Уильям Уитакер (1548–1595) был выдающимся протестантским, кальвинистским англиканским церковником, академиком, и теолог. Он был Мастером в Св. Джона, Кембридж, и ведущий богослов в университете во второй половине шестнадцатого века. Его дядей был Александр Новелл, декан собора Святого Павла и катехизатор.
Он родился в Холме, около Бернли, Ланкашир, в 1548 году, будучи третьим сыном Томаса Уитакера в этом месте, от его жены Элизабет, дочери Джона Новелла, эсквайра из Рида, и сестра Александра Новелла, декана церкви Святого Павла. "Получив начальные знания в его родной приходской школе, его послал его дядя, Александр Новелл в школу Святого Павла в Лондоне. (Александр Новелл, изгнанный из Марии, беглец из «горячих времен» англо-итальянской политики 1553–1558 годов, также был протестантом, реформатором и англиканским церковником..) Уитакер оттуда отправился в Кембридж, где он поступил в качестве пенсионера Тринити-колледжа 4 октября 1564 года. Впоследствии он был избран ученым на том же основании, поступил на степень бакалавра в марте 1568 года и 6 сентября 1569 года. был избран несовершеннолетним стипендия, а 25 марта 1571 г. - крупная стипендия в его колледже. В 1571 году он поступил в магистратуру. На протяжении своей ранней карьеры в университете ему помогал дядя, который «бесплатно и без штрафа» предоставлял ему аренду для покрытия его расходов. Уитакер выразил свою благодарность, посвятив Ноуэллу перевод Книги общих молитв на греческий язык и аналогичную версию собственного более обширного катехизиса с латыни на греческий язык.
Отмеченная способность, с которой он проявил себя, когда председательствовал в качестве «отца философского акта» на академическом выпуске, по-видимому, впервые привлекла к нему внимание. Он также стал известен как неутомимый ученик Священных Писаний, комментаторов и школьников, и в самом начале своей карьеры его выделил Джон Уитгифт, в то время магистр Тринити., для знаков особой пользы. 3 февраля 1578 г. он был провозглашен каноником Норвичского собора, и в том же году получил степень бакалавра медицины и 14 июля в Оксфорде. В 1580 году он был назначен короной на должность царского профессора богословия, к которому Елизавета вскоре после этого добавила канцлерство собора Святого Павла в Лондоне, и с этого времени его положение в качестве защитника учения Протестантская и реформатская англиканская церковь, кажется, определенно взяли на вооружение. В 1582 году, участвуя в начатом диспуте, он взял за свою диссертацию Pontifex Romanus est ille Antichristus, quern futurum Scriptura prædixit, или Римский Папа - это тот антихрист, о котором предсказано Писание. Его лекции в качестве профессора, впоследствии опубликованные на основе стенограмм, сделанных Джоном Алленсоном, членом церкви Св. Иоанна, были в основном направлены на опровержение римско-католических богословов, особенно Роберта Беллармина и Томас Стэплтон. Он также жестко раскритиковал только что опубликованную версию Дуэ Нового Завета, тем самым вступив в полемику с Уильямом Рейнольдсом.
Его работой Disputatio de Sacra Scriptura contra hujus temporis papistas, inprimis Robertum Bellarminum, или «Споры о Священном Писании», остается одним из главных томов по доктрине Священного Писания, часто недооцениваемым, мало читаемым, но стоящим как титан среди томов английского реформатского церковника. Один из главных вопросов, который разделяет и до сих пор отделяет информированных протестантов от католиков, - это вопрос о месте Писания. Реформатские церковнослужители, такие как Уитакер, тогда, как и сейчас, заявляли, что только Священное Писание является правилом веры и практики, тогда как католики отстаивают равноправное почитание и соавторство между Писанием, традициями, поддерживаемыми Церковью, и другими неписаными вопросами. Эта дискуссия не нова. Уильям Уитакер решительно и блестяще отстаивал позицию протестантов, реформаторов и англиканцев в 1588 году. Он имеет дело с количеством канонических книг, авторитетом Писания, ясностью (ясностью) Писания, правильным толкованием Писания и совершенством Писания против неписаные традиции.
28 февраля 1586 года Уитакер по рекомендации Уитгифта и Бергли был назначен короной главой Св. Колледж Джона. Однако против этого назначения выступило большинство товарищей на основании его предполагаемых склонностей к пуританству. Его правление как администратора почти в равной степени оправдало назначение и его противников. Колледж значительно увеличился в численности и репутации, но пуританская партия значительно укрепилась в обществе. Уитакер был не менее решительным противником лютеранства, чем римской доктрины и ритуала.
При выполнении своих обычных обязанностей хозяина его усидчивость и строгая беспристрастность при распределении наград, находящихся в его распоряжении, примирили даже те, кто возражал против его богословского учения, и Бейкер заявляет, что члены колледжа «наконец объединились в своей привязанности к своему хозяину», и что в конечном итоге «у него не было врагов, которых нужно было побеждать».
В 1587 г. был создан ДД; а в 1593 году, когда должность магистра Тринити-колледжа стала вакантной из-за назначения доктора Джона Стилла в епископство Бат и Уэллс, он потерпел неудачу. кандидат на должность. В следующем году он опубликовал свой De Authoritate Scripturæ, написанный в ответ Стэплтону, с приставкой к нему посвящением Уитгифту (18 апреля 1594 г.), последнее дало примечательную иллюстрацию его личных отношений с приматом, а также римского полемиста. познания того времени. В мае 1595 г. он был провозглашен каноником Кентерберийского ; но его профессура, звание магистра и канонизм, похоже, оставили его все еще бедным, и в письме к Берли, написанном примерно за две недели до его смерти, он жалуется на то, что его так часто обходят стороной «среди стольких многих». Возможно, в это время он страдал от уныния из-за разногласий с Уитгифтом, в котором, как и другие главы Кембриджа, он оказался вовлеченным в судебное преследование Уильяма Баррета. В ноябре 1595 года он был назначен вместе с президентом Куинс-колледжа совещаться с приматом по составлению статей Ламбета. В этом случае он, похоже, горячо отстаивал свои кальвинистские взгляды, но безуспешно, и вернулся в Кембридж усталым и разочарованным. Он заболел и умер 4 декабря 1595 года.
В 1900 году в хозяйской ложе колледжа Святого Иоанна было два портрета Уитакера (один в гостиной, другой в холле), оба с изображением слова: «Доктор Уитакер, мистер 1587», и одно в больнице и библиотеке Четема в Манчестере. Его портрет был выгравирован Уильямом Маршаллом в «Священном государстве» Томаса Фуллера в 1642 году и Джоном Пейном. Его эпитафия латинскими гекзаметрами на мраморной табличке была помещена на северной стене трансепта часовни колледжа.
Его надежды на повышение не оправдались, вероятно, потому, что он был дважды женат и таким образом лишился благосклонности Елизаветы. Девичьей фамилией его первой жены, невестки Лоуренса Чадертона, было Калверуэлл; его вторая жена, пережившая его, была вдовой Дадли Феннера. У него было восемь детей: один из сыновей, Александр Уитакер, получивший образование в Тринити-колледже, впоследствии стал известен как «Апостол Вирджинии». Александр крестил Покахонтас. Другим сыном, который полюбил Америку, был Джабез. Он был одним из первых плантаторов в Джеймстоуне и помог построить гостевой дом, чтобы приветствовать новые семьи в Вирджинии.
Ни один английский богослов шестнадцатого века не превзошел Уитакера в оценках его современников. Ральф Чертон справедливо называет его «гордостью и украшением Кембриджа». Беллармин так восхищался его гением и достижениями, что его портрет был приостановлен в своем кабинете. Джозеф Скалигер, Епископ Холл и Исаак Казобон одинаково отзываются о нем с точки зрения почти безграничного восхищения.
Ниже приводится список опубликованных работ Уитакера:
Другие работы Уитакера сохранились в рукописи; в Бодлеанской библиотеке есть Commentarii in Cantica и его Prælectiones in priorem Epistolam ad Corinthios; Caius College, Theses: de fide Davidis; de Prædestinatione; и Колледж Св. Иоанна в Кембридже, трактат о церковном устройстве, который, по мнению Бейкера, вероятно, был написан им, хотя он несколько склоняется к эрастианизму.
Примечания
Атрибуция:
Академические офисы | ||
---|---|---|
Предыдущий. Уильям Чадертон | Региональный профессор богословия в Кембридже. 1580–1595 | Преемник. Джон Общий |
Предыдущий. Ричард Хоуленд | Магистр колледжа Святого Иоанна, Кембридж. 1587–1595 | Преемник. Ричард Клейтон |