Томас Гейнсборо был первым британским художником, который подробно изучил тему цыган, начиная с двух картин в 1750-х годах, первую из которых он так и не закончил, а вторую из которых сейчас утеряны, но сохранились на гравюре Гейнсборо.
Его Пейзаж с цыганами, согласно анекдоту, рассказанному внуком Джошуа Кирби Триммером Уолтеру Торнбери в 19 веке, первоначально был заказан из Гейнсборо джентльменом из «около Ипсвича ». Покровитель посетил Гейнсборо две трети того времени, пока он писал картину, и выразил свою неприязнь к ней; в ответ на что Гейнсборо сердито сказал ему, что «у тебя этого не будет», и продолжил резать полотно перочинным ножом . Кирби умолял Гейнсборо передать картину, которую тогда отремонтировал отец Триммера, и теперь она находится в коллекции Тейт, номер N05845. На холсте заметны отремонтированные разрезы, подтверждающие анекдот Триммера.
Триммер далее рассказал, что Гейнсборо написал замену картине для покровителя, Лесной пейзаж с цыганами вокруг костра также назывался Цыгане . Сам Триммер не смог его найти. Его право собственности было прослежено до Томаса Энсона, 1-го графа Личфилда, но его местонахождение после этого неизвестно.
Хотя холст, масло - это утраченная работа он сохранился в виде отпечатков с офорта и является одним из самых известных офортов Гейнсборо. Первоначально гравюра была сделана самим Гейнсборо примерно в 1758 году, а дальнейшая работа над ней была выполнена профессиональным гравером Джозефом (он же Джон) Вуд и опубликована в 1759 году. Несколько его гравюр находятся в коллекции Британский музей и в других музеях. Гейнсборо сделал несколько пробных проверок офорта, которые позволили историкам искусства проанализировать его развитие в процессе работы над ним.
Пейзаж с цыганами аналогичен структуре Гейнсборо " Дверь коттеджа »из серии картин, и является аналогичным семейным групповым портретом. Несмотря на отсутствие одноименного коттеджа в сериале, пейзаж на заднем плане эффективно служит домом и садом цыганской семьи. На картине мужчина собирает хворосты, дрова для огня, под котелком, в то время как другой мужчина ищет в корзинах, прикрепленных к ослу, а некоторые дети сидят. В центре картины - осел, и по этой причине, а также расположение света, отраженного от женщины, сидящей верхом на осле, и одного из детей у огня, также имеет некоторое сходство с традиционными сценами Рождества Иисуса..
На картине «Цыгане» изображена группа цыган, собравшихся у костра под деревом, над которой висит видная мертвая ветка.
Пейзаж с цыганами контрастирует с картиной Гейнсборо, написанной примерно двумя десятилетиями позже, «Цыганский лагерь, закат». Там семья и животные перемещены к краям картины и находятся в тени, а центр картины представляет собой пустой участок луга. Нет отраженного света от огня или чего-либо другого на фигурах, лица и числа которых нечеткие. Справа мужчина присматривает за двумя лошадьми, в то время как в группе слева мужчина нащупывает грудь женщины, а фигура стоит, склонившись над котлом. Церковный шпиль на заднем плане, что-то похожее на которое также присутствует, но почти незаметно маленькое в Пейзаже с цыганами, гораздо более заметно.
Деревенский переулок с отдыхающими цыганами (акварель, начало 1760-х годов)
Лесной пейзаж с цыганским лагерем (мел на бумаге, конец 1770-х гг.)
Перечисленные здесь коллекции снабжены значительными примечаниями к их каталожным записям.
Это избранная выборка других коллекций, которая предназначена скорее для репрезентативности, чем для исчерпания. В объявлениях здесь практически нет аннотаций.