Томас Гейнсборо | |
---|---|
![]() | |
Родился | Томас Гейнсборо. (1727-05-14) 14 мая 1727 (крестился). Садбери, Саффолк, Великобритания |
Умер | 2 августа 1788 (1788-08-02) (61 год). Лондон, Великобритания |
Место упокоения | Церковь Святой Анны, Кью |
Национальность | Британец |
Образование | Юбер-Франсуа Гравело, Фрэнсис Хейман |
Известен | Пейзажная живопись. Портретная живопись |
Известные работы | Мистер и миссис Эндрюс. Синий Мальчик |
Движение | Рококо |
Томас Гейнсборо RA FRSA (14 мая 1727 г. (крещение) - 2 августа 1788 г.) был английским портретистом и пейзажистом, рисовальщиком и гравером. Вместе со своим соперником сэром Джошуа Рейнольдсом он считается одним из самых значительных британских художников второй половины 18 века. Он писал быстро, а для его зрелых работ характерны светлая палитра и легкие мазки. Несмотря на то, что он был плодовитым портретистом, Гейнсборо получал большее удовлетворение от своих пейзажей. Ему приписывают (вместе с Ричардом Уилсоном ) как основоположника британской пейзажной школы 18 века. Гейнсборо был одним из основателей Королевской академии.
Он родился в Садбери, Саффолк, младшем сыне Джона Гейнсборо, ткача и производителя шерстяных изделий, и его жены, сестра преподобного Хамфри Берроуза. Один из братьев Гейнсборо, Хамфри, имел механические факультеты и, как говорят, изобрел метод конденсации пара в отдельном сосуде, который очень пригодился Джеймсу Уатту ; другой брат, Джон, был известен как Плутовщик Джек из-за его страсти к дизайну диковинок.
Художник провел детство в том, что сейчас Дом Гейнсборо, на Гейнсборо-стрит, Садбери. Позже он проживал там после смерти своего отца в 1748 году и до его переезда в Ипсвич. Здание сохранилось и сейчас является домом-музеем, посвященным его жизни и искусству.
Когда он был еще мальчиком, он поразил своего отца своими навыками рисования и живописи, и почти наверняка он нарисовал головы и небольшие пейзажи к тому времени, когда ему было десять лет, в том числе миниатюрный автопортрет. Гейнсборо было разрешено покинуть дом в 1740 году, чтобы изучать искусство в Лондоне, где он обучался у гравера Хьюберта Гравело, но стал связанным с Уильямом Хогартом и его школой. Он помог Фрэнсису Хейману украсить ящики для ужина в Воксхолл-Гарденс и внес одно изображение в украшение того, что сейчас является Фондом Томаса Корама для детей.
В 1746 году Гейнсборо женился на Маргарет Берр, внебрачной дочери герцога Бофорта, который выплатил ей ренту в размере 200 фунтов стерлингов. Работы художника, в основном состоявшие из пейзажей, продавались не очень хорошо. Он вернулся в Садбери в 1748–1749 годах и сосредоточился на рисовании портретов. Еще в Саффолке Гейнсборо написал портрет преподобного Джона Чаффи, играющего на виолончели в пейзаже, около 1750-52 гг. Галерея Тейт, Лондон.
В 1752 году он и его семья, в том числе две дочери, переехали в Ипсвич. Комиссии за портреты увеличились, но его клиентами были в основном местные купцы и оруженосцы. Ему пришлось занять под ренту своей жены. Ближе к концу своего пребывания в Ипсвиче он написал автопортрет, который сейчас находится в постоянной коллекции Национальной портретной галереи в Лондоне.
Маргарет Бёрр (1728–1797)), жена художника, ок. начало 1770-х годов
Автопортрет (1754)
Дочери художника (ок. 1759)
В 1759 году Гейнсборо и его семья переехали в Бат, проживая в доме № 17 Цирк. Там он изучал портреты ван Дейка и, в конце концов, смог привлечь модную клиентуру. В 1761 году он начал посылать работы на выставку Общества искусств в Лондоне (ныне Королевское общество искусств, одним из первых членов которого он был); а с 1769 года он представлял свои работы на ежегодных выставках Королевской Академии. Выставки помогли ему повысить его репутацию, и в 1769 году его пригласили стать одним из основателей Королевской академии. Его отношения с Академией были непростыми, и он перестал выставлять свои картины в 1773 году.
Несмотря на это Растущая популярность и успех Гейнсборо в написании портретов для модного общества, он выразил разочарование во время своего периода в бане по поводу требований такой работы и тем, что это мешало ему преследовать его предпочтительные художественные интересы. В письме другу в 1760-х годах Гейнсборо писал: «Мне надоели портреты, и я очень хочу взять свой Виол да Гамба и уйти в какую-нибудь милую деревню, где я могу рисовать пейзажи [пейзажи] и наслаждайтесь пидором End of Life в тишине и непринужденности ». О мужчинах, с которыми ему приходилось иметь дело в качестве покровителей и поклонников, и их притязаниях, он писал:
... черт возьми, господа, у настоящего художника в мире нет такого набора врагов, как они, если не держать на должном расстоянии. Они думают... что награждают вашу заслугу своей Компанией и уведомлением; но я... знаю, что у них есть только одна часть, на которую стоит взглянуть, и это их кошелек; их сердца редко находятся достаточно близко в нужном месте, чтобы увидеть это.
Гейнсборо был настолько увлечен игрой на виолончели, что на этом этапе у него было пять инструментов, три производства Генри Джея и два Барак Норман.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переехали в Лондон, чтобы жить в Шомберге Дом, Пэлл Мэлл. Памятная синяя табличка была установлена на доме в 1951 году. В 1777 году он снова начал выставлять свои картины в Королевской академии, в том числе портреты современных знаменитостей, таких как герцог и герцогиня Камберленд. Выставки его работ продолжались в течение следующих шести лет. Примерно в это же время Гейнсборо начал экспериментировать с гравюрой, используя новаторские методы акватинты и гравюры на мягком грунте.
В 1770-1780-х годах Гейнсборо разработал тип портрета, в котором он интегрировал натурщика в пейзаж. Примером этого является его портрет Фрэнсис Браун, миссис Джон Дуглас (1746–1811), который можно увидеть в поместье Уоддесдон. Натурщица удалилась в укромный и заросший уголок сада, чтобы прочитать письмо, и ее поза напоминает традиционное представление о меланхолии. Гейнсборо подчеркнул отношения между миссис Дуглас и ее окружением, нарисовав облака позади нее и драпировку, развевающуюся у нее на коленях, подобными серебристо-фиолетовыми тонами и плавными мазками. Этот портрет был включен в его первую частную выставку в доме Шомберга в 1784 году.
В 1776 году Гейнсборо написал портрет Иоганна Христиана Баха, младшего сына Иоганна Себастьяна Баха. Бывший учитель Баха падре Мартини из Болоньи, Италия, собирал коллекцию портретов музыкантов, и Бах попросил Гейнсборо написать его портрет как часть этой коллекции. Портрет сейчас находится в Национальной портретной галерее в Лондоне.
В 1780 году он написал портреты короля Георга III и королевы Шарлотты, а затем получил другие королевские заказы.
В 1784 году главный художник ординарных Аллан Рамзи умер, и король был вынужден передать эту работу сопернику Гейнсборо и президенту Академии Джошуа Рейнольдсу. Однако Гейнсборо оставался любимым художником королевской семьи.
В последние годы своей жизни Гейнсборо часто писал пейзажи. Вместе с Ричардом Уилсоном он был одним из основоположников британской пейзажной школы восемнадцатого века; хотя одновременно, вместе с Рейнольдсом, он был доминирующим британским портретистом второй половины 18 века.
Уильям Джексон в своих современных эссе сказал о нем «своим близким друзьям, что он был искренним и честным, и что его сердце всегда было живо для каждого чувства чести и щедрости». Гейнсборо не особо любил читать, но письма, написанные его друзьям, были написаны в такой исключительной разговорной манере, что по стилю не было равных. Как писал о нем писатель Генри Бейт-Дадли, «подборка его писем представит миру столько оригинальности и красоты, сколько когда-либо прослеживается в его картинах».
В 1780-х годах Гейнсборо использовал устройство, которое он называется «Showbox», чтобы создавать пейзажи и отображать их на стекле с подсветкой. Оригинальная коробка выставлена в Музее Виктории и Альберта с репродукцией.
Он умер от рака 2 августа 1788 года в возрасте 61 года. По словам его дочери Пегги, его последние слова были: «ван Дайк ". Похоронен на погосте Св. Анны, Кью, Суррей (расположена на Кью Грин). Он выразил свое желание быть похороненным рядом со своим другом Джошуа Кирби. Позже его жена и племянник Гейнсборо Дюпон были похоронены вместе с ним. По совпадению Йохан Цоффани и Франц Бауэр также похоронены на кладбище. С 2011 года подана апелляция на возмещение затрат на восстановление его гробницы. В честь него названа улица в Кью, Гейнсборо-роуд.
Искусствовед Майкл Розенталь описал Гейнсборо как «одного из наиболее технически опытных и в то же время самых экспериментальных художников своего времени». Он отличался скоростью, с которой он наносил краски, и работал больше, исходя из наблюдений за природой (и человеческой природой), чем из применения формальных академических правил. Поэтическая чувственность его картин заставила констебля сказать: «Глядя на них, мы находим слезы на глазах и не знаем, что их вызывает».
Увлечение Гейнсборо пейзажами проявляется в том, как он объединил портретные фигуры со сценами за ними. Его пейзажи часто писались ночью при свечах, используя в качестве модели настольную композицию из камней, кусочков зеркал, брокколи и тому подобное. Его более поздние работы отличались легкой палитрой и легкими, экономичными мазками.
Единственным известным помощником Гейнсборо был его племянник, Гейнсборо Дюпон. В последний год своей жизни он сотрудничал с Джоном Хоппнером в написании портрета в полный рост леди Шарлотты Талбот.
Его наиболее известные работы Портрет миссис Грэм ; Мэри и Маргарет: дочери художника; Уильям Халлетт и его жена Элизабет, урожденная Стивен, известные как Утренняя прогулка ; и «Девушка из коттеджа с собакой и кувшином» демонстрируют неповторимую индивидуальность его сюжетов. Джошуа Рейнольдс считал «Девушку со свиньями» «лучшей картиной, которую он (Гейнсборо) когда-либо писал или, возможно, когда-либо будет».
Работы Гейнсборо стали популярны среди коллекционеров с 1850-х годов, после Лайонела де Ротшильд начал покупать его портреты. Быстрый рост стоимости картин Гейнсборо, а также Рейнольдса в середине 19 века отчасти объяснялся тем, что семья Ротшильдов, включая Фердинанда де Ротшильда, начала их коллекционировать.
В 2011 году Gainsborough's Портрет мисс Рид (миссис Фрэнсис Вильбуа) был продан Майклом Пирсоном, 4-м виконтом Каудреем, за рекордную цену в 6,54 миллиона фунтов стерлингов на Christie's в Лондоне. Она была матрилинейным потомком Сесили Невилл, герцогини Йоркской.
Клейтон Джонс (1745).), Йельский центр британского искусства
Беседа в парке, (1746), Лувр
Женский портрет (1750), Йельский центр британского искусства
Портрет Джона Плампина, (1752), Национальная галерея
Дочери художника, преследующие бабочку (1756), Национальная галерея
Человек по имени мистер Вуд, мастер танцев (1757), Йельский центр британского искусства
мар у Литтл, позже леди Карр, (ок. 1763), Йельский центр британского искусства
Портрет дочерей художника, 1763-64 Художественный музей Вустера
Портрет композитора Карл Фридрих Абель с его Виолой да Гамба (ок. 1765), Национальная портретная галерея
Адвокат Джошуа Григби III (1760/1765), Gemäldegalerie
Портрет Фрэнсиса Беннета (1766), частная коллекция
леди Элизабет Монтегю, герцогиня Баклуч и Куинсберри, (ок. 1767), Боутон-хаус
Портрет Игнатиуса Санчо, (1768), Национальная галерея Канады
сэр Роберт Клейтон (1769), Художественная галерея Уокера
Мария, леди Эрдли (ок. 1770) Национальный музей
Сестры Линли (1772), Картинная галерея Далвича
Семья Гравенор (1775 г.), Йельский центр британского искусства
Иоганн Христиан Бах (1776 г.), Национальная портретная галерея, Лондон
Достопочтенный. Миссис Томас Грэм (ок. 1775-77) Национальная галерея искусств
Дочь Гейнсборо Мэри (1777), Тейт Британия
Портрет Джеймса Кристи (1778) Дж. Музей Пола Гетти
Портрет Маргарет Гейнсборо (1778) Галерея Курто
Миссис Дж. Грейс Далримпл Эллиотт, (1778), Музей Метрополитен
Полковник Джон Буллок (ок. 1780), Художественный музей Блэнтона
Офицер 4-го пешего полка (ок.. 1776–1780), Национальная галерея Виктории
Дама в синем (ок. 1780), Эрмитаж
Мадам Лебрен (1780), Художественная галерея Южной Австралии
Королева Шарлотта (ок. 1781 г.) Королевская коллекция
Портрет Джованны Баччелли (ок. 1782 г.), Галерея Тейт Британия
Миссис. Сара Сиддонс (1785), Национальная галерея
Утренняя прогулка (1785), Национальная галерея
Девушка из коттеджа (1785), Национальная галерея Ирландии
Портрет Софии Шарлотты Дигби, леди Шеффилд, (ок. 1785-86), поместья Уоддесдон
Дети Маршем, (1787), Gemäldegalerie
Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской, (1787), Chatsworth House
миссис Ричард Бринсли Шеридан (1787), Национальная галерея искусств
Корнард-Вуд, недалеко от Садбери, Саффолк, (1748)), Национальная галерея
Пейзаж в Саффолке (1748 г.), Художественно-исторический музей
Парк Холивеллс, Ипсвич, (ок. 1748-50), Особняк Крайстчерч
Мистер и миссис Эндрюс, (ок. 1750), Национальная галерея
Пейзаж с ручьем и плотиной, (ок. 1750-53), Йельский центр британского искусства
Холмистый пейзаж с фигурами, приближающимися к мосту (ок. 1763), акварель, Йельский университет Центр британского искусства
Дорога от рынка, (ок. 1767-68), Художественный музей Толедо
The M все в парке Сент-Джеймс, (1783), Коллекция Фрика
Прибрежный пейзаж с пастухом и его стадом (ок. 1783-84), Йельский центр британского искусства
Рыночная тележка, (1786), Национальная галерея
Речной пейзаж, (без даты), Йельский центр британского искусства
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с : Томас Гейнсборо |
![]() | Викискладе есть медиафайлы, связанные с Томасом Гейнсборо. |