Предел действия государства (оригинальное немецкое название Ideen zu einem Versuch die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen) - это философский трактат Вильгельма фон Гумбольдта, который является основным трудом немецкого Просвещения. Хотя он был написан в начале 1790-х годов, он не был опубликован полностью до 1852 года, спустя много времени после смерти фон Гумбольдта в 1835 году. Он был важным источником идей, которые Джон Стюарт Милль популяризировал в своей книге 1859 года О свободе, и это благосклонно обсуждается Миллем в третьей главе этой работы «Об индивидуальности как одном из элементов благополучия». Милль имел доступ к английскому переводу 1854 года под названием «Сфера и обязанности правительства».
Гумбольдт определяет критерии, по которым могут определяться допустимые пределы деятельности государства. Его основной принцип, как и принцип Милля, состоит в том, что единственным оправданием государственного вмешательства является предотвращение причинения вреда другим. Он подробно обсуждает роль и пределы ответственности государства за благосостояние, безопасность и нравственность своих граждан.
Вильгельм фон Гумбольдт описывает свою цель в написании «Предела государственных действий» следующим образом: «Великий, ведущий принцип, к которому напрямую сходятся все аргументы…, развернутые на этих страницах, - это абсолютная и существенная важность человеческого развития в его самое богатое разнообразие ". Многие комментаторы считают, что обсуждение Гумбольдтом вопросов свободы и личной ответственности обладает большей ясностью и прямотой, чем обсуждение Джона Стюарта Милля. «Величайший философ свободы Германии», как писал Ф. А. Хайек назвал его, обладает энтузиазмом и вниманием к принципам, что делает его ценным введением в классическую либеральную политическую мысль. Это также важно для понимания либерализма в том виде, в каком он развивался в Европе на рубеже XIX века. Гумбольдт исследует роль, которую свобода играет в индивидуальном развитии, обсуждает критерии, позволяющие государству ограничивать индивидуальные действия, и предлагает способы ограничения государства в его надлежащих границах. При этом он уникальным образом сочетает в себе древнюю заботу о человеческом совершенстве и современную заботу о том, что стало известно как негативная свобода.