Цзоу | |
---|---|
Cou | |
Родной для | Тайвань |
Область | Алишан |
Этническая принадлежность | Цзоу |
Носитель языка | 2100 (2002) |
Языковая семья | Австронезийский
|
Коды языков | |
ISO 639-3 | tsu |
Glottolog | tsou1248 |
ELP | Цзоу |
(желтый) Цоу | |
Эта статья содержит фонетические символы IPA. Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете увидеть вопросительные знаки, квадраты или другие символы вместо символов Юникода. Вводное руководство по символам IPA см. В разделе Help: IPA. |
Цзоу ( кулоновского) является расходящимся Austronesian язык, на котором говорят Цзоу на Тайване. Цзоу - язык, находящийся под угрозой; однако этот статус неясен. Его динамики расположены в западно-центральных горах к юго-востоку от района Цзяи / Алишань на Тайване.
Цу традиционно считался частью тсуикской ветви австронезийского языка. Однако несколько недавних классификаций, таких как Chang (2006) и Ross (2009), оспаривают ветвь Tsouic, при этом Tsou более расходится, чем два других языка, Kanakanabu и Saaroa.
Цоу не имеет особых диалектных вариаций. Существует четыре записанных диалекта: тапангу, тфуэа, духту и иимку, из которых до сих пор говорят на тапангу и тфуэа. Иимку плохо описан. Грамматика трех других диалектов почти идентична, а фонологические вариации незначительны: в определенных условиях Tapangu / i / соответствует Tfuea и Duhtu / z / или / iz /, а Duhtu had / r / означает Tfuea и Tapangu / j. / (На самом деле, было записано, что более старые говорящие варьируются от [r] до [j], но на тот момент диалект был умирающим.)
Цзоу говорится в следующих селах: Все сел расположены в Alishan Городке, County Цзяи за Mamahavana исключением (Jiumei), который находится в Hsinyi / Xinyi Городке, Наньтоу. Приведены как местные имена Цзоу, так и китайские имена.
Тапангу (Tapaŋʉ)
Тфуэа (Tfuya)
Духту (Лухту)
Иимуку - вымершие
Описание фонологии Tsou, приведенное ниже, взято из Wright amp; Ladefoged (1994).
У Цоу шесть гласных, / i ɨ ueo ɑ /. Встречаются последовательности гласных, включая последовательности подобных гласных ( / ii / и т. Д.), Но это отдельные моры, а не длинные гласные или дифтонги. Гласные, особенно гласные заднего ряда, централизованы, когда они окружены глухими альвеолярными согласными ( / t, ts, s /). Это может включать центральное отклонение от скольжения, так что / o / в этой среде произносится как дифтонг [öə̯] или [ɵə̯].
Губной | Альвеолярный | Velar | Glottal | ||
---|---|---|---|---|---|
Носовой | м | п | ŋ | ||
Взрывной | безмолвный | п | т | k | ʔ |
имплозивный | ɓ | ɗ ~ ˀl | |||
Аффрикат | ts ~ tʃ | ||||
Fricative | безмолвный | ж | s ~ ʃ | час | |
озвучен | v | г ~ ʒ | |||
Приблизительный | ш | ɹ ~ j |
В аппроксимаций / вес / и / х / может поверхности, как не-слоговых середине гласных [е] и [O], даже (для / х /) в исходном положении ( / Jo ~ joskɨ / [e̯oe̯oskɨ] "рыбы"; / ш / не встречается в исходном положении), объясняя написание Tfuea ( / tfuja /) для названия диалекта. Однако присвоение ударения ( [ˈtfue̯a]) и ограничения на группы согласных (см. Ударение и фонотактика ниже) демонстрируют, что они ведут себя как согласные.
Взрывчатые вещества без наддува. Фонетически придыхаемые стопы на самом деле представляют собой последовательности стоп-плюс / h /, что можно увидеть по тому факту, что они не могут группироваться с третьим согласным (см. Фонотактику ниже), и по морфологическим изменениям, таким как / phini / ~ / mhini / "торговать ".
Согласно спектральному анализу, / h / кажется голосовым фрикативом в большинстве сред, но приближается к велярному [x] рядом с центральным гласным / ɨ /, как в / tsaphɨ / «ладонь, подошва». Однако тот факт, что последовательности / hʔ / и / ʔh / встречаются, когда никакая другая гоморганическая последовательность не разрешена, предполагает, что / h / и / ʔ / не могут быть одновременно голосовыми. (Дополнительным доказательством того, что / h / может быть лучше всего проанализировано как velar, является тот факт, что * / kh / не обнаруживается, а / hk / встречается только медиально, в единственном известном слове / kuhku / «лиса».)
Глухие шипящие, / ts / и / s /, палатализованы до [tʃ] и [ʃ] перед гласными переднего ряда / i / и / e /. Однако на звонкий шипящий / z / эта среда не влияет.
Имплозивные / ɓ / и / ɗ / необычны. Оба могут быть глоттализованными ( [ ʔɓ], [ʔɗ] или, может быть, [ʔb], [ʔd]) в интервокальной позиции. Вдобавок альвеолярный / ɗ / имеет необычную аллофонию : около трети говорящих произносят его с латеральным высвобождением или перед / a / как латеральный аппроксимант [l], как в / ɗauja / [lauja] «клен». Действительно, Tsuchida (1976) расшифровал это как preglottalized lateral, [l].
За некоторыми исключениями, ударение не только предсказуемо, но и меняется, когда к слову добавляются суффиксы. Он падает на предпоследнюю гласную или на предпоследнюю мора, если принят моральный анализ. То есть последний тяжелый слог (двойной гласный) получает ударение ( [eˈmoo] «дом»); в противном случае ударение падает на предпоследний слог ( [oˈkosi] «его ребенок»). Дополнительное ударение попадает в хореический образец: каждый второй светлый слог (одиночный гласный) также подвергается ударению. Безударные гласные удаляются, за исключением границ слова (начальная или конечная гласная), и если это не приведет к созданию запрещенной группы согласных (см. Ниже).
Например, глагол // seʔe-nətəh-a // «резать боло» делает ударение на слогах // tə // и // ʔe // и реализуется как [sʔenˈtəha]. Однако это не объясняет все группы согласных, многие из которых определены лексически.
Самый сложный слог в Tsou - C C V V. Tsou необычен по количеству групп согласных, которые он позволяет. Гоморганические кластеры не допускаются, если только один из них не является носовым согласным, и максимум два согласных могут встречаться вместе, но в противном случае известно, что встречается около половины возможных последовательностей. Например, обнаруживаются все негоморганические последовательности, начинающиеся с / t / и / ts /. Пропущенные кластеры могут быть недопустимыми или могут быть просто случайными пропусками из-за ограниченного знания лексики.
Начальный или средний | Только медиальный |
---|---|
/ pt, pts, ps, pn, pk, pŋ, pʔ, ph / | / pz / |
/ ft, fts, fk, fŋ, fʔ / | / fn / |
/ vts, vh / | / vn, vʔ / |
/ ɓn / | / ɓk / |
/ mp, mf, mts, ms, mz, mn, mʔ, mh / | / мɓ, мт / |
/ tp, tf, tv, tm, tn, tk, tŋ, tʔ, th / | / tɓ / |
/ тсп, цф, цв, цм, цн, цк, цŋ, цʔ, тш / | / tsɓ / |
/ sp, sv, sɓ, sm, sn, sk, sŋ, sʔ / | - |
- | / zʔ / |
/ нм, нт, нс / | / np, nv, nts, nz, nk, nʔ, nh / |
/ кс, кн / | / узлы, тыс. фунтов / |
/ ŋv, ŋh / | / ŋm, ŋt, ŋts, ŋs, ŋz, ŋk / |
/ ʔp, ʔv, ʔm, ʔt, ʔts, ʔs / | / ʔf, ʔɗ, ʔn, ʔk, ʔh / |
/ hp, hv, hm, ht, hts, hn, hŋ / | / hs, hz, hk, hŋ / |
В группах оральных остановок у обоих есть слышимый всплеск выпуска. Это верно даже для гласных, в среде, где первая остановка не имеет слышимого звука в большинстве языков, что поддерживает анализ этих кластеров как части начала слога, без использования кодовых слогов в языке.
Остановки, оральные или назальные, могут иметь или не иметь всплеск высвобождения перед назальной остановкой, в зависимости от говорящего. Начальные кластеры / hp, ht, hʔ / необычны в кросс-лингвистическом отношении. Спектр показывает, что язык движется к альвеолярному сочленению во время / h / of / ht /, демонстрируя, что он не сочленяется как велярный. Начальные кластеры / pʔ / и / tʔ / иногда реализуются как две отпускаемые остановки, но иногда с одним выпуском, напоминая выводные согласные в других языках. ( / kʔ / снова заметно отсутствует, за исключением интервокального, несмотря на тот факт, что [kʼ] является наиболее распространенным отрывным словом в кросс-лингвистическом плане.)
Как и большинство других австронезийских языков, Tsou отображает синтаксис с предикатным начальным символом.
У Цоу есть три основных типа вопросов.
Цоу имеет следующие типы предложений:
Важные служебные слова:
Маркеры падежа следующие: формы именительного падежа помещены перед косой чертой, а наклонные формы - после них (Zeitoun 2005: 274). Форма именительного падежа дается, когда нет слэшей.
Существительные цзоу отличаются от глаголов наличием падежных знаков и суффиксных местоимений родительного падежа, оба из которых не могут быть применены к глаголам. Глаголы, с другой стороны, имеют сложную голосовую маркировку. Прилагательные и некоторые наречия фактически функционируют как глаголы, поскольку они также претерпевают голосовое изменение и размещаются в тех же позициях в придаточных предложениях, что и глаголы (т. Е. Предикат-начальный).
Tsou уникален тем, что в нем отсутствуют элементы, похожие на предлоги, вместо этого для выражения этих понятий используются существительные или глаголы.
Основные глаголы могут принимать три типа голосов.
Глаголы цоу можно разделить на пять основных классов (I, II, III-1, III-2, IV, V-1, V-2) на основе морфологического чередования (Zeitoun 2005: 285). У глаголов цоу не так много морфологических различий, как у других формозских языков, поскольку в языке цоу более широко используются вспомогательные глаголы. Например, нет временных / аспектных различий, отдельных обозначений для императивов и статических / динамических различий. Тем не менее, Цоу по-прежнему сохраняет причинный poa- (алломорфы: p-, pa-).
Вспомогательные глаголы Tsou могут нести временную / аспектную и модальную информацию, а также голос. Они отмечены для следующих голосов:
Эти вспомогательные глаголы можно разделить на три класса:
Цоу имеет следующие аспектные суффиксы:
Приведенные ниже личные местоимения взяты из диалекта тфуя языка Цоу и взяты из Zeitoun (2005: 265). Обратите внимание, что местоимения от третьего лица различаются между видимыми и невидимыми.
Бесплатно | Граница | ||||
---|---|---|---|---|---|
нейтральный | именительный | родительный падеж | |||
1-е лицо | единственное число | а'о | -'ОУ | -'ОУ | |
множественное число | эксклюзивный | аами | -mza | -mza | |
инклюзивный | аати | -к | -к | ||
2-й человек | единственное число | су | -су / -ко | -су / -ко | |
множественное число | муу | -му | -му | ||
3-е лицо | видимый | единственное число | тайни | -ta | -taini |
множественное число | привет | -hin'i | -hin'i | ||
невидимый | единственное число | ic'o | - | -si | |
множественное число | хи | - | -он |
Цифры Tfuya Tsou:
Десятки образуются с циркумфиксом (конфиксом) m- -hʉ. Существует также феномен гармонии гласных звуков au / ʉ.
Эти люди живут в горных районах, потому что доминирующие колонизаторы жили на Тайване более 380 лет. Посторонние убили коренное население, сожгли деревни и заставили их уйти, поскольку колонизаторы требовали все больше и больше территорий. Некоторыми такими колонизаторами были голландцы, испанцы, японцы и китайцы. Внешние правители навязывали коренным народам свои собственные системы образования, но наиболее заметное влияние пришло из эпохи Гоминьдана, когда тайваньцы были вынуждены использовать мандаринский диалект и где детей наказывали в школе, если они использовали свой собственный язык коренных народов. Это заставило коренных жителей Тайваня отказаться от своего языка, чтобы выжить в новой, навязанной среде.
Из-за глобализации люди всегда ищут лучшей жизни, если они не полностью счастливы, а молодые люди покидают деревни и ищут работу в больших городах. Из-за этого дети не используют язык и не так часто знакомятся с культурой, что означает, что язык не передается будущим поколениям.
Одно исследование, проведенное в 1999 году, показало, что только 9% детей коренных народов могут говорить на своем родном языке, и большинство детей предпочитают использовать мандаринский язык, который является официальным языком Тайваня. Цоу в основном используется старейшинами общины на церемониях и некоторых собраниях. К сожалению, поскольку родители плохо владеют языком и не считают этот язык практичным для детей, на нем редко говорят дома. Этот язык больше используется в школах, где дети посещают культурные программы обучения.
Язык цоу признан правительством. Правительство выделило деньги на внедрение языковых программ в начальные и неполные средние школы, но средства иногда бывают непоследовательными, что отрицательно сказывается на программах. Помогло то, что в 1987 году было отменено военное положение и люди снова могли свободно говорить на своих родных языках, однако использовалось так много других доминирующих языков, что некоторые языки коренных народов исчезли.
Старейшины заботятся о своем языке и беспокоятся о том, что он может не выжить в будущем, поэтому они приветствуют любую помощь, которую могут оказать лингвисты. Кроме того, в сообществе есть программы по поддержанию языка. Одним из примеров является то, что дети могут петь народные песни Цзоу в детском саду и продолжают знакомиться с другими культурными программами в начальной школе. Люди в значительной степени полагаются на этих детей, чтобы сохранить язык, музыку и культуру. Существуют программы для детей младших и средних школ по изучению языка. Члены сообщества очень хотят участвовать в мероприятиях. Преподавать язык сложно, потому что не хватает хороших учебных материалов. Школы не делают изучение языка коренных народов приоритетом, потому что, если произойдет событие, которое считается более важным, учителя, скорее всего, отложат урок языка. Кроме того, студентам приходится беспокоиться об изучении английского и китайского языков и материалах вступительных экзаменов, поэтому время ограничено, а этнический язык не является приоритетом в сознании молодого поколения.