Тангата

редактировать

Тангата - это слово, происходящее от языка чева из Малави, в котором несколько раз менял свое значение, хотя все значения относятся к сельскому хозяйству. Его первоначальное, доколониальное использование относилось к взаимной помощи, оказываемой на полях соседей, или к бесплатному сельскохозяйственному труду в качестве благодарности за пособие. В колониальные времена, между 1891 и 1962 годами, это обычно означало сельскохозяйственный труд, предоставляемый вместо денежной ренты и, как правило, без какой-либо оплаты арендатором в имении , принадлежащем европейцу. Тангата часто эксплуатировалась, и арендаторов можно было заставить работать на посевах владельцев от четырех до шести месяцев в год, когда они могли выращивать свои собственные культуры. С 1920-х годов название тангата было распространено на ситуации, когда арендаторам давали семена для выращивания установленных квот определенных культур вместо того, чтобы предоставлять деньги или рабочую силу. Обе формы тангаты были упразднены в 1962 году, но как до, так и после обретения независимости и до настоящего времени этот термин использовался для краткосрочной подработки в сельской местности, часто на табачных фермах, которую рабочие считают эксплуататорской.

Происхождение и значение

Термин «тангата» имел несколько значений в Малави за последние 120 лет, и его традиционное или доколониальное использование сильно отличалось от его использования в колониальные и современные времена. Это слово существует на языке чева и родственных манганджа языках, и его первым доколониальным значением было «помощь» или «помогать» в смысле безвозмездно оказываемой взаимной помощи, такой как могут соседи давать друг другу постройки хижин или расчищать поля. Это также имело значение сельскохозяйственных работ, которые член сельской общины выполнял для своего начальника. Право собственности на землю на большей части территории Малави принадлежит сообществу, а не отдельным лицам. Традиционные лидеры действовали в качестве попечителей общинной земли и предоставляли право использовать ее отдельным лицам в своих общинах. По обычаю, эти лидеры получали дары натурой или трудом от тех членов своей общины, которые получили пользу. Это также называлось тангата: хотя этот термин впервые был записан с таким значением в 1921 году, считается, что практика существовала за много веков до этого. Когда общинных земель было много, лидеры общин не могли требовать тангата, но как только в колониальный период ее стало меньше, и особенно после введения непрямого правила в 1933 году, вожди могли наложить условие работы по тхангате на любой грант. В последние два или три десятилетия вожди начали требовать денежные суммы или арендную плату, чтобы разрешить использование общинной земли, но эти денежные выплаты не называются тангата.

В раннем колониальном Ньясаленде

Сегодняшний день вид на чайную плантацию возле Муландже

1870-е и 1880-е годы в Малави были неспокойными, и местные вожди стремились получить европейскую защиту от своих врагов, предоставив поселенцам то, что они, вероятно, считали лишь право обрабатывать пустующую землю. Вскоре после провозглашения Протектората Британской Центральной Африки в 1891 году эти европейцы получили юридическое право собственности на эту землю от администрации протектората. Новые владельцы также заявили о всех правах, которыми традиционные лидеры обладали или которые, как предполагалось, имели, утверждая, что работа по тхангате является обязательством, которое домовладелец может наложить на арендаторов. В ранний колониальный период тангата приобрело новое значение - выполнение труда вместо ренты. В первые годы протектората имения, созданные в малонаселенных районах, нуждались в рабочих для создания плантаций. Немногие африканцы проживали на землях поместья, а некоторые из тех, кто остались, уехали, когда была введена рабочая рента. Новых рабочих, которые часто были мигрантами из Мозамбика, поощряли переезжать на поместья и выращивать свой урожай, но они должны были платить арендную плату и налог на хижину, обычно выплачиваемый за два месяца » труда в год в это время.

До 1905 года на поместьях было засеяно относительно мало земли, так как владельцы экспериментировали с различными культурами. Однако с 1905 г. хлопок успешно выращивался в промышленных масштабах. Хлопок имеет вегетационный период 5 или 6 месяцев, в течение которого для достижения успешного результата требуется много труда, особенно при прополке и сборе урожая. В период с 1910 по 1925 год табак также выращивался на плантациях, и, как и хлопок, для его успешного выращивания требовалось много труда. Поскольку аренда была основана на устных договорах, у арендаторов было мало или совсем не было шансов оспорить интерпретацию владельцев их условий. В нескольких поместьях обязанности арендаторов были увеличены, иногда в общей сложности до четырех или пяти месяцев в году, в отношении арендной платы за рабочую силу тхангата и налога на хижину. Большая часть этой работы требовалась в период вегетации, оставляя арендаторам мало времени для выращивания собственных продуктов. Поскольку земли короны рядом с поместьями уже были переполнены, и поскольку большинство арендаторов поместья были мигрантами из Мозамбика, не претендующими на общинную землю, у них не было другого выбора, кроме как остаться. В этой ситуации тангата стало означать принудительный труд.

Попытка реформы и противодействие

Высокий суд Ньясаленда в 1903 году освободил коренных жителей поместья от тангаты и дал им немного безопасность. Закон, разрешающий другим арендаторам платить арендную плату, а не тангата, и получать денежную заработную плату, если они выполняли больше, чем требуется, был принят в 1908 году, но не реализован. Вскоре после начала Первой мировой войны, в декабре 1914 года, правительство Ньясаленда приняло постановление об обороне Ньясаленда, требующее, чтобы люди служили носильщиками для поддержки местных вооруженных сил. Эта служба приравнивалась к тангате, так как призывников заставляли работать над тем, что им не приносило пользы. Суровость тангаты, в том числе призыв носильщиков, была, по крайней мере, одной из причин, лежащих в основе восстания 1915 года, возглавляемого Джоном Чилембве. После этого восстания была предпринята новая попытка отменить тангату в пользу денежной ренты, но она потерпела неудачу из-за политического влияния владельцев поместья, которые выступали против этой меры. Система тангата была препятствием на пути прогресса и разоряла людей, ограничивая количество времени, которое они могли работать на себя. В тхангате не было места ремеслам или навыкам: он сводил всех арендаторов к неквалифицированному ручному труду и был уподоблен форме крепостного права.

. Даже после восстания Чилембве трудовые обязательства во многих поместьях были лишь слегка изменены. Иногда тхангата и аренда составляют до шести месяцев. Когда Восточноафриканская комиссия Ормсби-Гора посетила Ньясаленд в 1924 году, она резко критически отнеслась к обращению со всеми африканцами, проживающими в частных владениях, арендаторами, обеспечивающими их рабочую силу, вопреки освобождению от тангаты, предлагаемому тем, кто был жильцами. когда были предоставлены подлинные свидетельства о праве собственности. Комиссия предложила, что, хотя недавние иммигранты не имели права на такую ​​же защиту, с ними следует обращаться так же, как и с первоначальными жителями, и освобождать их от тангаты. Тем не менее, местные администраторы подвергались давлению со стороны поселенцев, и, хотя некоторые нарушения были сокращены, другие, такие как приравнивание месяца тхангаты к 30 дням (или пяти недель шестидневной работы) и требование к женам отсутствующих рабочих-мигрантов, вдов и одинокие женщины продолжали работать в нарушение обычаев. Однако к 1918 году большая часть хлопка, а к 1925 году большая часть табака, выращивалась не в поместьях прямым трудом, а мелкими фермерами на землях Короны. Поскольку в 1920-х годах спрос на рабочую силу в усадьбе снизился, владельцы заявили, что, поскольку у арендаторов не было достаточной работы для выполнения своих обязательств по тхангате, они стали скваттерами без ренты.

В более позднем колониальном Ньясаленде

Некоторые поместья поменьше обанкротились, но другие были спасены от краха с помощью схемы, впервые примененной одним крупным владельцем, The British Central Africa Company Ltd.. Вместо прямого использования рабочей силы она выдавала арендаторам семена, чтобы они могли выращивать хлопок и табак под надзором и продавать свой урожай плантаторам по низким ценам. Эта система была формализована в законодательстве, Постановлении 1928 года Туземцы о частных поместьях, которое изменило тангату, позволив вносить арендную плату наличными, фиксированным количеством приемлемых культур или прямым трудом. Истинная стоимость урожая, обычно табака, даваемого вместо ренты, значительно превышала номинальную денежную ренту, и некоторые землевладельцы отказывались принимать наличные, когда они предлагались. Владельцы поместья также извлекали выгоду из ограничений для мелких фермеров, выращивающих табак на землях Короны, которые в противном случае могли бы конкурировать с арендаторами поместья. Хотя поместья теперь в основном выступали в качестве посредников для продукции своих арендаторов, и название тхангата, иногда «табачная тангата» в названии его самой распространенной формы применялось к ренте натурой, более старая форма трудовой тхангата сохранялась на чайных плантациях и в других местах, если они были владелец хотел выращивать урожай прямым трудом.

Было подсчитано, что около 9% африканцев Малави жили на поместьях в 1911 году: в 1945 году это было около 10%. В последнем году в поместьях проживало около 173 000 человек в 49 000 семей. В 1940-х и начале 1950-х годов между владельцами поместья и арендаторами возникали трения из-за выселения и желания арендаторов продавать продукцию по своему выбору на местных рынках, а не через владельца. Расширение чайных плантаций привело к нехватке африканской рабочей силы, которая стала острой после 1945 года. Британская Центральная Африка Компания Лтд. Раньше полагалась на арендаторов для большей части своей рабочей силы, но в 1946 году ее местный менеджер пожаловался, что компания не может для обеспечения соблюдения непопулярных соглашений о тангате или работы по воскресеньям, хотя это грозило многим жильцам выселением. В 1952–1953 годах разразился еще один кризис, когда Британская центральноафриканская компания попыталась существенно повысить арендную плату арендаторам вопреки совету правительства Ньясаленда. Ряд арендаторов воспротивились увеличению, и компания направила им уведомления о выселении. Сопротивление арендаторов включало расчистку земли для возделывания на неосвоенных участках поместья компании и отказ платить налоги и посещать суды. Беспорядки вспыхнули в Чоло в августе 1953 года, и попытки подавить беспорядки привели к одиннадцати убитым и семидесяти двум раненым. Напряженность была уменьшена за счет покупки государством земли бывших поместий для переселения, поэтому к 1962 году количество жителей имения сократилось до 9000 семей. В 1962 году Постановление 1928 года было заменено Постановлением 1962 года об африканцах о частных владениях, которое предоставило арендаторам гарантии владения и отменило все формы тангаты, требующие труда или производства количеств, если это обозначено культур, заменив их денежной рентой.

Хотя арендаторы производили табак на многих поместьях в Южном регионе, к 1935 году 70% общенациональных табачных культур выращивалось в Центральном регионе, где было меньше земельных участков в собственном владении. Сначала этот табак выращивали африканцы на землях Короны, позже на арендованных землях, на которых европейцам были предоставлены в аренду бывшие земли Короны. Эти арендаторы наняли африканских издольщиков по контракту для выращивания одного урожая табака за один раз, по системе «приезжих арендаторов». Система «приезжих арендаторов» имела некоторое сходство с арендой поместья в Ширском нагорье (называемое тангата, независимо от того, оплачивалась ли арендная плата за труд или за продукцию), но она была отличной, поскольку приезжающие арендаторы имели постоянные дома вдали от мест, где они росли их урожай. Как и арендаторам поместья, приезжающим арендаторам недоплачивали за свой урожай, потому что они были вынуждены продать его землевладельцу. Хотя изначально он отличался от тангаты, в 1963 году, незадолго до обретения независимости, Гастингс Банда, который был министром сельского хозяйства, яростно атаковал систему приезжих арендаторов и приравнял ее к ненавистной тангате. Несмотря на эту риторику, когда тангата была отменена в 1962 году, для приезжих арендаторов в Центральном регионе было предоставлено временное исключение. Однако использование термина тангата применительно к системе приезжающих арендаторов в политических целях расширило его значение на ситуацию, к которой он ранее не применялся, и сделало его значение менее ясным.

В постколониальной Малави

К концу 1960-х годов политики правящей Партии Конгресса Малави были вовлечены в выращивание табака на бывших европейских поместьях, купленных колониальным правительством и проданных или сданных в аренду партийной элите после независимость. Позже на землях, ранее принадлежавших общине, были созданы другие элитные поместья. К 1990 году насчитывалось 675 000 зарегистрированных арендаторов недвижимости с низким уровнем безопасности, а еще 580 000 «скваттеров» жили на лишних землях без обеспечения безопасности, что составляло пул случайной рабочей силы. Лишь немногие арендаторы или скваттеры выращивали себе еду самостоятельно, и большинство полагалось на случайную оплачиваемую работу или договоренность о заработной плате в поместьях, чтобы дополнить то, что они могли вырастить. Предпочтительным термином для краткосрочной подработки в сельской местности, оплачиваемой деньгами или натурой (обычно продуктами питания), является ганью. Считается, что термин «Ганью» происходит от португальского «ганхо» (иногда пишется «ганьяо»), означающего что-то приобретенное или бонус. Первоначально это обозначало еду или пиво, выражавшееся благодарностью соседям, когда они работали на чужом поле, затем работу, которую бедный человек выполнял ради еды или денег для более зажиточного соседа. Сегодня табачные хозяйства - крупнейшие работодатели для работников ганью. Они могут оставаться в течение вегетационного периода, например, навещать арендаторов, или путешествовать ежедневно. Более крупные хозяйства могут платить минимальную денежную заработную плату; поместья поменьше обычно дают только еду. Эти механизмы иногда называют тангатой, как в документальном фильме 2007 года «Тангата: социальная кабала и большой табак в Малави».

Подобные системы

Из всех стран Южной и Центральной Африки Ньясаленд был наиболее печально известна продолжительностью тангаты и ее значением для колониальной экономики. Аренда рабочей силы и издольство продолжали существовать в других менее развитых частях Южной и Центральной Африки в 20 веке, но без того же социального и политического воздействия, как в Ньясаланде. В большей части Южной Африки, а также в Южной и Северо-Западной Родезии рост денежной экономики быстро привел к наемной занятости, а не к заработной плате вместо ренты, а в северо-восточной Родезии сельское хозяйство поместья было менее доминирующим и земли было достаточно много. В начале Натала нехватка капитала заставляла землевладельцев извлекать ренту с африканских арендаторов в виде продукции или труда, и это применялось в Зулуленде до начала 20 века. Однако в центральной части Натала в последней трети XIX века появилась работа по найму. Африканские фермеры-арендаторы на европейских имениях в Матабелеленде в ранний колониальный период могли либо платить арендную плату, либо предоставлять рабочую силу вместо арендной платы, но после 1910 года для этих поместий было более обычным использовать африканцев в качестве заработной платы.

Система, которая, вероятно, наиболее близка к тангате, - это учреждение, которое в Руанде называлось убуреетва . Хотя европейских землевладельцев было немного, традиционные лидеры, контролировавшие доступ к земле, были из доминирующей группы тутси. После европейской оккупации они смогли превратить то, что ранее было бесплатно предоставленным трудом, в неоплачиваемую сельскохозяйственную рабочую силу. Поскольку в Руанде было мобильное население, вожди могли выделять землю клиентам за пределами общины, которые традиционно претендовали на использование земли, что является явной параллелью с мозамбикскими мигрантами в поместьях Ньясаленда. Эти прибывшие из Руанды были готовы согласиться принять тяжелое бремя труда за доступ к земле. Колониальная администрация в Руанде предоставила законный статус убуритве и до 1950-х годов сопротивлялась ее отмене или замене ее на наличные.

В Свободном государстве Конго принудительный труд, равносильный фактическому рабству, широко использовался правительством на общественных работах и ​​для принуждения африканцев собирать слоновую кость или дикий каучук. Хотя принудительный труд в Бельгийском Конго был теоретически отменен в 1908 году, с 1917 года правительство начало навязывать систему принудительного выращивания хлопка, кофе и риса крестьянскому населению, от которого требовалось использовать свои владеют землей для выращивания одного или нескольких указанных культур. В бельгийских поместьях Трудовой кодекс, введенный в 1922 году, разрешал работодателям физически дисциплинировать своих рабочих, поэтому якобы бесплатный труд превратился в систему принудительного труда. Однако ни крестьяне, ни работники поместья не были арендаторами, поэтому система сильно отличалась от тангата.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-10 04:04:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте