (3) сомнительный, то есть признанный Абу Ханифой, но не другими авторитетами. Ученый -малаки XIV века Аль-Шатиби заявил, что аль-хиял «в целом незаконны».
Споры о Чияле в рамках исламской юриспруденции продолжаются и в современный период. В 1974 году в публикации Мухаммада Абд-аль-Ваххаба Бухаири, профессора хадисов и фикха Университета Аль-Азхар, была опубликована монография по вопросу « Аль-Хиял фи ш-шарина аль-исламия» («обман в исламском праве»). на которые разрешено только ограниченное количество ḥiyal. Среди хийалов, разрешенных Бухайри, есть татрих (обман посредством двусмысленности), если он используется для предотвращения причинения вреда мусульманину. С 1980-х годов наблюдается тенденция к усилению споров о «целях шариата» ( Maqāṣid aš-šarīʿa), в контексте которых ряд ученых выступают за возрождение iyal как законного инструмента для повышения гибкости толкование шариата с учетом проблемы ислама и современности. Зарождающаяся индустрия исламских финансов также обратилась к Чиялу для защиты своей практики.
первоисточники (iyal литература по исламскому праву)
вторичная литература