Тимбиша

редактировать
Тимбиша
Общее население
124 (перепись 2010 г.)
Регионы со значительным населением
США (Калифорния, Долина Смерти регион)
Языки

Тимбиша («каменная краска») - это Индейское племя на федеральном уровне признало как Калифорнийский оркестр Тимбиша Шошонов из Долины Смерти . Они известны как племя тимбиша шошонов и расположены в южной части центральной Калифорнии, недалеко от границы с Невадой. По данным переписи 2010 население деревни составляло 124. Старшие члены все еще говорят на языке предков, также называемом тимбиша.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Население
    • 1.2 Признание племен
    • 1.3 Заповедная земля и место жительства
  • 2 Племенное название и группы
    • 2.1 Исторические районы или группы группы Тимбиша
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
История
Печь-Крик, Долина Смерти, Калифорния

Тимбиша жили в регионе Долины Смерти в Северной Америке более тысячи лет. В 1933 году президент Герберт Гувер создал национальный памятник «Долина Смерти», в результате чего родина племени оказалась в пределах границ парка. Несмотря на их долгое присутствие в регионе, прокламация не стала родиной для народа Тимбиша. После безуспешных попыток переместить группу в близлежащие резервации, Служба национальных парков заключила соглашение с лидерами племен, чтобы позволить Гражданскому корпусу охраны природы построить индейскую деревню для членов племени возле штаб-квартиры парка в Фернес-Крик в 1938 году. После этого члены племени выжили в границах памятника, хотя их статус неоднократно оспаривался официальными лицами памятника. Они также жили в Большом бассейне Соленой долине и северных пустынях Мохаве Панаминт-Вэлли на территории современной юго-восточной Калифорнии. Долина Смерти к югу от Furnace Creek, Калифорния, и долина Панаминт к югу от Балларата, Калифорния были преимущественно «Desert Kawaiisu », прилегающими районами к северу состояли из почти равного числа тимбиша (панаминт) шошонов и «пустынных кавайису» (Джулиан Стюард, 1938). Примечательно, что когда приграничные земли были оккупированы, в поселениях были люди, говорящие на родственных, но на разных языках.

Индейское сообщество Долины Смерти, смотрящее на запад в сторону деревни с холма в одной миле от шоссе 190

Население

Оценки населения большинства коренных жителей Калифорнии до контакта существенно различаются. (См. Население коренных жителей Калифорнии.) Альфред Л. Кробер оценил совокупное население Тимбиша (Косо) и Чемеуэви в 1770 году в 1500. Он оценил население Тимбиша и Чемеуэви в 1910 г. в 500 человек. По данным Джулиана Стюарда, для Восточной Калифорнии около 65 человек в Соленой долине, 150-160 человек в Маленьком озере (источники) и хребет Косо, около 100 в северной Панаминтской долине, 42 в северной Долине Смерти, 29 в Битти и 42 в Опоясанный хребет.

Признание племени

С помощью Калифорнийской индийской юридической службы члены Timbisha Shoshone во главе с Полин Эстевес и Барбарой Дарем начали агитировать за официальную резервацию в 1960-х. Племя тимбиша шошонов было признано правительством США в 1982 году. При этом они были одним из первых племен, получивших статус своего племени в рамках Федерального процесса признания Бюро по делам индейцев..

Заповедник и место жительства

Резервация племени, Индейская община Долины Смерти, была основана в 1982 году. Расположена на территории Национального парка Долины Смерти по адресу Печь-Крик в Долине Смерти, округ Инио, Калифорния. В 1990 году он был размером 40 акров (0,16 км) и в нем проживало 199 жителей-членов племени.

Несмотря на их федеральное племенное признание и небольшую резервацию 1982 года, тимбиша все еще сталкивались с трудностями и конфликтом с Национальным сообществом Долины Смерти. Служба национальных парков Парка в возвращении большей части своих исконных земель в пределах парка. После значительных усилий племен, федеральной политики и взаимного компромисса Закон о родине тимбиша шошонов 2000 года, наконец, вернул 7500 акров (30 км) исконных земель племени тимбиша шошонов.

В настоящее время племя тимбиша шошонов состоит примерно из 300 членов, обычно 50 из которых живут в индейской общине Долины Смерти в Фернес Крик в пределах Национального парка Долины Смерти. Многие члены проводят лето в Lone Pine в Owens Valley на западе.

Племенное название и группы

Тимбиша шошони (Tümpisa Shoshoni) были известны как калифорнийские шошони, шошоны Долины Смерти, панаминт шошоны или просто Панаминт. ″ Coso, Koso, Koso Shoshone ″ (вероятно, производное от Koosotsi - ″ Люди из Coso Hot Springs area ″, название одной местной группы Little Lake Band), когда-то часто используемое название было отброшено в пользу для Тимбиша, чтобы избежать путаницы с историческими людьми Косо той же местности.

Тимбиша назвали себя Nümü Tümpisattsi («Люди Долины Смерти»; буквально: «Люди из Места красной охры (лицо) раскраски)») после местного падежа для Долина Смерти, названная в честь важного красной охры источника краски, которую можно изготовить из глины, найденной в Золотой долине немного южнее Печь-Крик, Калифорния известная как «Тюмписа», Тюмписакка, Тюмписаккатюн (Tümpisa - «рок (охра) краска» - от tün / tümpin - ″ скала, камень ″ плюс писаппю / писаппин - ″ красная охра, красный (лицо) paint) ″ + локативный послелог -ka - ″ at, on "+ именной суффикс - tün). Иногда они использовали даже Tsakwatan Tükkatün (″ Chuckwalla Eaters ″) как самоназвание (фактически уничижительный термин, который является заимствованным переводом с моно людей для Тимбиша Шошони).

Однако они называли себя просто Нюму («Человек» или «Люди»).

Кавайису (и другие индейские племена к югу от территории Тимбиша) были известны как Мукуннуму (″ колибри люди ″), их северные соседи, восточные моно (долина Оуэнс, пайют) назывались Kwinawetün («люди северной местности»), западные моно за гребнем Сьерра-Невады на северо-запад назывались Panawe («западные люди»), а их прямые западные соседи, Тюбатулабал были известны как Ваапи (тци) («враг»). Йокуты (и другие индейские племена на западной стороне Сьерр) были известны как Toyapittam maanangkwa nümü («люди на другой (западной) стороне Сьерр»). Их западные и северные шошоны назывались Sosoniammü Kwinawen (Kuinawen) Nangkwatün Nümü («шошони, говорящие на севере люди»).

В индийских организациях, признанных и имеющих право на получение услуг от Бюро по делам индейцев США, периодически перечисленных в Федеральном реестре, их имя представлено как «Тимби-Ша», но это является опечаткой и грамматической ошибкой в ​​Тимбиша. Племя никогда не переносит свое название через дефис. И в Законе о защите пустынь Калифорнии, и в Законе о родине Тимбиша шошонов их имя написано правильно.

Исторические районы или группы группы Тимбиша

Гарольд Драйвер записал две подгруппы Тимбиша в Долине Смерти, ″ o'hya ″ и ″ tu'mbica ″ в 1937 году.

Джулиан Стюард отличает тимбиша шошонов (на севере Долины Смерти) от кавайису (на юге Долины Смерти), оба являются нумикоговорящими народами, но принадлежат к разным ветвям (западные: тимбиша; южные: кавайису), которые подавляли взаимопонимание.

Джулиан Стюард определил четыре ″ района ″ с бандами (süüpantün), каждый из которых возглавляет староста или pokwinapi, состоящий из нескольких семейных групп (nanümü, pl: nanümüppü), каждая из которых традиционно была связана экономическими и родственными отношениями ( самая высокая популяция Тимбиша была в районе Маленького Озера). «Районы» обычно назывались в честь самой важной деревни (katükkatün), которая характеризовала этот район (kantün - «владение, характеризуемое [особой деревней]»), а группы также назывались по названию деревни, которую они занимали (-tsi - «люди из такого места»); поэтому семейные группы, проживающие в деревне «Ко'он», были известны как «Ко'онци» («Люди в деревне Ко'он»), а их «район», следовательно, назывался «Ко'онгкатюн» (Ко'он + кантун - «владение, характерное для села Коон, т. е. людей соляной долины».

  • Little Lake Band / Papunna / Pupunna Band («бассейн, пруд, то есть маленькое озеро», с некоторыми местными группами, живущими в Indian Gardens, Coso Hot Springs, Coso Range (расположен непосредственно на юге сухого озера Оуэнс Лейк, называемого Патциатта - «поташ, кальцинированная сода»), включая Верхние Столетние источники (Цианапатюн) и Нижние Столетние источники (Циапаикваси), у источников к югу от Дарвина, Калифорния (Тавинни), а в хребте Аргус (Тюнтапун) большая часть их территории была захвачена военно-морской базой вооружения китайского озера ; юго-западная полоса)
    • Кухвици (″ Люди из района Маленького озера ″)
    • Косоци или Муаттанци (″ Люди из района горячих источников Косо ″, это традиционное культурное и лечебное ритуальное место было либо известный как Коозо или Муаттан (g Ka))
    • Паккваситси (″ Люди Паккваси, т.е. Оланча, Калифорния область ″, к югу от озера Оуэнс)
  • Соленая долина Band / Группа Ko'ongkatün (с некоторыми местными группами, живущими с горы Inyo Mount Ains (Nününoppüh) на западе, до Соляной долины, соляного хребта, Эврика-Вэлли, хребта Нельсона и хребта последнего шанса на восток; северо-западная полоса)
    • Ко'онци (″ Люди Ко'онгкатюна, т. е. Соленой долины, названные в честь деревни Ко'он, на северо-западе от Долины Смерти)
    • Павюнцици (″ Люди Павю ( n) tsi, т.е. высокая страна между Соленой водой и долинами Эврика, с важным источником воды Вонгко Паа, т.е. источником Вокоба в горе Ваукоба (Вонгкотоя (пи) - ″ гора с множеством сосны (высокая древесина) ″) к северо-западу от Соляной долины, которая также известна как Исам Паа)
    • Сийкайси или Сийкай Нюму («Люди Сиикая, т.е. с горы Хантер в Горы Коттонвуд ")
    • Тухутси («Люди из Туху, то есть области источника Голдбелт на возвышенностях Каньона Коттонвуд»)
    • Напатунци («Люди из Напатуна, то есть области Каньона Коттонвуд к западу от Долины Смерти»)
  • Панаминтская долина Группа / Хауттангкатюн Ноокомпинская группа (с некоторыми местными группами из Панаминтской долины к северу от Балларата, Калифорния к востоку до Панаминтского хребта; центральная полоса)
    • Хауттанци («Люди Haüttangkatün, т.е. Теплые источники и Индийская область ранчо в долине Панаминт ", названная в честь деревни Хауттан)
    • Kaikottantsi (″ Люди Кайкоттинга, т.е. Панаминтский хребет ″)
    • Siümpüttsi (″ Люди Siümpüttsi, т.е. Пик Телескопа в районе Панаминтского хребта ″, Пик Телескопа также был известен как Мукутоя)
    • Süünapatüntsi (″ Люди из Süünapatün, то есть каньона шиповника в долине Панаминта ″, с важным источником под названием Kantapettsi)
    • Оматси (″ Люди из Омакатюна, то есть Трона, Калифорния области в Сирлз-Вэлли », Трона теперь называется Тоона)
  • Долина Смерти Band / Tümpisakka (tün) Группа (с некоторыми местными группами от Долины Смерти к северу от Furnace Creek, Калифорния на запад до Funeral Mountains и Amargosa Range, Долина Амаргоса около Битти, Невада, а также к северо-западу от Грейпвайн-Маунтинс; восточная полоса)
    • Tümpisattsi (″ Люди Tümpisakkatün ″, т.е. Горн-Крик и Долина Смерти; ″ tu'mbica ″ Гарольда Драйвера)
    • Naitipanittsi (″ Люди Найтипани, то есть Лидских Спрингс, Невада ")
    • Коа Панаве (" Люди Коа, т.е. хребет Сильвер-Пик около Лиды, Невада ", смешанная группа тимбиша и северных пайютов)
    • Охютци («Люди Охю», то есть мескитовые равнины к северу от Колодцы печных труб (Тукуммуттун, прежнее название: Колодец геодезистов) »в северной части Долины Смерти; ″ о'хья ″ Гарольда Драйвера)
    • Маахунутци («Люди Маахуну», т.е. из Каньона Грейпвайн »)
    • Оквакайтци (« Люди Оквакаи », т.е. из области Грейпвайн-Маунтинс »)
См. Также
Ссылки
  • Хинтон, Линн. Флейты огня. Беркли, Калифорния: Heyday Books, 1994. ISBN 0-930588-62-2.
  • Миллер, Вик Р. «Нумические языки». д'Азеведо, Уоррен Л., редактор тома. Справочник североамериканских индейцев, Том 11: Большой бассейн. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1986. ISBN 978-0-16-004581-3.
  • Прицкер, Барри М. Энциклопедия коренных американцев: История, культура и народы. Oxford: Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0-19-513877-1.
  • Томас, Дэвид Херст, Лоранн С.А. Пендлтон и Стивен C. Cappannari. «Западные шошоны». д'Азеведо, Уоррен Л., редактор тома. Справочник североамериканских индейцев, Том 11: Большой бассейн. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 1986. ISBN 978-0-16-004581-3.
Дополнительная литература
  • Crum, Steven J. (1998), "A Трехстороннее положение дел: Племя тимбиша шошонов, Служба национальных парков и Бюро по делам индейцев, 1934–1994, "Культура и исследования американских индейцев" Journal, 22 (1): 117-136).
  • Хаберфельд, Стивен (2000), «Переговоры между правительствами: как Тимбиша Шошон вернул свою землю», Журнал исследований и культуры американских индейцев, 24 (4): 127–65. (Автор, по состоянию на 2009 г., является исполнительным директором, Indian Dispute Resolution Service, Сакраменто, Калифорния)
  • Миллер, Марк Э. (2004), Forgotten Tribes: Непризнанные индейцы и федеральный процесс признания (Lincoln: University of Nebraska Press, 2004). Timbisha - одно из четырех рассмотренных дел.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 12:24:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте