Утраченная честь Катарины Блюм | |
---|---|
Режиссер | Фолькер Шлёндорф. Маргарет фон Тротта |
Продюсер | . Эберхард Юнкерсдорф. |
Сценарий | Фолькер Шлендорф. Маргарета фон Тротта |
На основе | Утраченная честь Катарины Блюм Генрих Бёлль. |
В главной роли | Анджела Винклер. Марио Адорф. Дитер Лазер. Юрген Прохнов |
Музыка | Ганса Вернера Хенце |
Кинематография | Йост Вакано |
Отредактировал | Питер Пшигодда |
Распространяется | Cinema International Corporation (1975) (Западная Германия). New World Pictures (1975) (США) |
Дата выхода |
|
Рунни время | 106 минут |
Страна | Западная Германия |
Язык | Немецкий |
Утраченная честь Катарины Блюм, или: Как развивается насилие и к чему оно может привести (немецкое оригинальное название: Die Verlorene Ehre der Katharina Blum oder: Wie Gewalt entstehen und wohin sie führen kann) - экранизация 1975 года по одноимённому роману Генриха Белля, сценарий для экрана и режиссер Фолькер Шлендорф и Маргарет фон Тротта. Шлёндорф и фон Тротта написали сценарий с упором на мстительное и жестокое обращение с невинной женщиной со стороны общественности, полиции и средств массовой информации. В фильме снимались Анджела Винклер в роли Блюма, Марио Адорф в роли Комиссара Бейцменне Дитер Лазер в роли Тётгеса и Юрген Прохнов в роли Людвига. Фильм и роман также были адаптированы для американского телефильма под названием Утраченная честь Кэтрин Бек в 1984 году.
Катарина Блюм - невинная женщина, которая работает домработницей у известного корпоративного юриста Хуберта Блорна, и его жена Труд. Ее жизнь разрушает агрессивный репортер таблоидов Вернер Тётгес, который работает на таблоид, просто известный как The Paper. Катарина попадает в газеты, когда полиция начинает расследование ее в связи с Людвигом Геттеном, человеком, которого она только что встретила и быстро полюбила, и которого обвиняют в том, что он анархист, грабитель банков и предполагаемый террорист. Полиция подозревает Катарину в пособничестве Геттену.
На протяжении всего фильма пределы Катарины подвергаются испытанию, и ее достоинство, а также ее здравомыслие находятся под угрозой, поскольку она изо всех сил пытается сделать так, чтобы ее голос был услышан, а правда известна. После того, как Тётгес навещает мать Катарины, которая восстанавливается после операции в больнице, ее мать умирает. Людвиг взят в плен; Катарина позволила ему спрятаться в загородном доме Алоиса Штройбледера, политического лидера, который романтически преследовал ее и дал ей ключ от своей загородной виллы. Оказывается, Людвиг был не грабителем банка, а дезертиром из бундесвера, который украл деньги двух полков.
Не в силах найти справедливость для себя или остановить негативное освещение в прессе, Катарина убивает Тётгеса и его фотографа. Катарина и Людвиг снова видят друг друга, страстно цепляясь друг за друга, когда проходят в подвале тюрьмы, где они изначально содержатся.
В эпилоге на похоронах Тётгеса его редактор произносит лицемерную речь о том, что его убийство было нападением на демократию и свободу прессы. Финальное изображение фильма представляет собой блок текста, который появляется над похоронным венком и гробом Тетгеса, связывая изображение в фильме желтой журналистики The Paper с практикой настоящего немецкого таблоида Bild-Zeitung. Этот текст также встречается в начале книги Генриха Бёлля. Он гласит:
Персонажи и действия в этом рассказе полностью вымышлены. Если описание определенных журналистских практик приводит к сходству с практикой Bild-Zeitung, такое сходство не является ни преднамеренным, ни случайным, а неизбежным.
Произведено во время политических разногласий в Западной Германии и в то время, когда журналисты не остановились бы ни перед чем, чтобы их имя стало известным в этой области, фильм глубоко раскрывает нарушения прав человека и она должна быть мирной, демократической страной и проливает свет на мстительный характер бульварной прессы и тенденцию к распространению лжи и искажению фактов. В фильме также содержится четкое осуждение сговора между полицией и желтой прессой. В отличие от романа, фильм заканчивается сценой на похоронах Тётгеса, где его издатель лицемерно осуждает убийство как посягательство на свободу прессы.
Фильм выражает озабоченность средствами массовой информации в своем открывающая сцена, в которой следует за человеком (Гёттен), которого снимают и за которым следят. Хотя она проводит с ним только одну ночь, полицейский рейд в доме Катарины, а также ее связь с Геттеном сразу же становятся спектаклем для СМИ. Когда Катарину отпускают из-за того, что полиция не может найти улик, чтобы удержать ее, она попадает в толпу журналистов, которые направляют на нее камеры и задают ей вопросы. Она пытается отвести взгляд, но сопровождающий ее офицер полиции хватает ее за волосы и заставляет смотреть на мигающие огни и любопытные лица. Он утверждает, что они просто делают свою работу, и ей нужно уважать это.
В фильме СМИ представлены мстительными и помешанными на скандалах. Газета только публикует заговоры и игнорирует правду. Главный репортер Тётгес часто цитирует и искажает факты, чтобы жизнь Катарины соответствовала непристойному рассказу о распутной женщине, которая помогает анархистам и террористам и подстрекает к ним. Понятно, что СМИ не волнует, невиновна она или нет. Она - история, и это ее единственная цель для них.
В интервью для выпуска фильма Criterion Collection DVD 2003 года Шлёндорф и другие члены съемочной группы выступают за сохранение актуальности фильма сегодня, проводя аналогию между политическими климат паники по поводу терроризма в 1970-е годы Западная Германия и ситуация после 11 сентября 2001 в США, где необоснованная шумиха в СМИ была использована для начала вторжения в Ирак.
После похищения и казни лидера западногерманской корпорации Ханна Мартина Шлейера и нескольких других смертей в тюрьме «Утраченная честь Катарины Блюм» является отражением конфликтов в Западная Германия в 1960-х и 1970-х годах, когда происходили студенческие движения и политическая борьба. У боевиков-террористов, таких как Фракция Красной Армии (группа Баадер-Майнхоф), было влияние в правительстве, и их склонность к насилию не заставила себя долго ждать, чтобы поставить граждан под сомнение по отношению к их правительствам, поскольку реформы начали превращаться в репрессии. Некоторые из этих репрессий привели к жестоким и разрушительным последствиям, против которых открыто выступает фильм. Терроризм путали с радикализмом, и страх присутствовал почти у всех граждан из-за политических реформ и репрессий, которым подверглась страна.
Это был период времени, когда освещение в СМИ расширялось, и журналистика становилась одной из самых важных профессий. Журналисты были безжалостны, пытаясь придумать историю, отраженную в фильме. Полиция не боялась прибегать к насилию, будь то эмоциональное или физическое. Свидетели и подозреваемые редко имели право голоса. Некоторые из тем, исследуемых в фильме, - это мстительный характер средств массовой информации и полиции, а также злоупотребление властью, дискриминация и эмоциональное насилие.