Безумие Вайлала

редактировать
Социальное движение в Папуасском заливе, на территории Папуа

Безумие Вайлала было общественным движением в Папуасском заливе, на территории Папуа, начавшемся во второй половине 1919 года и уменьшившемся после 1922 года. Это общепринято как первое хорошо задокументированное культ карго, класс милленаристских религиозно-политических движений, хотя само выражение «культ карго» восходит к середине 1940-х годов.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Возвращение предков
  • 3 Белые предки
  • 4 Регулирование жизни по колониальной моде
  • 5 Строгий моральный кодекс
  • 6 Отказ от церемоний
  • 7 Источник этих верований
  • 8 Наблюдатели и конец движения
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
Имя

Безумие Вайлала получило свое название из наблюдений за поведением людей участвовавших в нем, в том числе глоссолалия, тряска и психосоматические симптомы. На местном языке участники назвали это ики хаева, или «живот не знаю», что означает, грубо говоря, «головокружение».

Возвращение предков

Движение включало в себя веру в то, что сейчас прибудет «Призрачный пароход», управляемый возвращающимися мертвыми, с грузом, который, помимо ушедших родственников, включает: консервы еда, инструменты, различные другие ресурсы и, в одной из версий, оружие, с помощью которого можно изгнать белых колонизаторов. Последний пункт оспаривается и может происходить из рассказов современных иммигрантов-владельцев плантаций, которые были сильно обеспокоены событиями.

Белые предки

Предки, которые вернутся с кораблем, были задуманы как быть белым - идея, которая повторяется во многих послевоенных карго-культах. Связь с ними была возможна с помощью устройства, описанного как «флагшток» - высокого шеста, прикрепленного тростью к «офису» движения. Экспатриант-наблюдатель предположил, что это имитация беспроводного устройства, и утверждал, что видел, как тыкву поднимали на шест для передачи предкам. Однако Альберт Маори Кики, который вырос в этом районе, предположил, что это устройство на самом деле связано с мифом, согласно которому Утренняя Звезда использовала длинную веревку тростника, чтобы прийти из своего дома, который находится очень далеко, чтобы деревню, чтобы встретить женщину, которая ему нравилась. Это иллюстрация синкретической природы многих ритуалов культа карго.

Регулирование жизни по колониальной моде

Другой аспект движения, который предвещает черты более поздних культов карго. это так называемая «имитация белого человека». Лидеры движения тренировали рядовых, как если бы они были солдатами, они ввели комендантский час в соответствии с регламентированной жизнью на плантациях, и они провели церемонию, которая выглядела по всем намерениям и целям как пить чай по-европейски. Стол был украшен кротонами, и участникам подавалась еда, сидя на стульях. Согласно Фрэнсису Эдгару Уильямсу, антропологу, наблюдавшему это, ни при каких других обстоятельствах коренные жители не пострадали бы, сидя за столом таким образом. Однако не было никакого объяснения, связывающего это, например, с предками. Это иллюстрирует другой аспект культов карго, который заключается в том, что некоторые виды деятельности, описываемые как культы карго, могут быть ритуалами с секретным значением, или их описание как таковое может быть результатом ожидания наблюдателя тайных значений.

Строгий моральный кодекс

В некоторых сообщениях говорилось, что движение привело к широкому распространению сексуальной распущенности, но это невозможно проверить. Действительно, движение официально проповедовало строгий моральный кодекс, который включал запрет на прелюбодеяние и другие моральные преступления. Такие правонарушения будут исправлены штрафами, наложенными лидерами движения. Чтобы выяснить, кто совершил какой-либо грех, эти лидеры организовали церемонии прорицания, в которых участвовало очень большое бревно, которое держали несколько человек, которое, как говорят, могло найти любого, кто виноват.

Это привело к тому, что движение было классифицировано колониальной администрацией как форма вымогательства. Это преступление было добавлено к «распространению ложных слухов », наказуемому в соответствии с юридическим кодексом территории Австралийского Папуа. Некоторые из лидеров действительно были заключены в тюрьму на неизвестный срок.

Отказ от церемоний

Безумие Вайлалы также заняло жесткую линию на отказ от великого цикла посвящений, которые ранее были центром общественной жизни в Папуасском заливе. Цикл, известный как hevehe и semese, занял более десяти лет и включал строительство огромного мужского культового дома, известного как ерево, в котором были помещены ритуальные атрибуты, запрещенные для женщин. Безумие Вайлалы уничтожило все атрибуты, и часто первым шагом к этому была демонстрация запрещенных предметов непосвященным.

Источник этих убеждений

Источник модели организации, включающей учения, комендантский час и чай, скорее всего, наблюдался лидерами движения, когда они работали на плантациях вдали от Папуасского залива, где они также подобрали Ток Писин. Вероятно, там же узнали и о войне с Германией, поскольку глоссолалия описывалась как «джаман». Было высказано предположение, что идеи о «грузе» - в частности, вера в то, что он был отвлечен от предков белыми - возникла в контексте местной рабочей силы на плантациях.

Понятно, что христианство, которое было введено Откр. Джеймс Чалмерс в 1890-х оказал глубокое влияние на людей, и, возможно, многие идеи морального кодекса возникли из него. Движение намеревалось «выбросить чертовски новую подопытную вещь», что не следует интерпретировать как интернализацию колониальной идеологии. Фактически, колониальная идеология в Папуа требовала, чтобы коренное общество оставалось относительно стабильным в рамках традиций и культуры, и по этой причине безумие Вайлала считалось тревожным индикатором того, что общество может рухнуть под давлением перемен.

Наблюдатели и конец движения

Движение было лично замечено в 1919 году исполняющим обязанности магистрата-резидента патрульного поста Керема. Фрэнсис Эдгар Уильямс, государственный антрополог австралийской папуасской администрации, прибыл сюда в 1922 году, когда движение еще было сильным, хотя уже проявляло признаки распада. К концу 1920-х он уже не действовал. Однако до Второй мировой войны через Папуасский залив продолжали распространяться многочисленные другие религиозные и социальные инновации.

См. Также
  • Танец призраков, распространенное среди североамериканских индейцев поверье, что в его версии сиу предсказывается, что предки вернутся поездом.
  • Джон Фрам, более поздний культ карго.
Ссылки
  • Швиммер, Э. (редактор) (1976) Ф.Э. Уильямс: Безумие Вайлалы и другие очерки. Лондон: К. Херст и компания
  • Кокрейн, Г. (1970) Big Men и Cargo Cults. Оксфорд: Clarendon Press.
  • Kiki, A.M. (1968) Десять тысяч лет в жизни. Мельбурн: Чешир.
  • Уорсли, П. (1968) The Trumpet Shall Sound, 2nd edition. Лондон: Гранада
Последняя правка сделана 2021-06-18 08:17:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте