Джон Чилембве

редактировать

Последняя известная фотография Джона Чилембве (слева), сделанная в 1914 году примерно за год до его смерти

Преподобный Джон Чилембве (1871 г. - 3 февраля 1915 г.) был баптистским пастором и педагогом, прошедшим обучение в качестве служителя в Соединенных Штатах, вернувшись в Ньясаленд в 1901. Он был одним из первых участников сопротивления колониализму в Ньясаленде (Малави ), выступая против обращения с африканцами, работающими в сельском хозяйстве на европейских плантациях и неспособность колониального правительства содействовать социальному и политическому развитию африканцев. Вскоре после начала Первой мировой войны Чилембве организовал безуспешное восстание против колониального господства. Сегодня Чилембве отмечается как герой независимости, а День Джона Чилембве ежегодно отмечается 15 января в Малави.

Содержание
  • 1 Ранние годы
    • 1.1 Влияние Джозефа Бута
    • 1.2 Образование в Соединенных Штатах и ​​отношения с независимыми церквями Америки и Африки
  • 2 Возвращение в Ньясаленд и миссионерская работа
    • 2.1 Колониальный обиды
    • 2.2 Реакция на колониальную систему
  • 3 Предпосылки восстания 1915 года
  • 4 Восстания 1915 года и смерть
  • 5 Последствия восстания
  • 6 Независимость и наследие Ньясаленда
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Ранние годы

Информация о происхождении и рождении Джона Чилембве ограничена. В американской брошюре 1914 года утверждалось, что Джон Чилембве родился в районе Чирадзулу на юге того, что стало Ньясалендом, в июне 1871 года. Джозеф Бут также заявил, что отец Чилембве был Яо и его мать рабыня Манг'анджа, захваченные в плен во время войны. Эта информация была современной; в 1990-х годах внучка Джона Чилембве заявила, что отца Чилембве, возможно, звали Каундама, и он был одним из тех, кто поселился на холме Мангоче во время проникновения яо на территорию Манганджа, и что его мать, возможно, звали Ньянгу: его вероятное пред -крещенское имя было Нколого. Однако в других, совсем недавних источниках, имена родителей отличаются. Примерно с 1890 года Чилембве посетил миссию Церкви Шотландии.

Влияние Джозефа Бута

В 1892 году он стал домашним слугой Джозефа Бута, радикальный и независимый миссионер. Бут прибыл в Африку в 1892 году как баптист, чтобы основать Индустриальную миссию Замбези около Блантайра. Бут критиковал нежелание шотландских пресвитерианских миссий принимать африканцев в качестве полноправных членов церкви, а позже основал еще семь независимых миссий в Ньясаленде, которые, как и Индустриальная миссия Замбези, были сосредоточены на равенстве всех прихожан. В домашнем хозяйстве и миссии Бута, где он был тесно связан с Бутом, Чилембве познакомился с радикальными религиозными идеями и эгалитарными чувствами Бута.

Бут покинул Ньясаленд вместе с Чилембве в 1897 году; он вернулся в Ньясаленд один в 1899 году, но окончательно уехал в 1902 году, хотя продолжал переписываться с Чилембве. После 1906 года Бут находился под сильным влиянием миллениализма, но степень, в которой он сохранил влияние на Чилембве после 1902 года или повлияла на него в сторону тысячелетних верований, оспаривается, хотя Бут позже сильно повлиял на Эллиота Кенана Камвана, первый лидер сторонников Сторожевой башни Чарльза Тейза Рассела в Ньясаленде.

Образование в Соединенных Штатах и ​​отношения с американской и африканской независимыми церквями

В 1897 году Бут и Чилембве вместе отправились в Соединенные Штаты. Из-за трудностей, с которыми они столкнулись во время совместного путешествия по Соединенным Штатам, Бут представил Чилембве преподобному Льюису Гордону, секретарю иностранных миссий Национального баптистского съезда, который организовал для последнего посещение богословского собрания штата Вирджиния. Семинария и колледж (ныне Линчбургский университет Вирджинии ), небольшое баптистское учреждение в Линчбурге, Вирджиния, где он почти наверняка изучал афроамериканскую историю

Директором был воинственно независимый негр, Грегори Хейс и Чилембве оба испытали современные предубеждения против негров и были знакомы с радикальными американскими негритянскими идеями и работами Джона Брауна, Букера Т. Вашингтон, Фредерик Дуглас и другие. Он был рукоположен в сан баптистского священника в Линчбурге в 1899 году. После завершения учебы в Линчбурге в 1900 году он вернулся в Ньясаленд в 1900 году с благословения Совета иностранных миссий и финансовой помощи со стороны Национального баптистского съезда.

В течение первых 12 лет своего служения после возвращения в Ньясаленд Чилембве поощрял африканское самоуважение и продвижение через образование, упорный труд и личную ответственность, как отстаивал Букер Т. Вашингтон. Его деятельность изначально поддерживалась белых протестантских миссионеров, хотя его отношения с католическими миссиями были менее дружескими. После 1912 года Чилембве установил более тесные контакты с местными независимыми африканскими церквями, включая конгрегации баптистов седьмого дня и церкви Христа, с целью объединения некоторых или всех эти африканские церкви с его собственной миссионерской церковью в центре. Некоторые из прихожан Чилембве раньше были последователями Сторожевой Башни, и он поддерживал контакты с Эллиотом Камваной, но влияние тысячелетних верований Сторожевой Башни на него сводится к минимуму большинством авторов, кроме Липов. Хотя подавляющее большинство лиц, признанных виновными в мятеже и приговоренных к смертной казни или длительным срокам заключения, были членами церкви Чилембве, несколько других членов Церквей Христа в Зомбе также были признаны виновными.

Вернуться к Ньясаленд и миссионерская работа

В 1900 году Чилембве вернулся в Ньясаленд, по его собственным словам, «чтобы трудиться среди своей заблудшей расы». При финансовой поддержке Национальной баптистской конвенции Америки, Inc., которая также предоставила двух американских баптистов-помощников до 1906 года, Чилембве начал свою Промышленную миссию Провидения (P.I.M.) в районе Чирадзулу. В первое десятилетие своего существования миссия развивалась медленно, чему способствовали регулярные небольшие пожертвования от своих американских спонсоров, и Чилембве основал несколько школ, в которых к 1912 году было 1000 учеников и 800 взрослых студентов.

Он проповедовал ценности жесткого работы, самоуважения и самопомощи своей общине, и, хотя еще в 1905 году он использовал свое церковное положение, чтобы сожалеть о положении африканцев в протекторате, сначала он избегал конкретной критики правительства, которую можно было бы считать подрывной. Однако к 1912 или 1913 году Чилембве стал более политически агрессивным и открыто критиковал положение с правами африканцев на землю в Ширском нагорье и условий найма там рабочих, особенно в AL Bruce Estates.

Также утверждалось, что Чилембве проповедовал форму милленаризма и что это могло повлиять на его решение инициировать вооруженное восстание в 1915 году. Прямых доказательств того, что сделал Чилембве, очень мало. проповедовать, хотя, по крайней мере, в первые десять лет его жизни в Ньясаленде, его главная идея заключалась в продвижении Африки через христианство и упорный труд. Свидетельства, которые интерпретировались как свидетельство его тысячелетних взглядов, датируются 1914 годом, когда он начал крестить многих новых членов церкви без их первого наставления, что было обычной баптистской практикой. Однако это свидетельство неоднозначно, и деятельность Чилембве была более тесно связана с эфиопским движением африканских церквей, отделяющихся, часто при поддержке чернокожих американцев, от более ортодоксальных, но контролируемых Европой пресвитерианских, баптисты, методисты или другие конфессии, чем находящиеся под влиянием явно милленаристских групп, таких как адвентисты седьмого дня.

колониальные обиды

в Ширское нагорье, наиболее густонаселенная часть протектората, европейские поместья занимали около 867 000 акров, или более 350 000 гектаров, почти половина лучших пашня. Относительно немного местных африканцев осталось в поместьях, когда владельцы ввели арендную плату за рабочую силу, предпочитая селиться на Crown Land, где обычное право давало им право использовать (иногда перенаселенную) землю, принадлежащую общине, или стать трудовым мигрантом. Тем не менее, плантаторы, располагающие большими площадями земли, но ограниченным количеством рабочей силы, могли нанимать мигрантов из Мозамбика (которые не имели права пользоваться общинными землями) на условиях, которые африканцы из Ньясаленда находили неприемлемыми. Их называли "ангуру", удобный термин с уничижительным подтекстом, используемый европейцами для описания ряда различных народов, которые произошли из Мозамбика, но мигрировали в Ньясаленд, в основном тех, кто говорил на одном из языков макуа, часто язык ломве, которые сами использовали разные имена для обозначения мест своего происхождения. Они покинули Мозамбик в значительном количестве с 1899 года, когда был введен новый суровый трудовой кодекс, и особенно в 1912 и 1913 годах после голода в Мозамбике в 1912 году. В 1912 году британское Колониальное управление охарактеризовало их как работающих за такие низкие заработная плата была «рекордной для любой населенной части Африки». Многие из тех, кто был осужден после восстания, были идентифицированы как «Ангуру».

Условия в поместьях, арендаторами которых стали «Ангуру», в целом были плохими, и африканцы как в поместьях, так и в Королевских землях подвергались увеличению Налог на хижину в 1912 году, несмотря на нехватку продовольствия. Промышленное представительство Чилембве в Провиденсе располагалось в районе, где доминировало поместье Магомеро в А. Л. Брюс Эстейтс, названный в честь зятя Дэвида Ливингстона. С 1906 г. компания A. L. Bruce Estates разработала и начала выращивать выносливые сорта хлопка, подходящие для Ширского нагорья. Хлопок требовал интенсивного труда в течение длительного периода выращивания, и управляющий имением Уильям Джервис Ливингстон (известный как дальний родственник Дэвида Ливингстона) обеспечил наличие 5000 рабочих в поместье Магомеро в течение этих 5 или 6 месяцев. период, эксплуатируя обязательства системы найма рабочей силы, называемой тангата, недоплачивая наемный труд и часто применяя насильственное принуждение. Александр Ливингстон Брюс, который контролировал операции AL Bruce Estates, проинструктировал Ливингстона не разрешить проведение любой миссионерской работы или открытие школ в районе Брюс-Эстейтс, хотя компания предоставляла бесплатное медицинское и больничное лечение для рабочих.

Александр Ливингстон Брюс придерживался взвешенного мнения, что образованным африканцам не место в колониальное общество и он выступал против их образования. Он также записал свою личную неприязнь к Чилембве как образованному африканцу; он считал, что все возглавляемые африканцами церкви были центрами агитации, и запрещал их строительство в имении Магомеро. Хотя этот запрет распространялся на все миссии, миссия Чилембве была самой близкой; это стало естественным центром агитации африканцев, и Чилембве стал представителем африканских арендаторов в районе Брюс Эстейтс. Чилембве спровоцировал конфронтацию, возведя церкви на землях поместья, которые Ливингстон сжег дотла, потому что он считал их очагами агитации против руководства и потому, что они предъявляли потенциальные претензии на земельные участки.

Реакция на колониальная система

Чилембве был возмущен отказом Ливингстона признать ценность африканского народа, а также разочарован отказом поселенцев и правительства предоставить подходящие возможности или политический голос африканским "новым людям", которые получил образование в пресвитерианской и других миссиях в Ньясаланде или в некоторых случаях получил высшее образование за границей. Некоторые из таких людей стали помощниками Чилембве в восстании.

Хотя в первые десять лет своей работы в PIM, Чилембве добился значительных успехов, за пять лет до своей смерти он столкнулся с рядом проблем в своей миссии и в личной жизни. Примерно с 1910 года у него появилось несколько долгов в то время, когда расходы на миссию росли, а средства от его американских покровителей иссякали. Приступы астмы, смерть дочери, ухудшение зрения и общее состояние здоровья, возможно, усилили его чувство отчаяния и отчаяния.

История восстания 1915 года

Приведенные выше источники согласны с тем, что после 1912 или 1913 года ряд упомянутых социальных и личных проблем усилил ожесточение Чилембве по отношению к европейцам в Ньясаленде и побудил его к мысли о восстании. Тем не менее, они рассматривают вспышку и последствия Первой мировой войны как ключевой фактор, заставивший его перейти от мыслей к планированию действий, которые, как он считал, было его судьбой, для спасения своего народа. В ходе этой войны около 19 000 африканцев из Ньясаленда служили в Королевских африканских стрелках, а до 200 000 других были вынуждены работать носильщиками в течение различных периодов, в основном в рамках Восточноафриканской кампании против немцев в Танганьике, и болезнь унесла среди них много жертв. Одна из самых ранних кампаний, немецкое вторжение в Ньясаленд и битва при Каронге в сентябре 1914 года, вызвали у Чилембве страстное письмо против войны в газету "Nyasaland Times", в котором говорилось, что ряд его соотечественников, «уже пролили свою кровь», других «искалечили на всю жизнь» и «пригласили умереть за дело, которое им не принадлежит». Цензура военного времени предотвратила публикацию письма, и к декабрю 1914 года Чилембве был воспринят колониальными властями с подозрением.

Губернатор решил депортировать Чилембве и некоторых из его сторонников и обратился к правительству Маврикия с просьбой принять депортированных за несколько дней до начала восстания. Цензура письма Чилембве, по-видимому, является спусковым крючком, двигающим его от заговора к действию. Он начал детальную организацию восстания, собрав вместе небольшую группу африканцев, получивших образование либо в миссии Блантайра, либо в школах независимых, сепаратистских африканских церквей в Ширском нагорье и округе Нчеу в качестве своих помощников.. В серии встреч, проведенных в декабре 1914 года и в начале января 1915 года, Чилембве и его ведущие сторонники стремились атаковать британское правление и, если возможно, его вытеснить. Однако возможно, что он узнал о своей предполагаемой депортации и был вынужден перенести дату своего восстания, что сделало его успех более маловероятным и превратило его в символический жест протеста. Когда он выдвинул дату восстания в Ширском нагорье, Чилембве не мог гарантировать, что оно все еще может быть скоординировано с запланированным восстанием в районе Нтчеу, которое, следовательно, было в значительной степени неудачным. Провал в районе Нчеу также может быть связан с пацифизмом многих баптистов седьмого дня и последователей Сторожевой башни, которые, как ожидалось, восстанут там.

Восстания и смерть 1915 года

Цели восстания остаются неясными, отчасти потому, что были убиты Чилембве и многие из его ведущих сторонников, а также потому, что многие документы были уничтожены во время пожара в 1919 году. Однако использование темы «Африка для африканцев» предполагает политический мотив, а не чисто тысячелетний религиозный. Говорят, что Чилембве провел параллели между своим восстанием и восстанием Джона Брауна и заявил о своем желании «нанести удар и умереть» непосредственно перед началом восстания. Однако это основано исключительно на том, что Джордж Симеон Мвасе, отсутствовавший в Ньясаланде в 1915 году, написал через 17 лет после этого события. Мвасе утверждал, что фраза «… нанеси удар и умри…» была произнесена Чилембве несколько раз, но она не записана в других местах и ​​противоречит фактическому ходу восстания, когда несколько избранных лидеров остались дома и многие последователи сбежал после появления войск.

Первая часть плана Чилембве заключалась в атаке европейских центров в Ширском нагорье в ночь с 23 на 24 января 1915 года, чтобы получить оружие и боеприпасы, а вторая заключалась в нападении на европейские владения. в той же области одновременно. Большая часть отряда Чилембве численностью около 200 человек была из его конгрегаций P.I.M в Чирадзулу и Мланье, при некоторой поддержке со стороны других независимых африканских церквей в Ширском нагорье. В третьей части плана силы восстания Нчеу, основанного на местных независимых баптистах седьмого дня, двинутся на юг, чтобы соединиться с Чилембве. Он надеялся, что недовольные африканцы, проживающие в европейских поместьях, родственники солдат, погибших на войне, и другие присоединятся по мере развития восстания.

Неизвестно, были ли у Чилембве определенные планы на случай неудачи; одни предполагают, что он намеревался искать символической смерти, другие - что он планировал бежать в Мозамбик. Первая и третья части плана провалились почти полностью: некоторые из его лейтенантов не проводили своих атак, поэтому было получено мало оружия, группа Нчеу не смогла сформироваться и двинуться на юг, и не было массовой поддержки восстанию.

Нападение на европейские поместья было в основном нападением на поместья Брюсов, когда Уильям Джервис Ливингстон был убит и обезглавлен, а двое других европейских служащих убиты. Трое африканцев также были убиты повстанцами; была подожжена европейская миссия, в результате чего миссионер был серьезно ранен, а африканская девушка погибла в огне. За исключением этой девушки, все убитые и раненые были мужчинами, поскольку Чилембве приказал не причинять вреда женщинам. 24 января, в воскресенье, Чилембве провел службу в P.I.M. Церковь рядом с шестом пронзила голову Ливингстона, но к 26 января он понял, что восстание не нашло поддержки на местах. После того, как он избежал попыток схватить его и, по всей видимости, пытался бежать в Мозамбик, 3 февраля он был выслежен и убит военным патрулем аскари. Помощник мирового судьи, который осматривал тело Чилембве, сообщил правительственному расследованию, что он был «одет в темно-синее пальто, цветную рубашку и полосатую пижамную куртку поверх рубашки и серые фланелевые брюки. Вместе с трупом были принесены очки, пенсне и пару черных ботинок ». Даже после того, как его выследили патрули на границе с Мозамбиком, Чилембве продолжал сохранять свой вид «цивилизованного джентльмена».

Последствия восстания

Большинство ведущих сторонников Чилембве и некоторые другие участники в восстании были казнены после суммарных судов по военному положению вскоре после его провала. Общее число убитых неясно, поскольку внесудебные казни были совершены европейскими членами добровольческого резерва Ньясаленда.

Была назначена Комиссия по расследованию восстания Чилембве, и на ее слушаниях в июне 1915 года европейские плантаторы обвиняли миссионерскую деятельность, в то время как европейские миссионеры подчеркивали опасность преподавания и проповеди независимых африканских церквей, таких как церкви, возглавляемые Чилембве. Несколько африканцев, дававших показания, жаловались на обращение с рабочими в поместьях, но в основном их игнорировали. Официальному расследованию необходимо было найти причины для восстания, и оно обвинило Чилембве в его смеси политического и религиозного учения, а также в неудовлетворительных условиях в поместье А. Л. Брюса и чрезмерно суровом режиме У. Дж. Ливингстона. В ходе расследования выяснилось, что условия, наложенные на AL Bruce Estates, были незаконными и репрессивными, включая плохую оплату труда работникам или натурой (не наличными), требование чрезмерного труда от арендаторов или отсутствие записи выполненной ими работы, а также порку и избиение как рабочих, так и рабочих. арендаторы. Злоупотребления были подтверждены рабочими и арендаторами Магомеро, допрошенными Комиссией в 1915 году.

В этих неудовлетворительных условиях обвиняли только Ливингстона, а постоянный директор AL Bruce Estates Александр Ливингстон Брюс имел полный контроль над политика сословия и считала, что образованным африканцам не место в колониальном обществе, избегала порицания. Представление о том, что единственно подходящие отношения между европейцами и африканцами - отношения господина и слуги, лежало в основе колониального общества, возглавляемого землевладельцами. Возможно, именно эта концепция была тем, против чего Чилембве стремился бороться с помощью своих школ и схем самопомощи, и, в конечном итоге, он обратился к насильственным действиям, хотя см. Также альтернативную точку зрения.

Независимость и наследие Ньясаленда
Банкнота достоинством 5 квача 2005 года

Ньясаленд обрела независимость в 1964 году, приняв название Малави. Сходство Чилембве было видно на лицевой стороне всех банкнот малавийской квачи с 1997 по май 2012 года, когда были выпущены новые банкноты; на банкноте в 500 квач все еще есть его портрет. С декабря 2016 года на недавно выпущенной банкноте 2000 квач также есть его изображение. День Джона Чилембве ежегодно отмечается 15 января в Малави.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 12:28:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте