Виграхарадж IV

редактировать

Царь Шакамбхари
Виграхарадж IV
Виграха Раджа IV из Чауханов Аджмера Около 1150-1164.jpg Монета Виграхараджа IV
Царь Шакамбхари
Царствованиес. 1150-1164 гг.
ПредшественникДжагаддева
ПреемникАмарагангея
Династия Чахаманы Шакамбхари
ОтецАрнораджа
Найдите пятна надписей Виграхараджа IV

Виграхараджа IV (годы правления 1150–1164 гг. Н. Э.), Также известный как Вишаладева, был Чахаманом царем северо-западной Индии. Он превратил королевство Чахамана в империю, покорив почти всех соседних королей. Его королевство включало в себя основные части современного Раджастана, Харьяны и Дели ; и, возможно, некоторые части Пенджаба и Уттар-Прадеша.

Виграхараджа построил несколько зданий в своей столице Аджаямеру (современный Аджмер ), большинство из которых были разрушены или преобразованы в мусульманские сооружения после завоевания мусульманами Аджмера. К ним относятся центр изучения санскрита , который позже был преобразован в мечеть Адхай Дин Ка Джонпра. Харакели Натака, написанная им санскритская -языковая драма, начертана на надписях, обнаруженных на месте мечети.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Военная карьера
    • 2.1 Чаулукья из Гуджарата
      • 2.1.1 Чахаманы из Наддулы
    • 2.2 Томары из Дели
    • 2.3 Турушки
    • 2.4 Другие завоевания
  • 3 Культурная деятельность
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Библиография
Ранние годы

Виграхараджа родился у Чахамана царя Арнораджа. Старший брат и предшественник Виграхараджа Джагаддева убил их отца. Их сводный брат, Сомешвара, был воспитан в Гуджарате его Чаулукья родственниками по материнской линии. Виграхараджа, вероятно, взошел на трон после того, как убил Джаггадеву, чтобы отомстить за смерть своего отца.

Военная карьера

Надпись на колонне Дели-Шивалик 1164 г. гласит, что Виграхараджа завоевал регион между Гималаями и виндхья. Гималаи и Виндхья образуют традиционную границу Арьяварты (земли древних арийцев ), и Виграхарадж утверждал, что восстановил власть арийцев на этой земле. Хотя его заявление о том, что он завоевал всю землю между этими двумя горами, является преувеличением, оно не является полностью необоснованным. Его надпись на колонне Дели-Шивалик была найдена в деревне Топра в Харьяне, недалеко от холмов Шивалик. Это указывает на то, что Виграхарадж захватил территории к северу от Дели, вплоть до предгорья Гималаев. В «Дхармагоша-Сури-Стути» Равипрабхи говорится, что правитель малва и Арисиха (возможно, Арисимха Мевара ) помог ему поднять флаг в храме Раджавихара Джайн в Аджмере. Правитель малва здесь, вероятно, относится к претенденту на царство Парамара, которое было захвачено Чаулукьями в этот период. Если предположить, что претендент на трон малва принял сюзеренитет Виграхараджа, то, по-видимому, влияние Виграхараджа простиралось до виндхий, по крайней мере, на словах.

Его королевство включало современные Раджастхан, Харьяну и Дели. Вероятно, он также включал часть Пенджаба (к юго-востоку от реки Сатледж ) и часть северной Гангской равнины (к западу от Ямуны)

В пьесе «Лалита-Виграхараджа-Натака», написанной придворным поэтом Виграхараджа, утверждается, что его армия насчитывала 1 миллион человек; 100000 лошадей; и 1000 слонов.

Чаулукьяс из Гуджарата

Надпись Висаладевы на столбе Дели-Топра, 12 век.

Отец Виграхараджа Арнораджа перенес унизительное руки Кумарапалы, Чаулукья царя Гуджарата. Виграхараджа предпринял несколько экспедиций против Чаулукья, чтобы отомстить за поражение своего отца.

Согласно надписи на камне Биджолия, он убил одного Саджана. Надпись описывает Саджану как «самого злого человека на земле», которого Виграхараджа послал в обитель Ямы (бога смерти). Историк Дашаратха Шарма отождествил Саджану с правителем Кумарапалы (данахиша) из Читтора. Согласно джайнскому автору Соматилака Сури, армия Виграхараджа захватила слоновье войско Саджаны. Пока Виграхарадж сражался при Читторе, Кумарапала попытался отвлечься, осадив Нагор, но снял осаду, узнав о победе Виграхараджа при Читторе.

Чахамана прашасти (панегирик ) хвастается, что Виграхарадж превратил Кумарапалу в каравалапалу (вероятно, это обозначение подчиненного офицера). Это явно преувеличение, но похоже, что Виграхарадж завоевал некоторые территории Кумарапалы. Самые ранние чахаманские надписи из области Биджолия - Джахазпур - Мандалгарх относятся к правлению Виграхараджи.

Чахаманы из Наддулы

Храм Бисалдео в Бисалпуре был построен Виграхараджей IV

Виграхараджа покорил чахаманов из Наддулы, которые ответвились от династии Шакамбхари Чахамана и были феодальными владениями царь Чаулукья Кумарапала. Надпись Биджолии может похвастаться тем, что он превратил Джавалипура (современный Джалор ) в «Джвалапура» (город огня); уменьшил Паллику (современный Пали ) до палли (деревня); и сделал Наддулу (совр. Надоль ) надвалой (тростью или тростниковым болотом). Подчиненный им правитель Наддулы, вероятно, был Альханадева.

Виграхараджа также победил некоего Кунтапалу, которого можно отождествить с Наддулой Чахаманом, подчиненным Кумарапалы.

Томарас из Дели

Биджолия наскальная надпись гласит, что Виграхараджа завоевал Ашику (отождествляемую с Ханси ) и Дели. Чахаманы были вовлечены в конфликты с Томарами в Дели со времен его предка Чанданараджи. Виграхарадж положил конец этому долгому конфликту, решительно разгромив Томара, ослабевшего под атаками чахаманов, гахадавалов и мусульман. Томары продолжали править еще несколько десятилетий, но как вассалы Чахаманов.

В старинном бахи (рукописи) говорится, что Висаладева, то есть Виграхараджа, захватил Дели у Тамварса (Томарас ) в 1152 год н.э. (1209 VS ). По мнению историка Р. Б. Сингха, к тому времени Ханси мог находиться под контролем мусульман. С другой стороны, Дашарата Шарма предполагает, что к этому времени Томары отбили Ханси у Газневидов, а Виграхараджа захватил его у Томаров.

Легендарная эпическая поэма Притхвирадж Расо заявляет, что более поздний царь Чахамана Притхвираджа III женился на дочери царя Томара Анангапала и был завещан Дели королем Томара. Историк Р. Б. Сингх предполагает, что на самом деле Виграхараджа женился на дочери короля Томары. Согласно Сингху, Десаладеви, который упоминается в пьесе «Лалита-Виграхараджа-Натака» как любовник Виграхараджа, мог быть дочерью царя Томара по имени Васантапала.

Турушки

Некоторые источники указывают на что Виграхараджа добился военных успехов против Турушек, тюркских мусульманских захватчиков. Надпись на колонне Дели-Шивалик хвастается, что он уничтожил млеччха (иностранцев) и снова сделал Арьяварту («земля арийцев ») тем, что он назвал означает. Прабандха-Коша описывает его как «победителя мусульман». Мусульманские захватчики, вынужденные им отступить, вероятно, были Газневидскими правителями Бахрам Шах и.

Сюжет Лалиты Виграхараджа Натаки включает приготовления Виграхараджа против правителя Турушки по имени Хаммира (Эмир ). По сюжету его министр Шридхара говорит ему не рисковать битвой с могущественным противником. Тем не менее Виграхарадж полон решимости сразиться с царем Турушкой. Он отправляет сообщение своей возлюбленной Десаладеви, информируя ее, что предстоящая битва скоро даст ему возможность встретиться с ней. В пьесе Десаладеви описывается как дочь принца Васантапала из Индрапура. Спектакль доступен только по фрагментам, поэтому подробности завязавшейся битвы неизвестны. Историк Дашаратха Шарма отождествил Хаммиру с Хусрау-шахом и предположил, что Виграхараджа отразил его вторжение.

Историк Р. Б. Сингх, с другой стороны, предполагает, что на самом деле нет места битвы между Виграхараджей и Хаммирой. Согласно теории Сингха, «Хаммира» в пьесе мог быть Бахрам Шахом, который бежал в Индию после того, как Гуриды победили его в битве при Газни (1151). Бахрам-шах вторгся на территорию Томара в Дели после прихода в Индию. Васантапала мог быть правителем Томара, возможно, Анангапала. Индрапура может относиться к Индрапрастхе, то есть к Дели. Вероятно, Виграхарадж решил послать войско в поддержку царя Томары. Но прежде, чем состоялась настоящая битва, Бахрам Шах вернулся в Газну, поскольку Гуриды покинули этот город.

Другие завоевания

Согласно надписи Биджолии, Виграхараджа также победил Бхаданаков. Притхвираджа Виджая утверждает, что он завоевал несколько холмов.

Культурная деятельность
Центр изучения санскрита Виграхараджа был преобразован в мечеть Адхай Дин Ка Джонпра (на фото) после завоевания мусульманами Аджмера.

Виграхарадж покровительствовал ряду ученых и сам был поэтом. Джаянака в своей «Притхвираджа-виджая» заявляет, что после смерти Виграхараджа имя кави-бандхава («друг поэтов») исчезло.

Царь построил центр обучения в Аджмере, который позже был разрушен захватчиками Гуридами и преобразована в мечеть Адхай Дин Ка Джонпра. В этом центре на камнях были выгравированы несколько литературных произведений:

  • Пьеса «Лалита Виграхараджа Натака» была составлена ​​придворным поэтом Сомадевой в его пьесе «h». на нашем. Из мечети были извлечены только фрагменты этой пьесы.
  • Фрагменты пьесы Харикели Натака, автором которой является сам Виграхараджа, были также найдены с начертаниями на двух плитах в Адхай Дин Ка Джонпра. Пьеса написана по мотивам Киратарджуния, произведения древнего поэта Бхарави.
  • Чаухан прашасти (панегирик), который представляет собой кавья (стихотворение).
  • A стути (молитва) различным индуистским божествам, также в форме кавьи.

Согласно Притхвираджа-Виаджая, Виграхараджа построил столько же зданий, сколько и городищ, которые он захватил. Большинство из них, похоже, были разрушены или преобразованы в мусульманские сооружения (такие как Адхай Дин Ка Джонпра) после мусульманского завоевания. Он основал ряд городов, названных Висалапура («город Висала») в честь своего альтернативного имени Висала. Сообщается также, что он построил озеро Висаласара (также известное как Вислия или Бисалия) в Аджмере. Согласно Притхвираджу Расо, царь увидел красивое место с источниками и холмами, возвращаясь с охоты. Он приказал своему главному министру построить на этом месте озеро.

Он также основал город Виграхапура (современный Бисалпур ) на месте более старого города под названием Ванапура. Там он построил храм Гокарнесвара, ныне широко известный как храм Бисала Деоджи.

. Как и его предшественники, Виграхараджа был набожным шиваитом, о чем свидетельствует его Харакели-Натака. Он также покровительствовал джайнским ученым и участвовал в их религиозных церемониях. По просьбе джайнского религиозного учителя Дхармагоши-Сури он запретил убой животных в Экадаши день.

Надпись на скале Биджолия описывает Виграхараджа как «защитника нуждающиеся и обездоленные ". Ему наследовал его сын Амарагангея.

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-18 13:15:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте