Томас Патрик Мойлан (родился 26 декабря 1943 г.) - американо-ирландский академический, литературный и культурный критик, почетный профессор кафедры языка и литературы, Коммуникация и культура в Лимерикском университете. Научные интересы Мойлана - утопические исследования и критическая теория, научная фантастика, культурология, американистика, и ирландские исследования.
Мойлан наиболее известен своей часто цитируемой теорией «критической утопии», изложенной в «Требовать невозможного» (1986). Здесь он утверждал, что новые американские научно-фантастические утопии 1970-х были «критическими» в двойном смысле критики Просвещения и «критической массы», необходимой для взрыва. Эти тексты отличались тем, что отвергали утопию как «план», но, тем не менее, сохранили ее как «мечту». Поэтому они сосредоточились на конфликте между утопиями и их «изначальным миром» и на «постоянном присутствии различия и несовершенства» в утопии. В результате получился более правдоподобный, потому что узнаваемый и динамичный набор альтернативных возможностей. «Противодействуя уплощению утопического письма в современном обществе, - заключил он, - критическая утопия разрушила, сохранила и трансформировала это письмо и стала первым важным результатом утопического дискурса с 1890-х годов». Примеры Мойлана включают Эрнест Калленбах Экотопию, Салли Миллер Гирхарт Скитальцы, Сьюзи Макки Чарнас Материнские линии и Дороти Брайант Род Ата ждут вас. Но его основное внимание было сосредоточено на Джоанне Русс Женщина-мужчина, Урсула К. Ле Гуин Обездоленные, Женщина на грани времени Мардж Пирси и Тритон Сэмюэля Р. Делани. Эти тексты стали чем-то вроде канона в американской научной фантастике.
В «Обрывках незапятнанного неба» (2000) Мойлан развил параллельную концепцию «критической антиутопии». Он объяснил, что критические антиутопии «зарываются в антиутопическую традицию», но делают это только «для того, чтобы использовать утопические и антиутопические тенденции в их разоблачении настоящего момента». Таким образом, они «упорно» утопия, в том смысле, что они не легко двигаться в сторону своих лучших мирах: "Скорее всего, они задерживаются в ужасами современности, даже когда они служат примером того, что необходимо, чтобы превратить его. Мойлан настаивал на том, что это, по сути, недавняя разработка, характерная для конца 1980-х - начала 1990-х годов.
В 2008 году Мойлан был удостоен награды Лайман Тауэр Сарджент Выдающийся ученый Североамериканского Общества утопических исследований.
В 2017 году Мойлан был удостоен награды Премия «Пилигрим» за пожизненный вклад в научную фантастику и фэнтези-стипендию от Ассоциации исследований научной фантастики.