Восстание Тай Нгуен

редактировать
Восстание Тай Нгуен
Bản đồ Thái Nguyên.svg
Дата1917-1918 гг.
МестоположениеПровинция Тай Нгуен, Французский протекторат Тонкин
Результат

Победа Франции

  • Восстание подавлено.
Воюющие стороны
Flag of Colonial Annam.svg Французский Индокитай. Flag of Colonial Annam.svg Французский протекторат Тонкин Вьетнамские повстанцы
Командиры и лидеры
Flag of Colonial Annam.svg Морис Жозеф Ле Галлен (Настоятель Тонкина )Трин Ван Кан

Восстание Тай Нгуен (Вьетнамский : Khởi nghĩa Thái Nguyên) в 1917 году был описан как «крупнейшее и наиболее разрушительное» антиколониальное восстание во французском Индокитае между Умиротворением Тонкина в 1880-х годах и Нге-Тинь Восстание 1930–1931 годов. 30 августа 1917 года разношерстная банда политических заключенных, обычных преступников и непослушных тюремных охранников подняла мятеж в тюрьме Тай Нгуен, крупнейшей в регионе. Повстанцы прибыли из более чем тридцати провинций и соответственно оценивать товарищи, в которых когда-то участвовало около 300 гражданских лиц, 200 бывших заключенных и 130 тюремных охранников.

Первоначальный успех повстанцев был недолгим. Им удалось контролировать тюрьму и административные здания города в течение шести дней, но все они были изгнаны на седьмой день подкреплением французского правительства. Согласно французским отчетам, 107 были убиты на колониальной стороне и 56 - на антиколониальной, включая Куен. Французские войска смогли умиротворить окружающую сельскую местность только шесть месяцев спустя. Сообщается, что Джан покончил жизнь самоубийством в январе 1918 года, чтобы избежать пленения. И Куен, и Джан с тех пор получили легендарный статус героев-националистов.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Последовательность событий
  • 3 Участники
    • 3.1 Охранники тюрьмы
    • 3.2 Политические заключенные
    • 3.3 Последователи Де Тхама
    • 3.4 Мелкие преступники и гражданские повстанцы
  • 4 Причины
    • 4.1 Плохая дисциплина в тюрьме
    • 4.2 Житель провинции Дарлес
  • 5 Французские и вьетнамские версии восстания
  • 6 Последствия
    • 6.1 Стирание границ между традиционными и современными антиколониальными восстаниями
    • 6.2 Колониальная тюремная система - укрепление национализма против французского колониального господства
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
Предыстория

Район Тай Нгуен уже встречал сопротивление со стороны таких людей, как Де Тхам (1858–1913). Дэвид Марр характеризует более ранние традиционные антиколониальные восстания до восстания Тай Нгуен, такие как движение Кан Вуонг (Спасите короля), как возглавляемое учеными-дворянами, чьи последователи были ограничены членами их собственных родов и деревень.. Лидеры этих движений были неэффективны в мобилизации населения в целом за пределами их влияния, а также в связи и координации военной или стратегической деятельности в более широком масштабе в других провинциях и регионах. Марр утверждает, что поколение антиколониальных вьетнамских лидеров Фан Буй Чау и Фан Чау Трин после 1900 г. преуспело в постановке вопросов долгосрочной модернизации и вестернизации, когда они разочаровались в мандарине. класс, сотрудничество которого с французами закрепило его власть. Затем это поколение обратилось к внешним влияниям, таким как движение Đông Du (где Луонг Нгок Куен, главный герой восстания Thai Nguyen, был участником) в поисках альтернатив. Поскольку восстание Тай Нгуен произошло в тот же период анализа, цели восстания могли быть расположены среди этого стремления к переменам, в то же время в поисках «современного» вьетнамского национального самосознания и идентичности. По словам Зиномана, восстание тайского нгуена было особенно примечательным из-за той роли, которую тюрьмы, порожденные колониальной эпохой, сыграли в объединении мужчин из разных слоев общества для объединения для общей цели.

Последовательность событий События

Находясь в тюрьме в Тай Нгуен, Куен узнал, что Джан, один из вьетнамских сержантов в местном гарнизоне, имел значительный опыт работы в районе Тай Нгуен и много лет готовил восстание. Куен убедил Джана, что если восстание вспыхнет, прибудет подкрепление, чтобы поддержать восстание. По неясным причинам они сорвали два заговора с целью восстания в мае и июле 1917 года. С третьей попытки заговорщики решили нанести удар, услышав слухи о передаче некоторых из них. 30 августа 1917 года вьетнамская охрана впервые убила командира бригады М. Ноэля. В то время как Джан попросил примерно 150 охранников, собравшихся в казармах, присоединиться к восстанию, другая группа освободила 220 заключенных в пенитенциарной колонии. Джан обсудил и согласился со стратегией Куиена по удержанию города до прибытия подкрепления. Затем повстанцы захватили оружие из провинциального арсенала, разбили оборудование связи, разграбили провинциальную казну, заняли стратегические позиции в городе, установили укрепленный периметр и казнили французских чиновников и местных коллаборационистов.

На второй день повстанцы вышли на улицы Тай Нгуен и объявили прокламацию, призывающую население поддержать всеобщее восстание. Около 300 бедных мирных жителей присоединились к примерно 200 бывшим заключенным и 130 охранникам, и повстанцы были разделены на два батальона.

В течение следующих пяти дней повстанцы защищали Тай-Нгуен от мощных французских артиллерийских атак. После французской бомбардировки 4 сентября повстанцы отступили в сельскую местность, понеся тяжелые потери среди хаоса. Куен был найден мертвым, очевидно, убитым в бою, в то время как Кан бежал в горы Тамё с несколькими повстанцами и скрылся от преследователей. Несколько месяцев спустя, в январе 1918 года, Джан, как сообщается, покончил жизнь самоубийством, чтобы избежать пленения. По французским сообщениям, захороненный труп Джана был найден информатором / перебежчиком по имени Си, который утверждал, что убил Джана, чтобы получить прощение у французов. Стремясь убедить вьетнамское население в бесполезности восстания, французы тщательно выслеживали лидеров повстанцев и утверждали, что только пять человек ускользнули от «правосудия».

Участники

Тюремные охранники

Лидер повстанческой гвардии Трин Ван Джан был сыном бедного сельского рабочего из горной провинции Винь-Йен. Джан присоединился к Garde Indigene (местная жандармерия) в юности и всю свою сознательную жизнь прослужил на далекой тонкинской границе, охраняя пленников и сражаясь с бандитами на стороне французов. По словам историка Чана Хи Лиу, бунтарские наклонности Джана были сформированы его восхищением Де Тхамом, который не смог выследить бандитскую банду Де Тама в гористой и лесной местности Тонкина. Сообщается, что отец Джана участвовал в движении Cần Vương в 1880-х годах. Сообщается, что Джан обдумывал восстание в течение многих лет. Он заметил возможность, когда французы были озабочены войной в Европе.

Политические заключенные

Ведущей вьетнамской антиколониальной партией начала 20 века была Лига восстановления Вьетнама (VNRL) (Việt Nam Quang phục Hội), основанная Фан Буй Чау в 1912 году. VNRL участвовал в нескольких антиколониальных атаках, включая заговор Дуй Тан, неудавшуюся попытку возродить монархический мятеж. Подавление французской VNRL привело к притоку политических активистов в колониальную тюремную систему. Среди других фигур VNRL, содержащихся в Тай Нгуен, таких как Нгуен Гиа Кау (Хой Суан), Ву Си Лап (Ву Чи) и Ба Кон (Ба Нхо) Куен был самым известным, поскольку он был старшим сыном реформистского мандарина Луонг Ван Кан и первый вьетнамский участник движения ông Du. Из-за того, что он был осужден за участие в теракте 1913 года в Фу Тхо, Куен был приговорен к пожизненным каторжным работам и переведен в тюрьму Тай Нгуен в июле 1916 года. Куен сыграл решающую роль в казни восстания. Во-первых, Джан доверил ему военную стратегию, которую он должен предпринять после начала восстания. Во-вторых, Куен, вероятно, обеспечил идеологическое направление восстания, поскольку он, вероятно, был автором провозглашения восстания, апеллировавшего к популярным представлениям о вьетнамских националистических историях, символические отсылки которых были характерны для дискурса VNRL. К ним относятся представления о том, что вьетнамская нация произошла от «расы драконов и фей», вьетнамский пейзаж как плодородный и «покрытый великолепными горами», долгая история Вьетнама (4000 лет), правление династий и жертвы, затраченные «для сохранения владения эта земля ». Во время восстания повстанцы подняли флаг VNRL (пятизвездочный красно-желтый флаг) в казармах, а знамена вокруг города провозгласили: «Аннамские армии вернут страну». Различные визуальные символы (флаги, знамена, нарукавные повязки), показанные повстанцами, указывали на тесную связь восстания с ВНРЛ.

Последователи Де Тхама

Тай Нгуен расположен в центре Тонкина и уязвим для пограничного бандитизма, учитывая его близость к плохо охраняемой китайско-вьетнамской границе. Его горный рельеф также служил убежищем и убежищем для беглецов, контрабандистов, разбойников и военных дезертиров. Этот район был центром сопротивления с тех пор, как Де Там и его разбойники были активны. Будучи не в состоянии контролировать бандитизм, преследовавший границу, вьетнамские власти объединились с могущественными местными вождями бандитов, чтобы контролировать более мелких соперников и поддерживать гражданский порядок. Французы пришли к власти в Тонкине в 1884 году и сотрудничали с Луонг Там Ки, лидером «Желтых флагов», которому потребовалось двадцать лет, чтобы поймать и убить Де Тама. Учитывая историю бандитизма в среднем регионе, заключенное население Тай-Нгуена состояло в основном из членов банд и сельских разбойников. Десятки последователей Де Там были заключены в тюрьму в Тай Нгуен. Один видный лейтенант Де Там, Нгуен Ван Чи (Ба Чи) сыграл важную роль в восстании, возглавив один из батальонов повстанцев. Эти люди хорошо знали местность и использовали тактику разбойного нападения.

Мелкие преступники и гражданские повстанцы

В Тай Нгуен французские компании обнаружили угольные месторождения и месторождения цинка и столкнулись с трудностями при найме местной рабочей силы. Временные рабочие из Китая стали беспорядочной заменой занятости на местных рудниках. Трудовые договоры были нестабильными, и это, в свою очередь, было связано с ростом преступной деятельности среди многих бывших шахтеров, многие из которых оказались в тюрьме Тай Нгуен. Во время восстания около трехсот горожан добровольно присоединились к повстанцам. Считалось, что эта группа гражданских повстанцев была из самых обездоленных жителей провинции (мелкие преступники, поденщики и т. Д.), Склонных к убеждению в незаконных занятиях и восстанию ради выживания.

Причины

Тюрьма с плохой дисциплиной

В исследовании Питера Зиномана колониальной тюремной системы во Вьетнаме (1862–1940) он рассматривает тюрьмы как децентрализованные и автономные учреждения, находящиеся на разных территориях в Аннаме, Тонкин, Кочинчина, Камбоджа и Лаос из-за различных правовых и административных структур, низкого бюджета и непрофессионального персонала (разделенного на небольшую европейскую административную элиту и большой корпус вьетнамских надзирателей), управляющих тюрьмами. Зиноман утверждает, что в колониальной тюрьме была плохая дисциплина. Реабилитационная ориентация в колониальном наказании отсутствовала, поскольку не было заметных усилий по исправлению заключенных с помощью дисциплины или обеспечения «полного ухода».

Заключенные испытали совместную жизнь и социальное смешение с небольшой сегрегацией, основанной на классификации и дифференцирующая система. С увеличением количества заключенных, включая закоренелых преступников, французские власти превратили тюрьму Тай Нгуен в пенитенциарную, но из-за бюджетных ограничений и других факторов тюремное учреждение в Тай Нгуен одновременно функционировало как провинциальная тюрьма и пенитенциарное учреждение. Большинство заключенных, независимо от срока их заключения, не были разделены, а содержались в одной общей камере, за исключением некоторых одиночных камер, в которых содержались особо опасные осужденные, такие как Куен. Несмотря на признание недостатков организационной структуры пенитенциарного учреждения, французы не предприняли необходимых исправлений.

Тюремный опыт включал проживание в убогих, антисанитарных помещениях, из-за которых повышались показатели инфекций и смертности, а также изнурительный труд заключенных это могло быть опасно для жизни и подвергаться жестокому обращению со стороны охранников. Зиноман утверждает, что в таких неблагоприятных условиях тюремное заключение усилило у заключенных ощущение взаимосвязанности, укрепило силу и уверенность в характере, а также повысило волю к борьбе против колониального государства, ответственного за эту несправедливость. В Тай Нгуен все заключенные подверглись жестокому режиму принудительного и опасного труда на строительстве дорог и общественных работ, антисанитарных условиях, злоупотреблениям и избиениям, что привело к большому числу смертей. Колониальные записи показывают медицинское заключение, в котором сравнивается количество смертей в колониальных пенитенциарных учреждениях за пятилетний период (1908–1912), и в Тхай Нгуен умерло больше заключенных (332), чем где-либо еще, за исключением Нам Диня (355).. Это привело к общему затруднительному положению и отчаянию среди заключенных, что восстание считалось единственным шансом спастись от смерти в тюрьме.

Житель провинции Дарлс

Дарлс был печально известным автократом и многим - ненавистный чиновник, который терроризировал заключенных, охранников и местных государственных служащих в пенитенциарном учреждении во время его трехлетней службы в провинции. Он был по-садистски жестоким, бил туземцев и наказывал заключенных по своему желанию по незначительным причинам. Его неизбирательное жестокое обращение с персоналом привлекло охранников к заключенным в их общей ненависти к Дарлсу и администрации. В начале восстания группа охранников пыталась захватить Дарлза из его офиса и дома, но безуспешно.

Французские и вьетнамские отчеты о восстании

После восстания разные интерпретации мероприятия были представлены французами и вьетнамцами, отражая их соответствующие повестки дня. Французские отчеты о восстании показали политические императивы государства, а не объяснили причины и характер восстания Тай Нгуен, когда они не учитывали роль и мотивы участников восстания, включая гражданских лиц, политических заключенных, обычных людей. преступники и тюремные охранники. Приписывая причину восстания отдельным лицам, французы пытались снять с себя колониальную ответственность за восстание, в то время как вьетнамский отчет пытался продвигать традицию национального героизма через личные достижения сержанта Джана.

Дарлс пытался представить восстание как революционное движение, чтобы отвлечь внимание от его жестокого управления тюрьмой. Комендант племени индигенов Николас преуменьшил политический характер движения, чтобы сохранить репутацию своего корпуса как по существу лояльного и надежного, но был «вынужден» восстать из-за суровых местных условий или тактики запугивания. Метрополия, с другой стороны, хотела преуменьшить любые опасения по поводу «местного предательства» французского населения во время Первой мировой войны. Французский генерал-губернатор Сарро пытался контролировать прессу, изображая это событие как «местное» и не имевшее широкого политического влияния и заговора. Сарро попытался изобразить событие так, будто политические заключенные оседлали недовольство охранников местными условиями - то есть сотрудничество было более оппортунистическим, чем наличие общих оснований для антиколониализма. И это несмотря на свидетельства того, что в восстании участвовали участники из разных социальных слоев, его поддерживали сотни мирных жителей, использовались визуальные символы (например, нарукавные повязки и флаги) и прокламация с требованием конца французского правления.

Во французских записях Дарлес был изображен как основная причина восстания. Сарро приложил усилия для уменьшения политического ущерба; он хотел защитить репутацию своих чиновников и опровергнуть впечатление жестокости колониальных администраторов. Сарро, тем не менее, объяснил причину восстания актами насилия Дарлза против охранников. Восстание было изображено как отчаянный и импульсивный акт самосохранения, а не крамольный заговор - это была рефлекторная реакция, а не подрывной заговор, тщательно спланированный охранниками. Чтобы рассеять ответственность за недостатки в конструкции пенитенциарного учреждения, Сарро заявил, что Первая мировая война нарушила план по решению проблемы переполненности в Тай-Нгуен путем депортации политических заключенных в исправительные колонии в другие места.

Тран Хи Лиу представляет другую реконструкцию тюрьмы. событие. Вместо того чтобы подчеркивать ведущую роль Дарлов в инициировании восстания, Лиеу подчеркивает глубокие антиколониальные наклонности сержанта Кана и изображает его активным агентом, который тайно замышлял против французского государства. Повествование Лиу о Джане как о скромном, добросердечном и сильном бойце показывает типично знаменитый вьетнамский революционный героизм. Джан описывается как «очень храбрый», «прирожденный командир» и опытный боевой лидер, одетый просто, с мягкими манерами и не одобряющий излишеств в битве (например, грабежа, изнасилования женщин и т. Д.).

А Питер Зиноман, возможно, предоставляет наиболее полный отчет (на английском языке) о восстании Тай Нгуен, он признал, что по этому эпизоду остались пробелы в информации. Например, было менее ясно, кто инициировал и спланировал восстание, иерархию управления и контроля повстанцев, и были ли участники убеждены или запуганы присоединиться к восстанию. Несмотря на пробелы, Зиноман утверждал, что можно различить существование коммуникаций между Джаном и Куеном, включая принятие решений с участием других участников, чувство товарищества, выходящее за пределы классового и регионального разделения, напоминающее современный политический национализм.

Последствия

Размывание границ между традиционными и современными антиколониальными восстаниями

Дэвид Марр контекстуализировал возникновение восстания Тай Нгуен в период, когда антиколониальные вьетнамские лидеры ученых и дворян боролись с давлением модернизации и укрепление вьетнамского государства в то время, когда Вьетнам все еще находился под колониальным правлением, и попытки поиска «современного» вьетнамского национального самосознания и идентичности. Питер Зиноман подробно остановился на вышеупомянутом анализе и утверждал, что восстание Тай-Нгуен можно считать важным переходом в истории антиколониализма во французском Индокитае, поскольку оно отличалось от более ранних «традиционных» антиколониальных усилий, которые были организованы на местном уровне. Поскольку повстанцы в восстании Тай-Нгуен прибыли из более чем тридцати провинций и представляли более широкий срез общества различных классов, событие было отмечено как значимое, поскольку в нем присутствовали `` современные '' элементы, выходящие за рамки социальных и региональных ограничений, препятствовавших развитию. более ранних движений. Скоординированные действия, основанные на вертикальных и горизонтальных альянсах внутри повстанческих сил, показали, что ни один человек не может быть выделен просто для ответственности за восстание.

После восстания Тай-Нгуен вьетнамский антиколониализм приобрел новое измерение. Марр охарактеризовал период между 1925–1945 гг. Как период, когда два течения антиколониализма («антиимперский» и «антифеодальный») слились, плюс эволюция национального самосознания, распространяющаяся не только среди элит, но и среди крестьян и сельских жителей.. Образование затронуло больше людей, больше вьетнамских студентов получили образование за границей, а вьетнамский национализм стал политическим и «городским». Множество «современных» движений начало появляться в 1920-х и 1930-х годах. Средний класс во Вьетнаме взял на себя большую роль в политической инициативе и националистических политических партиях, таких как Việt Nam QuĐảc Dân Đảng (VNQDĐ) и коммунистических партиях, таких как Коммунистическая партия Индокитая (ICP) и другие начали появляться и утвердиться во вьетнамской политике и истории. Они были более успешны, чем их предшественники, в интеграции антиколониальных сил из разных частей Французского Индокитая и в создании организационных структур и каналов связи, которые выходили за пределы классового разделения и географических границ. Последующие сражения против французов во время Второй мировой войны и битва при Дьенбьенфу показали, что французы не были непобедимы.

Колониальная тюремная система - национализм против французского колониального господства

Помимо ощущения перехода от «традиционного» к «современному» вьетнамскому национальному сознанию в движениях после 1920-х годов, Зиноман утверждает, что «тюрьмы были так же важны, как школы и политические партии в создании« сознания взаимосвязанности »», и восстание Тай Нгуен можно рассматривать как одно из «самых ранних проявлений современного антиколониального национализма». Колониальное пенитенциарное учреждение, «основанное для подавления политического инакомыслия и поддержания закона и порядка», в свою очередь, было присвоено заключенными в «место, где росли коммунизм, национализм и антиколониальное сопротивление». Он утверждал, что одна и та же пенитенциарная система способствовала укреплению общей идентичности и росту распространения антиколониальной идеологии, когда заключенные находились в разных тюрьмах Вьетнама (в том числе в Poulo Condore ). В частности, ИКП использовала тюрьму как центр вербовки коммунистических кадров и идеологической обработки, поскольку тюремный контекст объединял различные категории заключенных и укреплял среди них прочные связи, общие идентичности и политическое направление. Такая же ситуация уже наблюдалась ранее во время восстания в Тай Нгуен, когда заключенные и тюремные охранники находились в схожих условиях жестокого обращения со стороны французов и формировали общие антиколониальные идентичности, которые послужили объединяющей основой для их решения восстать.

См. Также
Примечания
Ссылки
  1. Зиноман, Питер (2000). «Колониальные тюрьмы и антиколониальное сопротивление во французском Индокитае: восстание тайского Нгуена, 1917». Современные азиатские исследования 34: 57–98. doi : 10.1017 / s0026749x00003590
  2. Зиноман, Питер (2001). Колониальная Бастилия: история заключения во Вьетнаме, 1862–1940 гг. Беркли, Калифорнийский университет Press.
  3. Лам, Труонг Буу. История Вьетнама. Денвер, Колорадо: Outskirts Press, 2010.
  4. Ходжкин, Томас. Вьетнам: революционный путь. Лондон: Macmillan, 1980.
  5. Марр, Д. Г. (1971). Вьетнамский антиколониализм, 1885–1925 гг. Беркли, Калифорнийский университет [Press].
  6. Лам, Труонг Буу. Опыт колониализма: вьетнамские сочинения о колониализме, 1900–1931 гг. Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет, 2000.
  7. Лам, Т. Б. и М. Лам (1984). Сопротивление, восстание, революция: народные движения в истории Вьетнама. Сингапур, Институт исследований Юго-Восточной Азии.
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:27:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте