Турума

редактировать

Рисунок турумы на укреплениях Свеаборга, выполненный А. Э. Гите, 1770 г.

Турума (от финского слова «Турунмаа») была типом военного корабля, построенным для шведского архипелага флота в конце 18 - го века. Он был специально разработан для ведения боевых действий в Архипелаговом море и вдоль побережья Свеланда и Финляндии. Турума была спроектирована плодовитым военно-морским архитектором Фредриком Хенриком аф Чепменом для использования в районе преимущественно мелководья и групп островов и островков, простирающихся от Стокгольма до Финского залива.

Он был разработан, чтобы заменить галеры, составлявшие ядро ​​флотов, которые действовали вдоль побережья и на архипелагах Балтийского моря. Турума имела большую осадку, была несколько медленнее на веслах, но предлагала превосходные условия для экипажа, была более мореходной и имела примерно в десять раз больше тяжелых орудий. Его можно было приводить в движение как парусами, так и веслами, и он был меньше и маневреннее, чем большинство парусных кораблей, что делало его пригодным для операций на мелководье и в ограниченных водах.

Между 1761 и 1790 годами было построено 14-15 турумов, в том числе Amphion, модифицированная версия, используемая королем Густавом III как прогулочное судно и командирское судно. Турума были одними из самых тяжелых в арсенале флота архипелага, и некоторые из них участвовали в русско-шведской войне 1788–1790 годов. Он имел три мачты, две палубы и был оборудован 16–22 парами весел с экипажем около 220–260 человек. Его длина составляла 35–39 м, ширина 9 м, осадка 3,3 м. Вооружение состояло из 24–28 тяжелых орудий с до 24 поворотных орудий для ближнего боя.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Справочная информация
    • 1.1 Флот архипелага
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Суда специального назначения
  • 3 Сервис
  • 4 Корабля
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
Фон
Вид сбоку макета небольшой камбуза с двумя мачтами, оснащенными латиновыми (треугольными) парусами. Его выносные опоры сложены, а весла сложены на палубе. Корпус над ватерлинией окрашен в красный цвет с декоративными деталями золотого и синего цветов. Лук имеет приподнятую платформу (рамбаду), вооруженную 3-мя небольшими пушками. Современная модель шведской галереи начала XVIII века из собрания Морского музея в Стокгольме. Небольшие галеры, подобные этой, были опорой первых шведских прибрежных флотов.

В начале 18 века установление российской военно-морской мощи на Балтике бросило вызов интересам Швеции, в то время одной из крупнейших держав на Балтике. Шведская империя в то время включена территории в Северной Германии, все современной Финляндии и большинстве государств Балтии, доминион скрепленного морских путями Балтии. Русский царь Петр Великий основал новую столицу и военно-морскую базу в Санкт-Петербурге в 1703 году. Во время Северной войны 1700–1721 годов Швеция потеряла свои территории балтийского государства и испытала разрушительные российские набеги на Финляндию и вдоль цепи островов и архипелагов, которые протянулся от Финского залива до столицы Стокгольма. Травматический опыт привел к созданию прибрежных флотилий мелкосидящих судов. Первый из них состоял в основном из уменьшенных версий традиционного средиземноморского военного корабля - галер. Большинство из них больше походили на галиотов и дополнялись колясками. Разрушительная война против России 1741-43 гг. И незначительное участие Пруссии в Поморской войне 1757-62 гг. Показали необходимость дальнейшего расширения и развития прибрежных флотилий с более специализированными судами.

Традиционные галеры были эффективны в качестве десантных транспортных средств для десантных операций, но были сильно недоработаны, особенно по сравнению с их многочисленными командами; галера с экипажем из 250 человек, большинство из которых были гребцами, обычно была вооружена только одной 24-фунтовой пушкой и двумя 6-фунтовыми пушками, все в носовой части. Однако они были бесподобными и не имели надлежащего укрытия для солдат-гребцов, многие из которых заболели во время войны 1741–1743 годов.

Флот архипелага

Основная статья: флот архипелага

После поражения от России была назначена комиссия для выявления слабых мест в восточной обороне. В 1747 году было решено, что укрепления в юго-восточной Финляндии необходимо улучшить и расширить, а также построить сильный прибрежный флот. Офицер-артиллерист Августин Эренсвард был движущей силой этих изменений, и многие выводы и решения комитета были основаны на его идеях по улучшению. В 1756 году был основан специальный флот архипелага, который был передан под командование Krigskollegium, армейского департамента, с Эренсвардом в качестве верховного главнокомандующего и официальным названием arméns flotta («армейский флот»). За два десятилетия флот архипелага претерпел несколько изменений, вызванных соперничеством между Шляпами и Шапками, доминирующими политическими фракциями того времени, а также из-за соперничества между армией и флотом. С парламентской победой Шляп в риксдаге 1769–1770 годов и государственным переворотом Густава III в 1772 году флот архипелага получил статус независимой организации в составе армии. С 1770 года ему была передана финская эскадра ( Finska eskadern), базирующаяся в Свеаборге, а в 1777 году галерный флот, базирующийся в Стокгольме, был включен во флот архипелага как шведская эскадра ( Svenska eskadern). Шведские военные вложили значительные средства в новое армейское родство и сделали его профессиональной, независимой организацией. Флот архипелага привлекал социальную и культурную элиту, пользовавшуюся защитой и покровительством короля Густава III, укрепившего свой авторитет как абсолютного монарха в результате переворота 1772 года.

Мужчина за 40 в напудренном парике в стиле 18-го века. Он обладает спокойным хладнокровием и смотрит прямо на зрителя. Он одет в кирасу (бронежилет), украшенную синей шелковой лентой с темно-синим плащом под ней. На шее у него висит орден или медаль в виде мальтийского креста с королевской короной над ним, прикрепленной к сине-желтой ленте. Мужчина за пятьдесят в напудренном парике в стиле XVIII века. Его тело обращено вправо. Его лицо имеет решительное выражение и обращено к зрителю. Его правая рука стоит на столе с графическими инструментами и книгой внизу картины и держит несколько белых листов бумаги. Он одет в большую куртку или пальто фиолетового оттенка с красной вставкой и с красными и синими рисунками на рукавах и пояснице. Куртка выполнена в традиционном стиле саамов северной Скандинавии. В сотрудничестве с артиллерийским офицером Августином Эренсвардом (1710–72, слева) и новаторским кораблестроителем Фредриком Хенриком аф Чапманом (1721–1808, справа) были разработаны Turuma и несколько других новых типов судов для флота шведского архипелага.

Основу флота архипелага первоначально составляли традиционные галеры, но война 1741–43 гг. И война в Померании 1757–1762 гг. Выявили некоторые присущие им слабости: их огневая мощь была недостаточной, они были неэффективны с точки зрения людских ресурсов, имели слабую защиту для кораблей. экипажем и не были особенно мореходными. Во время Поморской войны «пушечные баржи» ( skottpråmar), тяжеловооруженные, весельные, плоскодонные бортовые суда с малой осадкой, пытались компенсировать недостаток огневой мощи на галерах, но оказались слишком медленными, чтобы быть эффективным.

Эренсвярд предложил разработать новые архипелаговые суда, сочетающие в себе достаточную огневую мощь, маневренность, мореходные качества и достойные помещения для экипажа. Он начал успешное сотрудничество с кораблестроителем и военно-морским архитектором Фредриком Хенриком Чапманом (получившим титул «Аф Чепмен» в 1772 году), и вместе они разработали пять новых судов: тип канонерской лодки с 12-фунтовой пушкой, такелажем для шхуны и 7-8 парами весел., а также четыре типа "архипелаг фрегатов" ( skärgårdsfregatter): турум udema, pojama и hemmema. Эти суда были специально разработаны для использования в архипелаге на южном побережье Финляндии и были названы в честь финских провинций Уусимаа, Pohjanmaa ( Österbotten ), Турунмаа ( Åboland ) оч Hämeenmaa ( Tavastland ).

Все четыре типа в шведской и английской исторической литературе назывались «фрегатами архипелага», хотя меньшие по размеру удема и поясама также назывались «корветами архипелага».

Дизайн
Современная модель турумы Лодброк в Морском музее в Стокгольме

Первая турума была завершена в 1761 году. Наряду с хеммемой, это был тип «фрегата архипелага», который наиболее подходил под описание, показывая значительное сходство с небольшими океанскими фрегатами. У него был низкий корпус без бака, только низкая квартердека и корма. У него были три мачты, которые изначально были оснащены латиновыми парусами, как камбуз, который позже был заменен обычным квадратным фрегатом, но с комбинированной верхней и верхней мачтами. Это улучшило его ходовые качества и сделало его лучшим парусником во флоте архипелага, хотя он все еще был медленнее обычных парусных судов.

Первая турума, Норден, была ок. 35 м (116 футов) в длину и 8 м (26,5 футов) в ширину при осадке 3,3 м (11 футов). К третьему кораблю, Lodbrok (1771 г.), корпус был увеличен до 38,5 м (126 футов) на 9,5 м (31 фут) и остался примерно таким же. Вооружение было значительно тяжелее, чем у галер или меньших удемов и пожом. У него была одна полная орудийная палуба из 22 (24 на кораблях, построенных до 1790 года) 12-фунтовых орудий в регулярном бортовом расположении, стреляющих через орудийные порты. На полубаковой палубе лицом вперед стояли две 18-фунтовые пушки. Для ведения боя с близкого расстояния он нес еще до 24 трехфунтовых поворотных орудий вдоль перил. Вдобавок имелось еще два 12-фунтовых кормовых охотника.

Для дополнительной маневренности на туруме было 19 пар весел (16 на первых двух кораблях) по четыре человека на весло. Гребцы гребли, сидя на надводной палубе над орудийной палубой, с веслами, прикрепленными к прямоугольной опоре, предназначенной для улучшения рычага. Несмотря на это, турумы плохо справлялись с веслами, и их было очень трудно передвигать при любом встречном ветре. В безветренную погоду средняя скорость весла составляла полузла.

Чарльз Камбуз, веслах сидел фрегат королевского флота начался в 1676 году, который был предшественником гибридного турума; современная живопись Виллема ван де Вельде Младшего.

По конструкции турума была очень похожа на один из других типов фрегатов архипелага - « Хеммема». Основное различие заключалось в том, что гребешки гребли с палубы, что давало гребцам лучший рычаг воздействия за счет размещения их ближе к ватерлинии. Более поздние геммемы также были значительно крупнее, тяжелее и прочнее. Военно-морской историк Ян Глете описал их как вариации одного и того же типа, особенно когда речь идет о довоенных конструкциях. Экипаж варьировался от 220 до 266 человек, в зависимости от модели. Чтобы укомплектовать все весла, требовалось от 128 до 152 из них.

Концепция гибридных фрегатов с веслами не была новой. Небольшие « галеасы » строили для английского флота Тюдоров еще в середине 16 века. Королевский флот, его преемник, позже оборудовали эквивалент шестой ставки с весельных портов или ниже gundeck в начале 1660 - х годов. «Шебеки», балтийские вариации средиземноморских шебеков, были введены в российский флот для прибрежных операций в 18 веке. Оба они были предложены как возможные источники вдохновения для новых дизайнов Аф Чепмена. Хотя это и не идентично средиземноморскому судну, российский флот считал турумы достаточно похожими по функциям на свои собственные «шебеки», чтобы использовать эту терминологию при упоминании шведских призов (захваченных кораблей).

Корабли специального назначения

В 1777 году Чепмен спроектировал особую туруму - королевскую яхту « Амфион». Она была 33,5 м (110 футов) в длину и 6,8 м (22,25 фута) в ширину и оснащалась шхуной только с двумя мачтами (позже была заменена на бригантину ). Чепмен предполагал, что корабль будет нести бортовое вооружение, подобное тому, что есть у обычных турумов, но это было отклонено Густавом, который приказал построить корабль с вооружением, состоящим только из легких поворотных пушек. Амфион был оформлен в более строгом стиле рококо, который в Швеции определяется как «густавианское», и был оборудован большой кабиной со световым люком, который хорошо подходил для королевских аудиенций и конференций. Амфион служил штабным кораблем Густава III во время войны 1788–1790 годов, но был настолько плохим парусником, что король и его свита покинули его во время драматического побега из Выборгского залива в 1790 году.

Услуга
Современная шведская картина битвы при Свенскунде, в которой участвовал один турума

Семь турум были построены для шведского флота до войны с Россией 1788-1790 гг., Еще шесть были построены во время войны, еще один был построен после 1790 года. Всего было построено четырнадцать турум, что сделало его наиболее распространенным из четырех типов фрегатов архипелага.. Когда в 1788 году началась война, они составили ядро ​​флотилии архипелага в Финляндии. Они использовались для поддержки десантных операций и проведения рейдов на российский флот на архипелаге, в то же время выступая в качестве морской фланговой поддержки шведской армии на материковой части Финляндии. Турумас участвовал как в первом, так и во втором сражениях за Свенскунд. В первом случае в августе 1789 г. шесть турумов составляли основную огневую мощь более крупных шведских судов, а во втором в июле 1790 г. он был сокращен до одного корабля.

Как и другие специализированные суда архипелага, турума имела лишь ограниченные преимущества. Хотя он обладал превосходной огневой мощью, его ходовые качества были средними, и он был медленным под веслами. Он мог стать эффективным оружием против галер, соответствуя их огневой мощи передовой и значительно превосходя их своим бортовым вооружением. Внутри группировки вражеских галер он мог нанести значительный ущерб, но такой маневр никогда не был достигнут в реальном бою, так что эта тактическая роль оставалась непроверенной. Как и геммема, турума была эффективна в оборонительных порядках, но ей не хватало мобильности, которая часто требовалась в наступательной войне на архипелаге. В 1790 году, после окончания войны, два были переоборудованы в госпитальные суда. Вторая битва при Свенскзунде ясно показала, что меньшие по размеру и маневренные канонерские лодки и артиллерийские петли были гораздо более эффективными в прибрежной войне и почти вытеснили «архипелаговые фрегаты» в прибрежных эскадрильях во время Финской войны 1808–09 годов.

Корабли
Сохранившаяся корма Амфиона, модифицированной версии турумы, спроектированной как прогулочное судно для короля Густава III, служившего его штабным кораблем во время войны.

Четырнадцать или пятнадцать турумов были построены для флота шведского архипелага. Все суда, кроме Amphion, перечислены ниже вместе с основной информацией в той степени, в которой она была зарегистрирована. Технические характеристики, идентичные судам, указанным выше, отмечены тире. Три «шебека» были также построены для русского Балтийского флота в 1788–89 годах, которые базировались непосредственно на турумах, а не на средиземноморских шебеках.

Суда шведской постройки
Имя Верфь Запущен Размер (метры) Размер (футы) Пары весел Вооружение Судьба
Norden Штральзунд 1761 длина: 34,4 ширина: 7,9 осадка: 2,2 длина: 113 ширина: 26 осадка: 7,2 16 22 х 12-фунтовых орудий 10 х 3-х фунтовых 24 поворотных орудия Списано 1790 г.
Tor Свеаборг 1764 длина: 35,6 ширина: 8,9 осадка: 3,3 длина: 117 ширина: 29 осадка: 10,8 19 24 х 12-фунтовых орудий 2 х 18-фунтовых 22 поворотных пушки Списан в 1776 г. по Никуле. Согласно Бергу, Тредреа и Созаеву, он был переименован в Sällan Värre (см. Ниже) в 1770 году и фактически является предыдущим воплощением этого судна.
Lodbrok Стокгольм 1771 - - - - В 1790 году перестроен в госпитальный корабль. Списан в 1806 году.
Бьорн Ярнсида Карлскруна 1774 г. - - - - Захвачен в первом сражении при Свенскзунде в 1789 году ( переводится как Биорн Эрнсида). Затоплен при блокировании въезда в Кронштадт в 1808 году.
Рагвальд Карлскруна 1774 г. - - - - Захвачен в первом сражении при Свенскзунде в 1789 году ( обозначен как Рогвальд) и последний раз упоминается в 1791 году.
Сигурд Ормога Карлскруна 1774 г. длина: 37,3 ширина: 9,2 осадка: 3,3 длина: 122,5 ширина: 30 осадка: 10,8 19 24 х 12-фунтовых орудий 2 х 18-фунтовых 22 поворотных пушки Продан 1799 г.
Саллан Варре Карлскруна 1774 г. длина: 37,4 ширина: 9,2 осадка: 3,3 длина: 122,7 ширина: 30 осадка: 10,8 19 24 х 12-фунтовых орудий 2 х 18-фунтовых 22 поворотных пушки По словам Берга, захвачен в плен при сдаче Свеаборга в 1808 году. Согласно Тредреа и Созаеву, он был захвачен русскими в первой битве при Свенскунде в 1789 году и отброшен шведами 4 мая 1790 года. Возможно, это то же судно, что и Тор 1764 года.
Ивар Бенлёш Свеаборг? 1775 - - - - Переоборудован в госпитальный корабль 1790. Захвачен в Свеаборге в 1808 году.
Биргер Ярл Свеаборг 1790 неопределенные неопределенные 22 22 х 12-фунтовых орудий 2 х 18-фунтовых 4 поворотных пушки Захвачен в Свеаборге в 1808 году.
Эрик Сегерселл Свеаборг 1790 - - - - Захвачен в Свеаборге в 1808 году.
Фрей Свеаборг 1790 - - - - Захвачен в Свеаборге в 1808 году.
Ивар Вицярк Свеаборг 1790 - - - - Захвачен в Свеаборге в 1808 году.
Tor Свеаборг 1790 - - - - Захвачен в Свеаборге в 1808 году.
Ингве Свеаборг 1790 - - - - Восстановлен в 1784 году. Захвачен в Свеаборге в 1808 году.
Суда российской постройки
Имя Верфь Запущен Размер (метры) Размер (футы) Пары весел Вооружение Судьба
Skoraia Санкт-Петербургский галерный двор 1789 г. длина: 36,6 ширина: 9,2 осадка: 2,5 длина: 120 ширина: 30 осадка: 8,2 20 20 х 12-фунтовых 4 х 18-фунтовых 22 х 3-фунтовых Перестроен в плавучую батарею и в 1792 году переименован в Крепкую. Окончательная судьба неизвестна.
Легкая Санкт-Петербургский галерный двор 1789 г. - - - - Перестроен в плавучую батарею и переименован в Храбрая в 1792 году. Окончательная судьба неизвестна.
Быстрая Санкт-Петербургский галерный двор 1789 г. - - - - Перестроен в плавучую батарею и переименован в Свирепаю в 1792 году. Окончательная судьба неизвестна.
Смотрите также
Примечания
использованная литература
  • Андерсон, Роджер Чарльз, Веселые боевые корабли: от классических времен до появления пара. Лондон. 1962 г.
  • Берг, Ларс-Отто, «Развитие шведского архипелага флота в 18 - м веке, строительство [,] технологии и вооружение» в Война короля Густава III и военно - морских сражений Роченсальма: VIII Международный Балтийский семинар 5-7 июля 1990 года провинциальной Музей Кюменлааксо, Котка. 1993. ISBN   951-96183-5-X.
  • Берг, Ларс Отто, "Skärgårdsflottans fartyg: Typer och utveckling under 1700- och 1800-талет" в Hans Norman (редактор), Skärgårdsflottan: Uppbyggnnad, militär användning och förankring i det svenska samhh. Historiska media, Лунд. 2000. ISBN   91-88930-50-5, стр. 50–75 (на шведском языке).
  • Глете, Ян, "Kriget till sjöss" в Gunnar Artéus (редактор) Густав III: s ryska krig. Пробус, Стокгольм. 1992. ISBN   91-87184-09-5 (на шведском языке).
  • Харрис, Дэниел Г., Фредрик Хенрик аф Чепмен: Первый военно-морской архитектор и его работа. (переработанное издание) Литератим, Стокгольм. 2001. ISBN   91-973075-2-1.
  • Маттила, Тапани Мери маамме турвана. KJ Gummerus Osakeyhtiö, Ювяскюля. 1983. ISBN   951-99487-0-8. (на финском)
  • Никула, Оскар, Svenska skärgårdsflottan 1756–1791. [докторская диссертация] Гельсингфорс. 1933. (на шведском языке)
  • Тредреа, Джон; Созаев, Эдуард (2010). Русские военные корабли в эпоху парусного спорта 1696–1860 гг. Сифорт. ISBN   978-1-84832-058-1.
Последняя правка сделана 2024-01-10 03:48:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте