Виллем Исбрандтсун Бонтекое (июнь 2, 1587 - 1657) был шкипером в Голландской Ост-Индской компании (VOC), совершивший для компании всего один рейс (1618–1625). Он стал широко известен благодаря журналу его приключений, который был опубликован в 1646 году под названием Journael ofte gedenckwaerdige beschrijvinge van de Oost-Indische reyse van Willem Ysbrantz. Bontekoe van Hoorn, begintekoe veel wonderlijcke en gevaerlijcke saecken hem daer in wedervaren («Дневник или памятное описание восточно-индийского путешествия Виллема Бонтекоу из Хорна, включая многие замечательные и опасные вещи, которые там с ним произошли»).
Бонтекоу родился в Хорне в Голландии. В 1607 году, в возрасте двадцати лет, Бонтекоу сменил своего отца на посту капитана корабля Бонтекоу. Десять лет спустя, в 1617 году, корабль был захвачен берберскими пиратами, и Бонтекоу оказался на невольничьем рынке. Его купили бесплатно, но его корабль пропал.
В 1618 году Бонтекоу поступил на службу в Голландскую Ост-Индскую компанию. Во время путешествия на Яву он потерпел кораблекрушение вместе с частью своей команды и продолжил свой путь в спасательной шлюпке. После изнурительного путешествия, включая нападение враждебных туземцев на Суматру, они достигли Батавии на Яве. Бонтэко получил новое командование и приказ о нападении на китайское побережье.
В 1625 году Бонтекое вернулся в Голландию. По возвращении он поселился в Хоорне, чтобы жить спокойной жизнью. 1 марта 1626 года, в возрасте 38 лет, Бонтекое женился на Элтье Брюйнес.
О Бонтекое могли бы забыть, если бы он не вел свой дневник (см. Выше). Эта книга о его путешествии на «Нью-Хорн», кораблекрушении, приключенческом путешествии на Яву в спасательных шлюпках и последующих годах его службы в Восточной Азии. Впервые он был напечатан принтером Hoorn Яном Деутелем, протестантом rederijker, который много редактировал прозу Бонтекоу; Bontekoe описывается как «писатель с небольшим талантом». Книга иллюстрирована офортами и была бестселлером в 17-18 веках: до 1800 года было опубликовано шестьдесят изданий и множество переводов, а в 19 и 20 веках она неоднократно переиздавалась. Деутель придал дневнику Бонтекоу очень модную форму, которая объединила приключения, бедствия и религию, чтобы сделать книгу с образовательной и литературной привлекательностью.
Бонтекоу отправился из Текселя 28 декабря 1618 г. в качестве шкипера судна «Нью-Хорн» («Нью-Хорн»), жителя Восточной Индии (т.е. вооруженного торгового судна). Его пунктом назначения был город Бантам на Яве. Торговец Хайн Рол формально имел высшее командование.
Офорт 1646 года, изображающий дронта, который, по утверждениям Бонтекоу, видел на Реюньоне. Он основан на эскизе Руланта Савери. Пройдя побережье Бразилии, в конце мая 1619 года корабль прошел мыс Надежды, где не остановился из-за погоды. Вместо этого он пробыл 21 день на Реюньоне и 9 дней на Иль-Сент-Мари у побережья Мадагаскара. Оттуда он отбыл 8 сентября. Корабль в одиночку плыл через Индийский океан. К тому времени 17 из 216 членов экипажа погибли.
Пожар, вызванный тем, что товарищ по плаванию случайно поджег бочку с бренди, привел к взрыву порохового магазина и потоплению корабля. Из 119 все еще находившихся на корабле только двое выжили, в том числе Бонтекоу, но он был ранен. Еще 70 человек спаслись перед тем, как затонуть в двух спасательных шлюпках. Они продолжили движение в двух лодках; позже они пошли вместе в один. Паруса изготавливались из рубашек экипажа. Они были голодны и хотели пить, некоторые пили морскую воду или мочу. Бонтекоу тоже делал последнее, пока не стало слишком концентрированным. Иногда облегчение приносило ловля птиц и летучих рыб, а также дождь, снабжающий питьевой водой. Голод снова стал настолько сильным, что команда решила убить корабельных мальчиков; Бонтекое пишет, что он был против, и что они договорились подождать еще три дня. Как раз вовремя, через 13 дней после крушения корабля, они достигли суши, где можно было есть кокосы. Это был остров в Зондском проливе, в 15 милях от Суматры.
. Они отправились на Суматру, где встретили местных жителей, у которых они могли сначала купить еду, но которые позже напали на них. Одиннадцать членов экипажа погибли, четверых пришлось бросить; они, вероятно, тоже были убиты.
В конце концов, 55 выживших достигли Батавии после столкновения с голландским флотом из 23 кораблей возле Явы под командованием Фредерика де Хаутмана, что спасло их от выхода. теперь уже враждебно настроенным бантамом. Разделившись на корабли, они добрались до Батавии на Яве, где Бонтекоу и Рол принял Ян Питерсоон Коэн, который дал Бонтекоу новое командование и приказ о нападении на китайское побережье. Он чудом пережил ураган и вернулся в Хорн богатым человеком. Он стал торговцем и через двадцать лет после своего возвращения опубликовал свой дневник.
Первая часть журнала стала основой очень популярной детской книги. автор Йохан Фабрициус, De Scheepsjongens van Bontekoe (1924), в котором четыре подростка в команде играют центральные роли. Книга легла в основу экранизации , выпущенной в 2007 году. В городе Хорн на набережной установлена статуя Хаджо, Рольфа и Падде.
В 1995 и 1996 годах по случаю 350-летия выхода журнала были опубликованы новое издание, отредактированный сборник эссе и аннотированная библиография.
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Willem IJsbrantszoon Bontekoe. |