Общее население | |
---|---|
124 (перепись 2010 г.) | |
Регионы со значительным населением | |
США (Калифорния, Долина Смерти регион) | |
Языки | |
Тимбиша («каменная краска») - это Индейское племя на федеральном уровне признало как Калифорнийский оркестр Тимбиша Шошонов из Долины Смерти . Они известны как племя тимбиша шошонов и расположены в южной части центральной Калифорнии, недалеко от границы с Невадой. По данным переписи 2010 население деревни составляло 124. Старшие члены все еще говорят на языке предков, также называемом тимбиша.
Тимбиша жили в регионе Долины Смерти в Северной Америке более тысячи лет. В 1933 году президент Герберт Гувер создал национальный памятник «Долина Смерти», в результате чего родина племени оказалась в пределах границ парка. Несмотря на их долгое присутствие в регионе, прокламация не стала родиной для народа Тимбиша. После безуспешных попыток переместить группу в близлежащие резервации, Служба национальных парков заключила соглашение с лидерами племен, чтобы позволить Гражданскому корпусу охраны природы построить индейскую деревню для членов племени возле штаб-квартиры парка в Фернес-Крик в 1938 году. После этого члены племени выжили в границах памятника, хотя их статус неоднократно оспаривался официальными лицами памятника. Они также жили в Большом бассейне Соленой долине и северных пустынях Мохаве Панаминт-Вэлли на территории современной юго-восточной Калифорнии. Долина Смерти к югу от Furnace Creek, Калифорния, и долина Панаминт к югу от Балларата, Калифорния были преимущественно «Desert Kawaiisu », прилегающими районами к северу состояли из почти равного числа тимбиша (панаминт) шошонов и «пустынных кавайису» (Джулиан Стюард, 1938). Примечательно, что когда приграничные земли были оккупированы, в поселениях были люди, говорящие на родственных, но на разных языках.
Индейское сообщество Долины Смерти, смотрящее на запад в сторону деревни с холма в одной миле от шоссе 190Оценки населения большинства коренных жителей Калифорнии до контакта существенно различаются. (См. Население коренных жителей Калифорнии.) Альфред Л. Кробер оценил совокупное население Тимбиша (Косо) и Чемеуэви в 1770 году в 1500. Он оценил население Тимбиша и Чемеуэви в 1910 г. в 500 человек. По данным Джулиана Стюарда, для Восточной Калифорнии около 65 человек в Соленой долине, 150-160 человек в Маленьком озере (источники) и хребет Косо, около 100 в северной Панаминтской долине, 42 в северной Долине Смерти, 29 в Битти и 42 в Опоясанный хребет.
С помощью Калифорнийской индийской юридической службы члены Timbisha Shoshone во главе с Полин Эстевес и Барбарой Дарем начали агитировать за официальную резервацию в 1960-х. Племя тимбиша шошонов было признано правительством США в 1982 году. При этом они были одним из первых племен, получивших статус своего племени в рамках Федерального процесса признания Бюро по делам индейцев..
Резервация племени, Индейская община Долины Смерти, была основана в 1982 году. Расположена на территории Национального парка Долины Смерти по адресу Печь-Крик в Долине Смерти, округ Инио, Калифорния. В 1990 году он был размером 40 акров (0,16 км) и в нем проживало 199 жителей-членов племени.
Несмотря на их федеральное племенное признание и небольшую резервацию 1982 года, тимбиша все еще сталкивались с трудностями и конфликтом с Национальным сообществом Долины Смерти. Служба национальных парков Парка в возвращении большей части своих исконных земель в пределах парка. После значительных усилий племен, федеральной политики и взаимного компромисса Закон о родине тимбиша шошонов 2000 года, наконец, вернул 7500 акров (30 км) исконных земель племени тимбиша шошонов.
В настоящее время племя тимбиша шошонов состоит примерно из 300 членов, обычно 50 из которых живут в индейской общине Долины Смерти в Фернес Крик в пределах Национального парка Долины Смерти. Многие члены проводят лето в Lone Pine в Owens Valley на западе.
Тимбиша шошони (Tümpisa Shoshoni) были известны как калифорнийские шошони, шошоны Долины Смерти, панаминт шошоны или просто Панаминт. ″ Coso, Koso, Koso Shoshone ″ (вероятно, производное от Koosotsi - ″ Люди из Coso Hot Springs area ″, название одной местной группы Little Lake Band), когда-то часто используемое название было отброшено в пользу для Тимбиша, чтобы избежать путаницы с историческими людьми Косо той же местности.
Тимбиша назвали себя Nümü Tümpisattsi («Люди Долины Смерти»; буквально: «Люди из Места красной охры (лицо) раскраски)») после местного падежа для Долина Смерти, названная в честь важного красной охры источника краски, которую можно изготовить из глины, найденной в Золотой долине немного южнее Печь-Крик, Калифорния известная как «Тюмписа», Тюмписакка, Тюмписаккатюн (Tümpisa - «рок (охра) краска» - от tün / tümpin - ″ скала, камень ″ плюс писаппю / писаппин - ″ красная охра, красный (лицо) paint) ″ + локативный послелог -ka - ″ at, on "+ именной суффикс - tün). Иногда они использовали даже Tsakwatan Tükkatün (″ Chuckwalla Eaters ″) как самоназвание (фактически уничижительный термин, который является заимствованным переводом с моно людей для Тимбиша Шошони).
Однако они называли себя просто Нюму («Человек» или «Люди»).
Кавайису (и другие индейские племена к югу от территории Тимбиша) были известны как Мукуннуму (″ колибри люди ″), их северные соседи, восточные моно (долина Оуэнс, пайют) назывались Kwinawetün («люди северной местности»), западные моно за гребнем Сьерра-Невады на северо-запад назывались Panawe («западные люди»), а их прямые западные соседи, Тюбатулабал были известны как Ваапи (тци) («враг»). Йокуты (и другие индейские племена на западной стороне Сьерр) были известны как Toyapittam maanangkwa nümü («люди на другой (западной) стороне Сьерр»). Их западные и северные шошоны назывались Sosoniammü Kwinawen (Kuinawen) Nangkwatün Nümü («шошони, говорящие на севере люди»).
В индийских организациях, признанных и имеющих право на получение услуг от Бюро по делам индейцев США, периодически перечисленных в Федеральном реестре, их имя представлено как «Тимби-Ша», но это является опечаткой и грамматической ошибкой в Тимбиша. Племя никогда не переносит свое название через дефис. И в Законе о защите пустынь Калифорнии, и в Законе о родине Тимбиша шошонов их имя написано правильно.
Гарольд Драйвер записал две подгруппы Тимбиша в Долине Смерти, ″ o'hya ″ и ″ tu'mbica ″ в 1937 году.
Джулиан Стюард отличает тимбиша шошонов (на севере Долины Смерти) от кавайису (на юге Долины Смерти), оба являются нумикоговорящими народами, но принадлежат к разным ветвям (западные: тимбиша; южные: кавайису), которые подавляли взаимопонимание.
Джулиан Стюард определил четыре ″ района ″ с бандами (süüpantün), каждый из которых возглавляет староста или pokwinapi, состоящий из нескольких семейных групп (nanümü, pl: nanümüppü), каждая из которых традиционно была связана экономическими и родственными отношениями ( самая высокая популяция Тимбиша была в районе Маленького Озера). «Районы» обычно назывались в честь самой важной деревни (katükkatün), которая характеризовала этот район (kantün - «владение, характеризуемое [особой деревней]»), а группы также назывались по названию деревни, которую они занимали (-tsi - «люди из такого места»); поэтому семейные группы, проживающие в деревне «Ко'он», были известны как «Ко'онци» («Люди в деревне Ко'он»), а их «район», следовательно, назывался «Ко'онгкатюн» (Ко'он + кантун - «владение, характерное для села Коон, т. е. людей соляной долины».