Топольчанский погром

редактировать

Топольчанский погром
Топольчаны находится в Словакии Топольчаны Топольчаны
МестоположениеТопольчаны, Чехословакия
Дата24 сентября 1945 года. с 8:00 до полудня
Цельсловацкие евреи
Смертныенет
Раненые47 или 48

Погром в Топольчанах был антисемитским бунтом в Топольчанах, Словакия, 24 сентября 1945 года и самым известным инцидентом послевоенного насилия против евреев. в Словакии. Основная причина заключалась в возрождающемся антисемитизме, направленном против евреев , переживших Холокост, которые требовали возврата собственности, украденной во время Холокоста. Распространились слухи, что местная католическая школа будет национализирована, а преподававших в ней монахинь будут заменены учителями-евреями.

Утром в день инцидента женщины выступили против национализации школы, обвиняя евреев. В тот же день еврейский врач вакцинировал детей в школе. Его обвинили в отравлении нееврейских детей, что привело к массовым беспорядкам. Полиция не смогла предотвратить это, и к ним присоединился местный гарнизон солдат. Около сорока семи евреев были ранены, а пятнадцать были госпитализированы.

Сразу после событий международное освещение поставило в неловкое положение чехословацкие власти, и Коммунистическая партия Чехословакии использовала беспорядки, чтобы обвинить демократические власти в неэффективности.

Документальный фильм 2004 года о беспорядках «Милуй ближнего своего» («Возлюби ближнего своего») вызвал повышенное обсуждение истории этих событий. В следующем году мэр Топольчан принес официальные извинения.

Содержание
  • 1 Холокост
  • 2 После освобождения
  • 3 Беспорядки 24 сентября
  • 4 Последствия
  • 5 Современные интерпретации
  • 6 Наследие
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Цитаты
    • 8.3 Печатные источники
    • 8.4 Интернет-источники
  • 9 Дополнительная литература
Холокост
Карпатские русинские евреи прибывают в Освенцим в 1944 году.

14 марта 1939 года Словацкое государство провозгласило свою независимость от Чехословакии под защитой нацистской Германии. Преследование евреев сыграло ключевую роль во внутренней политике Словацкого государства. Словацкое государство ликвидировало около 10 000 предприятий, принадлежащих евреям, и передало 2300 владельцев "арийцев", лишив большинство словацких евреев средств к существованию. Сентябрь 1941 г. «Еврейский кодекс », основанный на Нюрнбергских законах, требовал, чтобы евреи носили желтые нарукавные повязки, запретил смешанные браки и призвал трудоспособных евреев в 92>принудительный труд. В 1942 г. 57 000 евреев, две трети евреев в Словакии того времени, были депортированы. Большинство из них умерло в Освенциме или других лагерях смерти. Во время и после осени 1944 г. Словацкое национальное восстание евреи снова стали жертвами истребления; из 25 000, оставшихся в Словакии, около 13 500 были депортированы (в основном в Освенцим) и сотни убиты в Словакии.

Еврейская община в Топольчанах, городке среднего размера в 80 километрах (50 миль) к востоку от столица, Братислава, была одной из самых богатых в стране. Большинство евреев зарабатывали на жизнь торговлей или бизнесом; им принадлежало 320 из 615 зарегистрированных предприятий. Другие евреи были профессионалами, составляя две трети врачей и 57% юристов. Из 12 000 жителей Топольчан в 1942 году около 3 000 были евреями. По переписи 1930 года около трети евреев зарегистрировали себя евреями по национальности, а остальные объявили себя этническими немцами, венграми или словаками. Хотя было небольшое социальное смешение между преимущественно ортодоксальными евреями и искренними католиками-словаками, до войны также было мало явных антисемитских инцидентов. Евреи участвовали в политической жизни, имели свою политическую партию и занимали места в городском совете.

. После 1938 года Топольчаны стали «бастионом» антисемитской правой Словацкой народной партии и большинство его жителей поддерживали антиеврейскую политику режима, включая депортацию. Было конфисковано 89 еврейских предприятий, в основном членами Словацкой народной партии. Согласно израильскому историку Роберту Бюхлеру, большинство «арианизаторов» были не из Топольчан, а оппортунистическими новичками. Однако многие соседи получили меньшую выгоду от антиеврейских преследований, например, от покупки недвижимости на аукционах ниже рыночной. Чешские историки Хана Кубатова и Михал Кубат цитируют выживших в Холокосте, которые сказали, что их друзья-неевреи настроились против них и нажились на антиеврейских преследованиях. Многие евреи из Топольчан были депортированы в 1942 году и убиты, но некоторым удалось выжить, согласившись работать на принудительных работах в лагере Новаки в Словакии, который был освобожден во время восстания 1944 года. Пленные бежали в горы, и многие выжили в войне, скрывшись или сражаясь с партизанами. Число выживших в Холокосте, вернувшихся в город после войны, оценивается в 550, около 700 или 750 человек. Большинство выживших находились в социально-экономическом положении по сравнению с другими евреями и использовали свое богатство, чтобы избежать депортации в лагеря смерти. Среди выживших в Топольчанах было непропорционально большое количество целых семей и детей по сравнению с другими местами.

После освобождения

Ближе к концу войны фашистский режим пытался разжечь ненависть к в своих политических целях, сфабриковав утверждения о том, что евреи жестоко отомстят тем, кто украл собственность. Они также распространяли ложные слухи о том, что еврейские владельцы собственности повторно заняли поместья в Сицилии после освобождения в 1943 году и расстреляли арийцев. После освобождения Словакии Красной Армией в марте и апреле 1945 года пережившие Холокост из Топольчан столкнулись с возрождением антисемитизма. По словам словацкого историка Ивана Каменца, их присутствие стало «открытым и безмолвным упреком» тем словакам, которые стояли на стороне или поддерживали преследование евреев. Многие выжившие пытались вернуть себе собственность, которой они владели до войны. Те, кто украл еврейскую собственность, не хотели ее возвращать. Бывшие партизаны или отдельные лица, утверждающие, что они были партизанами, также присвоили часть украденного имущества, по их мнению, в качестве законной награды за их сопротивление нацизму. Яна Шишякова также подчеркивает сохраняющееся влияние пропаганды фашистского режима на восприятие евреев.

Эти две группы развернули кампанию запугивания - беспорядки, грабежи, нападения и угрозы - с целью заставить евреев уйти и отказаться от своей имущественные претензии. По словам Бюхлера, «власти мало что сделали для защиты» переживших Холокост, вместо этого представив их требования о реституции собственности и равных правах как «провокационные». Между тем, официальные лица, якобы симпатизирующие евреям, советовали им «вести себя так», чтобы не подстрекать их к насилию. Один из первых беспорядков после освобождения произошел в восточно-словацком городе Кошице 2 мая, до окончания войны. Погром в Топольчанах считается самым жестоким и печально известным антиеврейским бунтом в послевоенной Словакии. В целом, по данным польского историка Анны Цихопек, в период с 1945 по 1948 год в Словакии было убито не менее тридцати шести евреев и более ста ранено.

За четыре недели до бунта антисемиты в Топольчанах распространяли антисемиты. Еврейская пропаганда и физическое преследование евреев. В начале сентября монахини, которые преподавали в местной католической школе для девочек, узнали, что их учреждение будет национализировано и их заменит. Хотя многие словацкие школы были национализированы в 1945 году, слухи о том, что это произошло из-за еврейского заговора и что еврейские учителя заменят неевреев, были необоснованными. Матери детей в школе обратились к правительству с просьбой не национализировать ее и обвинили евреев в попытке захватить школу в интересах еврейских детей. В воскресенье, 23 сентября 1945 года, люди забросали камнями молодого еврея на вокзале и разгромили дом, населенный евреями, в соседнем Лабокреках. На следующий день языческие словаки собрались на улицах и скандировали антисемитские лозунги; несколько евреев подверглись нападению, а их дома были ограблены. Полицейские отказались вмешиваться на основании необоснованных слухов о том, что евреи убили четверых детей в Топольчанах. В Чайноране ходили слухи, что тридцать детей были убиты евреями; по крайней мере один еврей подвергся нападению, а другие были ограблены.

Беспорядки 24 сентября

В 8:00 24 сентября в Топольчанах 60 женщин, большинство из которых матери местных детей, отправились в город. местный районный национальный комитет (ОНВ) потребовать прекращения национализации и исключения еврейских детей из школ. Это было частью более широкой схемы, в которой женщины, которые были одними из самых горячих сторонников Словацкой народной партии, играли центральную роль в разжигании антисемитских демонстраций и насилия. Заместитель председателя ОНВ якобы сказал им «берите оружие и идите на евреев». Другой сотрудник ОНВ якобы сказал, что предлагаемая национализация - не их дело. Вмешался городской школьный инспектор, пытаясь убедить протестующих в том, что слухи о национализации не основаны на действительности. К этому времени около 160 человек проводили демонстрации возле офиса и распространяли слухи о том, что учителя-евреи заменяют монахинь, а евреи уничтожают христианские религиозные символы. Другие слухи утверждали, что «евреи не работают и по-прежнему ведут образ жизни выше среднего и участвуют в незаконном бизнесе».

Вдали от евреев евреи виноваты во всем, изгоняют еврейских детей из наших школ и запрещают еврейским врачам, Бергерам, от вакцинации наших детей!

Антисемитские лозунги, приписываемые бунтовщикам

Когда женщины вышли из офиса, они начали скандировать антисемитские лозунги и направились к школе. Местное отделение милиции в составе семи человек попыталось их разогнать, но безуспешно. Вместо этого женщины начали обвинять местного врача-еврея Кароля Бергера, который в тот день был в школе, чтобы вакцинировать семилетних и восьмилетних детей. Это ускорило последующее крупномасштабное насилие. Когда они прибыли в школу, женщины ворвались внутрь. Неправильно истолковав крики расстроенных беспорядками детей, они обратились к Бергеру с криками: «Ты еврей, ты травишь наших детей!». Бергера вывели на улицу и передали толпе. Вместе с еврейским солдатом ему удалось сбежать и спрятаться в полицейском участке, а позже в тот же день он присоединился к другим еврейским жертвам в больнице. Цихопек и Каменец подсчитали, что от 200 до 300 человек из 9000 жителей Топольчан участвовали в бунте, нападая на местных евреев на улице и грабя их дома.

Евреи, укрывавшиеся в полицейском участке, находились под защитой полиции. Учителя в школе сопротивлялись требованиям выдать еврейских детей. Однако, когда городской совет призвал двадцать или тридцать солдат, расквартированных поблизости, для восстановления порядка, большинство вместо этого присоединилось к мятежникам. Солдаты также нападали на евреев во время краковского погрома месяцем ранее в Польше. Согласно одному отчету, командир армейского подразделения был неопытен и неэффективен, не имея возможности помешать своим людям ответить на призыв: «Солдаты идут с нами, чтобы бить евреев!» Предлагая сопровождение в штаб-квартиру полиции, солдаты выводили евреев из квартир только для того, чтобы передать их участникам беспорядков. В полдень специальному вспомогательному подразделению наконец удалось положить конец насилию, и к 13:00 на улицах стало тихо, хотя небольшие группы все еще пытались напасть на евреев. Подкрепление полицейских из Братиславы, расположенной в часе езды, было запрошено в 9:30, но они прибыли не раньше 18:00, когда беспорядки уже закончились. Муниципальные власти вяло отреагировали на разворачивающиеся события, не опровергнув слухи, приведшие к насилию, до 18:45.

Сорок семь или сорок восемь евреев получили ранения, пятнадцать из них были госпитализированы. 71>

Последствия
[A] Судя по всем признакам, все описанные события организованы, организованы арианизаторами, которые тем самым хотели предотвратить реституцию собственности.

Ондрей Вайс и Эрнест Кон, выжившие из близлежащего деревня

На следующий день от девяти до одиннадцати наиболее активных участников беспорядков были арестованы полицейскими из Братиславы; большинство из них были молодые люди в возрасте от семнадцати до двадцати четырех лет. В результате последующих арестов общее число арестованных гражданских лиц составило около пятидесяти; большинство из них были заключены либо в трудовой лагерь Илава, либо в тюрьму в Топольчанах. Отдельно военные задержали двадцать солдат, участвовавших в беспорядках. Расследование, проведенное Комиссией по здравоохранению, показало, что вакцины, поставленные Бергером, не были вредными.

Беспорядки в Топольчанах, наряду с аналогичными инцидентами в других местах в Словакии и Польше, вызвали международное осуждение, что смутило власти Чехословакии. Только две словацкие газеты, Čas и Pravda опубликовали статьи, касающиеся беспорядков, первая из которых была опубликована через шесть дней. Газета «Правда», орган Коммунистической партии Чехословакии, использовала беспорядки для нападения на демократическую третью Чехословацкую республику, которая оказалась неэффективной и неспособной к управлению. Напротив, Час, связанный с Демократической партией, сосредоточился на моральном банкротстве антисемитизма как части более широкого послевоенного морального кризиса и призвал словацких евреев терпеливо ждать восстановления собственности в судебном порядке. «Правда» опубликовала интервью с Каролем Шмидке, лидером коммунистов в Словацком национальном совете, который подчеркнул «фашистские элементы», которые якобы замышляли уничтожение нового порядка и призвал

Заявления Шмидке отражали официальную позицию чехословацкого и словацкого правительств, которые пришли к выводу, что беспорядки не были спонтанными, а были организованы фашистским заговором. Власти рекомендовали очистить правительство от предполагаемых реакционных элементов. Словацкая полиция, которая заявила, что беспорядки были вызваны католическими элементами и антисемитской пропагандой словацкого государства, рекомендовала уволить старшую мать и католического директора школы. Он также выделил арианизаторов как «духовных подстрекателей» насилия. Главной заботой властей было не благополучие еврейских граждан, а неспособность государства поддерживать порядок. В целом реакция была вялой, и многие администраторы использовали инцидент как предлог, чтобы обвинить других в неправомерном поведении, не имеющем отношения к делу. По словам Роберта Бюхлера, власти отреагировали на беспорядки только потому, что международное освещение поставило в неловкое положение послевоенное правительство.

В Топольчанах очень мало людей, которые не одобрили бы события 24 сентября 1945 года. Сегодня в разговоре с рабочим, фермер или представитель интеллигенции, вы обнаружите, что люди прямо ненавидят евреев.

Отчет словацкой полиции о беспорядках

Сразу после событий, немногие сообщения обвиняли евреев в насилие. К более поздним сообщениям были добавлены обвинения в том, что евреи спровоцировали беспорядки из-за своего «провокационного поведения» и отказа от интеграции в словацкое общество. Чем дальше поступали сообщения и чем позже, тем более яростным становилось обвинение евреев; в отчете комиссара полиции Братиславы от 15 октября утверждалось, что «главная вина за демонстрации лежит на провокационном поведении граждан израильской религии по отношению к гражданам-христианам». Вопреки желанию мятежников, сразу после погрома 1945 года уехало очень мало евреев; большинство осталось, чтобы восстановить свою жизнь и бороться за реституцию собственности. К 1948 году в Топольчанах все еще проживало 344 еврея, но многие эмигрировали в 1949 году в недавно образованное государство Израиль, США, Австралию, Мексику и другие страны. По состоянию на 2015 год в городе больше нет евреев.

Современные интерпретации

Автор статьи о послевоенном антиеврейском насилии в Польше, Ян Т. Гросс утверждал. что «евреи воспринимались как угроза материальному статус-кво, безопасности и мирной совести» их соседей-неевреев. Цихопек отмечает, что невозможно доказать, о чем думали неевреи поляки и словаки после войны. И Гросс, и Каменец в своем анализе погрома в Топольчанах уделяют больше внимания материальным аспектам, тогда как предыдущие авторы подчеркивали влияние антисемитских стереотипов. Каменец утверждал, что последствия арианизации вызвали возрождение антисемитизма. По словам Каменца, Шишьяковой и Цихопека, отсутствие всеобъемлющего законодательства и компетентного управления передачей собственности еврейским владельцам также способствовало возникновению неопределенности и антиеврейских настроений. Однако Цихопек также подчеркивает роль антисемитских мифов, таких как кровавый навет, в разжигании насилия; она отмечает, что без истерии по вакцинации беспорядки в Топольчанах не произошли бы или могли бы произойти по-другому.

Цихопек утверждает, что режим Тисо, сотрудничая с нацистами и отправляя еврейских граждан в лагеря смерти, дискредитированный антисемитизм в послевоенной Словакии. Она также отмечает, что фашистский режим также предотвратил насилие и хаос, которые годами царили в Польше под нацистской оккупацией, и что на словацкой земле не было лагерей смерти. В Словакии иудео-большевистская утка не была заметна; вместо этого евреев обвиняли в поддержке венгерского ирредентизма. По словам Цихопека, эти факторы частично объясняют, почему послевоенное антиеврейское насилие в Словакии было меньше, чем в Польше. Милан Станислав Журица, националист и католический теолог, в своем анализе событий обвинял жертв. По словам Бюхлера, погром проливает свет на «жалкое положение» евреев в Словакии после освобождения, а также на безразличие властей к «экзистенциальным проблемам оставшихся в живых евреев».

Наследие

Словацкий документальный фильм 2004 года режиссера Miluj blížneho svojho ("Люби ближнего твоего") посвящен памяти беспорядков. Во время съемок житель Топольчан заявил, что «евреи и цыгане - самые страшные подонки под солнцем». Заявление было подвергнуто цензуре из финального документального фильма вопреки желанию режиссера и словацкой еврейской общины. Каменец похвалил документальный фильм за то, что он привлек внимание широкой аудитории к инциденту. Словацкий писатель Петер Белик раскритиковал фильм, сославшись на современные сообщения, в которых утверждалось, что «евреи вели себя очень высокомерно и властно, систематически пытаясь занять важные должности в экономической, общественной и политической сферах». Из-за разногласий по поводу этих замечаний он отказался от рассмотрения на посту директора Института национальной памяти.

. В 1998 году по инициативе Уолтера Фрида, который пережил беспорядки в возрасте 17 лет, на улице была установлена ​​мемориальная доска. бывшая синагога, посвященная «вечной памяти наших еврейских сограждан, жителей Топольчан, жертв расовой и религиозной ненависти, которые были сосланы и убиты в период с 1942 по 1945 год». В 2005 году мэр Павол Сегеш официально извинился перед еврейской общиной, прочитав письмо на церемонии перед потомками выживших:

Мы знаем, что все в Топольчанах виновны. Прошу прощения у представителей города и жителей города.

См. Также
Ссылки

Примечания

Цитаты

Печатные источники

Интернет-источники

Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-11 07:27:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте