Координаты : 50 ° 03′06 ″ N 19 ° 56′41 ″ E / 50.05167 ° N 19.94472 ° E / 50.05167; 19.94472
Краковский погром | |
---|---|
Синагога Купа в Казимежском районе Кракова, 2007 | |
Место | Краков, Польша |
Дата | 11 августа 1945 года |
Цель | Польские евреи |
Смертные | не менее 1 |
Раненые | неизвестно |
Виновные | Гражданские лица,. сотрудники службы безопасности |
Краковский погром - инцидент с применением насилия, произошедший 11 августа 1945 года в оккупированном Советским Союзом городе Краков, Польша. Это было частью периода возобновления антиеврейского насилия в Польше после Второй мировой войны. Распространились слухи, что евреи в городе убили до 80 детей в течение нескольких недель, что привело к насилию над ними в квартале Казимеж города и сожжению Купинская синагога. По крайней мере, один человек был убит и неизвестное количество ранено.
Около 68 000–80 000 Евреи жили в Кракове до сентября 1939 г. вторжения Германии в Польшу. Из-за Холокоста и дальнейшей миграции после прибытия Советской Красной Армии после января 1945 года в городе все еще проживало только 2000 еврейских довоенных жителей. Многие еврейские беженцы вернулись в Краков из Советский Союз, включая выходцев из окрестных деревень и городов.
К маю 1945 года количество евреев в городе достигло 6 637 человек. Возвращение еврейского населения не всегда приветствовалось, особенно антисемитскими элементами в народных массах. Антиеврейское насилие в Кракове становилось серьезной проблемой, согласно установленной советской властью старосте в городе, даже несмотря на то, что «серьезных антисемитских событий в сельской местности и небольших городах не зарегистрировано. регионы ". В своем отчете за 1–10 августа администрация города Кракова (starosta grodzki) отметила «недостаточное снабжение продовольствием». В июне 1945 года новый коммунист воевода Кракова описал в своем отчете о растущей напряженности в отношении своего начальства.
27 июня 1945 года еврейская женщина была доставлен в местную Милицу Обывательскую отделение полиции и ложно обвинен в попытке похищения ребенка. Несмотря на то, что расследование показало, что мать оставила своего ребенка на попечение подозреваемого, начали распространяться слухи о том, что еврейская женщина похитила ребенка, чтобы убить его. На площади Клепарского собралась толпа, выкрикивающая антиеврейские лозунги, но отряд Миличи взял ситуацию под контроль. Кровавый навет продолжал распространяться. Распространены ложные утверждения об обнаружении тринадцати трупов христианских детей. К 11 августа число предполагаемых «жертв» выросло до восьмидесяти. Собравшиеся на площади Клепарского группы хулиганов еженедельно забрасывали камнями Купинскую синагогу. 11 августа была предпринята попытка схватить тринадцатилетнего мальчика, который бросал камни в синагогу, но он сбежал и бросился на ближайший рынок с криком: «Помогите мне, евреи пытались меня убить». Мгновенно толпа ворвалась в синагогу Купа и начала избивать евреев, молившихся на субботней утренней субботней службе, а свитки Торы были сожжены. Нападению подверглось и еврейское общежитие. Еврейских мужчин, женщин и детей избивали на улицах; в их дома ворвались и ограбили. Некоторые евреи, раненые во время погрома, были госпитализированы, а затем снова были избиты в больницах. Одна из жертв погрома засвидетельствовала:
Меня отвели во второй участок милиции, где вызвали скорую помощь. Там было еще пять человек, в том числе тяжело раненная полька. В машине скорой помощи я слышал комментарии сопровождающего солдата и медсестры, которые говорили о нас как о еврейской корке, которую они должны спасти, и что они не должны этого делать, потому что мы убивали детей, что всех нас нужно расстрелять. Нас доставили в больницу Святого Лазаря на улице Коперника. Меня впервые привели в операционную. После операции появился солдат, который сказал, что после операции всех посадят в тюрьму. Он избил одного из раненых евреев, ожидающих операции. Он держал нас под взведенным ружьем и не разрешал пить воду. Спустя мгновение появились два железнодорожника и один сказал: «Это скандал, что у поляка не хватит гражданской смелости ударить беззащитного человека», и ударил раненого еврея. Один из обитателей больницы ударил меня костылем. Женщины, в том числе медсестры, стояли за дверями, угрожая нам, что они только ждут окончания операции, чтобы разорвать нас на части.
Во время погрома некоторые поляки, которых ошибочно приняли за евреев, также подверглись нападению. Центром этих событий были улицы Медова, Старовисльна, Пшемиска и Йозефа в квартале Казимеж. Беспорядки были наиболее интенсивными с 11:00 до 13:00, стихли около 14:00, но к вечеру вновь обрели силы, когда синагога Купа была подожжена. В этих событиях активно участвовали польские полицейские и солдаты. Из двадцати пяти обвиняемых в разжигании расовой ненависти, грабежах и насилии в отношении евреев двенадцать были офицерами. Согласно отчету, подготовленному для Иосифа Сталину НКВД в Кракове, насилие санкционировали польские милиционеры.
Есть одно официальное сообщение о смерти относящиеся к краковским событиям в архивах Департамента судебной медицины в Кракове. Жертвой была 56-летняя выжившая в Освенциме Роза Бергер, застреленная, стоя за закрытыми дверями.
Интервью с Анджеем Чвальбой, профессором истории в Ягеллонский университет (и его проректор ) в онлайн-версии Бюллетеня Альма-матер Ягеллонского университета. Статья о истории Второй мировой войны ry of the city («Оккупированный Краков»), ссылается на пятый том Истории Кракова, озаглавленный «Краков в 1939–1945 гг.» см. библиогруппу: «Dzieje Krakowa: Kraków w latach 1945–1989 "в Google Книгах (ISBN 83-08-03289-3 ), написанном Чвальбой с исторической точки зрения, также цитируется в Google Scholar.