Движение Cần Vng

редактировать
Движение Cần Vng
Чьеу Кан Вин . Toàn văn Chiếu Cn Vng
Дата2 июля 1885–1896 гг.
МестоположениеВьетнам
РезультатРешающая французская победа
Воюющие
Династия Нгуен Франция
Командиры и лидеры
Хам Нги. Тон Тхет Тхуйот. Нгуен Ван Танг. Инь Конг Транг. Фан Синь Фанг. Хоанг Хоа Там Франция Генерал Руссель де Курси. Франция Генерал Леон Пруд'хомм

Cươn Vương (вьетнамский:, Hán tự : , букв. «Помощь королю») движение было широкомасштабным вьетнамским восстание 1885–1889 гг. Против французского колониального господства. Его цель состояла в том, чтобы изгнать французов и поставить мальчика-императора Хам Нги в качестве лидера независимого Вьетнама. Движению не хватало четкой национальной структуры, и оно состояло в основном из региональных лидеров, которые атаковали французские войска в своих провинциях. Сначала движение процветало, поскольку в Аннаме было всего несколько французских гарнизонов, но потерпело неудачу после того, как французы оправились от неожиданности мятежа и направили войска в Аннам с баз в Тонкин и Кочинхина. Восстание в Аннаме распространилось и процветало в 1886 году, достигло апогея в следующем году и постепенно угасло к 1889 году.

Содержание
  • 1 Участие Франции во Вьетнаме
    • 1,1 17–18 века
    • 1,2 19 век - Утрата Юга
    • 1.3 XIX век - Утрата Севера
  • 2 «Засада Хуу», июль 1885 г.
  • 3 Эдикт Цон Вонг
  • 4 Нападения на вьетнамских христиан
  • 5 Французский военное вмешательство из Тонкина
  • 6 Политический ответ Франции
  • 7 Осада Баинь, январь 1887 г.
  • 8 Вмешательство из Кочинчины
  • 9 Захват Хам Нги, 1888 г.
  • 10 Сопротивление после 1888 г.
  • 11 Резюме
  • 12 См. Также
  • 13 Источники
  • 14 Источники
Участие Франции во Вьетнаме

17–18 века

Участие Франции во Вьетнаме начинается еще в 17 веке. века, с миссионерами, такими как Александр де Родос, распространяющими католическую веру. Эта ситуация сохранялась до конца 18 века, когда народное восстание против высоких налогов и коррупции, известное как восстание Тай Сона, свергло правящую семью Нгуен в 1776 году. Принц Нгуен, Нгуен Анх удалось бежать. Пытаясь восстановить власть, Нгуен Ан обратился за помощью к Франции через французских миссионеров во Вьетнаме. Хотя формальной военной помощи он не получал, сочувствующие ему купцы оказали ему достаточную помощь, и он смог вернуть себе трон. Хотя это не было официально санкционировано французским правительством, это должно было повысить интерес французов к Вьетнаму и ознаменовать начало усиления интервенции.

XIX век - потеря Юга

После восстановления престола в 1802 году в столице Хуэ в центральном Вьетнаме, Нгуен Анх восстановил конфуцианские традиции и институты которые были отменены во время восстания Тай Сун. Вернувшись к власти с помощью иностранцев, это было сделано для того, чтобы заверить семьи ученых и дворян, составлявшие большую часть правительства и бюрократии, в возвращении к системе, которая гарантировала их привилегии. Хотя это помогло узаконить возвращающуюся династию Нгуен в глазах мандаринов и официальных лиц, это мало помогло успокоить или разрешить недовольство, вызвавшее восстание Тай Сун.

В результате, правление династии было омраченный крестьянским негодованием и постоянными восстаниями. Недовольство угнетенных крестьян, особенно среди низших классов, предоставило благодатную почву для католических миссионеров, еще больше увеличив разрыв между династией Нгуен и ее подданными. Внутренняя ситуация продолжала ухудшаться до 1850-х годов. Это имело решающие последствия для вьетнамского сопротивления надвигающейся французской колониальной агрессии. Он лишил Вьетнам единого фронта, настроив администрацию и народ друг против друга. Возникшие в результате недоверие и антагонизм воспрепятствовали бы любой попытке правительства выдвинуть суд среди крестьян перед серьезными иностранными вторжениями - успешный прецедент, созданный предыдущими династиями. Крестьянство также было бы лишено руководства и региональной координации, традиционно обеспечиваемой королевским двором.

В 1858 году по якобы религиозным причинам Франция предприняла военные действия против Вьетнама. Интерес французов к Вьетнаму не угас после просьбы Нгуен Ань о помощи. После революции 1848 года французское правительство получило достаточную поддержку из коммерческих, религиозных и националистических источников, чтобы завоевать Вьетнам. Войска во главе с адмиралом Риго де Женуйи атаковали и заняли вьетнамский город Дананг. За этим последовал захват Сайгона в районе дельты Меконга в 1859 году. Однако вьетнамское подкрепление из близлежащих провинций вскоре осадило обе французские позиции. Несмотря на шаткое положение французов, вьетнамские силы не смогли вытеснить иностранцев из страны.

Это было в значительной степени из-за разногласий внутри королевского двора относительно наилучшего подхода к борьбе с французами. Одна сторона выступала за вооруженное сопротивление, а другая - за компромисс. Большинство авторов признают, что император и многие высокопоставленные чиновники выступали за умиротворение французов, проводя политику под названием «хоа нги» (мир и переговоры). Кроме того, по причинам, упомянутым ранее в статье, династия не хотела вооружаться или полагаться на крестьянство, вместо этого полагаясь на королевские войска, которые могли лишь вести слабую борьбу.

В 1861 году французы сумели объединить свои силы и прорвать осаду Сайгона вьетнамской армией. К удивлению французских войск, поражение королевской армии не положило конец сопротивлению Вьетнама. Вместо этого это ознаменовало упадок формального сопротивления, возглавляемого правительством, и породило локальное народное сопротивление. Тем не менее широкомасштабная борьба вьетнамского народа нанесла французам множество неудач.

Ключевым событием на этом этапе была передача руководящей роли от династии к местным ученым-дворянам. Увидев неэффективность регулярной вьетнамской армии и неуверенное руководство королевского двора, многие решили взять дело в свои руки. Объединение жителей деревни в вооруженные банды и планирование партизанских набегов на французские войска прямо противоречили попыткам королевских дворов заключить мир. Это имело дополнительный эффект, убедив французов в том, что суд Хуу потерял контроль над своими силами в районе дельты Меконга, и поэтому предлагать какие-либо уступки было бессмысленно.

В 1862 году династия Нгуен подписала Договор. Сайгона. Он согласился передать Сайгон и 3 южные провинции Франции, которые стали известны как Кочинчина. Некоторые авторы указывают на необходимость династии подавить восстания на Севере как на причину уступки территорий на Юге. Независимо от причины, регулярная армия должна была уйти из сданных провинций, оставив движение народного сопротивления французам.

Чыонг Динь был ярким примером лидера сопротивления. Впервые он получил известность и военное положение во время осады Сайгона, а также за свои военные достижения сразу после поражения вьетнамской армии. Несмотря на приказ об отступлении, Динь остался в регионе по указанию своих подчиненных, а также по патриотическим причинам, вторя чувствам своих собратьев-ученых-дворян. Однако народному сопротивлению не хватало координации в разных регионах, а также не могло быть духовной поддержки, инструментов, к которым также имела доступ только династия Нгуен.

До 1865 года династия Нгуен следовала своей политике компромисса и продолжала попытки вернуть себе власть. 3 южные провинции через дипломатию. И это несмотря на предупреждения французов о том, что они захватят оставшиеся три южные провинции, если народное сопротивление, которое они называют бандитами, не будет остановлено. В 1867 году, ссылаясь на вышеупомянутые причины, французы захватили оставшиеся три южные провинции.

Потеря Юга оказала огромное влияние на Вьетнам. Во-первых, он выявил слабые стороны политики компромисса династии. У немногих оставшихся в регионе мандаринов и ученых-дворян оставалось два варианта: покинуть регион навсегда или сотрудничать с новыми властителями. Для жителей дельты, у которых не было другого выбора, кроме как остаться, неудача оказалась непреодолимой. Народное сопротивление быстро потеряло всякую мораль и распалось, а крестьяне смирились с ненасильственной позицией. На этом этапе династия Нгуен потеряла всякую лояльность и уважение со стороны вьетнамцев на юге.

19 век - потеря севера

В 1873 году французы, сославшись на ограничения на судоходство и во главе с Фрэнсисом Гарнье легко захватили северный город Ханой, практически не встречая организованного сопротивления. В конце концов Гарнье был убит с помощью Армии Черного Флага, и город вернулся в рамках договора, подписанного в 1874 году. Однако династия Нгуен теперь столкнулась с потерей поддержки и лояльности со стороны своих подданных на севере. аналогично тому, что произошло на юге.

Следуя действиям предшественников, династия Нгуен обратилась за помощью к Китаю. Неудивительно, что французы первыми приняли меры, чтобы не попасть в бокс из северного Вьетнама. В 1882 году французский военно-морской капитан по имени Анри Ривьер повторил подвиг Гарнье, взяв Ханой. Вместо того, чтобы готовить армию к усилению французской агрессии, военным было приказано оставаться вне поля зрения французов. Позже Ривьер был убит Армией Черного Флага во время боевых действий; Однако династия продолжала зондировать Францию ​​для новых переговоров и оттеснять мандаринов, которые все еще выступали за вооруженное сопротивление.

В 1883 году последний из великих императоров Вьетнама умер, не оставив наследника. Его смерть привела к междоусобной розни между различными фракциями в Хуу. В то же время, став свидетелями отвоевания Ханоя французскими войсками под командованием Ривьера, северные вьетнамцы еще больше разочаровались в лидерстве и военной эффективности королевского двора в Хюэ. Недовольство усиливалось из-за того, что королевский двор по-прежнему полагался на переговоры, несмотря на готовность местных мандаринов и людей оказать вооруженное сопротивление французам. Это подтверждают депеши французских командиров, восхваляющие представителей двора за умиротворение вьетнамцев вокруг Хуэ.

Последней каплей для многих северных вьетнамцев стал захват французами города Сан Тай в 1883 г. объединенные силы вьетнамской, китайской и армий Черного флага. Впоследствии местные вьетнамцы на севере подверглись нападениям на французские войска, некоторые даже возглавлялись бывшими мандаринами, что прямо противоречило политике, установленной Хуу.

Дела при королевском дворе Хуу были столь же хаотичными. Следующий император, Dục c, находился у власти всего три месяца, прежде чем был свергнут из-за своего неподобающего поведения. Следующий император Хиеп Хоа подписал Хуэйский мир в 1883 году, услышав французские орудия возле столицы. Суровые и унизительные условия договора, по которому Вьетнам находился под французским контролем, уничтожили любую возможную поддержку Хиеп Хоа среди вьетнамского народа и при дворе. Он был быстро арестован и убит мандарином Тон Тхот Туйетом, который был горячо настроен против французов.

Туйет также тайно использовал экономику, чтобы сделать оружие для секретной крепости в Тан Со. У Тон Тхот Туит был помощник, Нгуен Ван Тунг, которого французы также считали проблемным мандарином. В 1884 году император Хам Нги был возведен на трон в качестве императора Вьетнама. Ему было всего двенадцать лет, и его легко и быстро захватили регенты Туйет и Тунг. К настоящему времени французы осознали препятствия, которые создавали два мандарина, и решили их устранить.

Сопротивление продолжало расти, в то время как французы в Тонкине были отвлечены китайско-французской войной (с августа 1884 по апрель 1885). Ситуация достигла апогея в июне 1885 года, когда Франция и Китай подписали Тяньцзиньский договор, в котором Китай безоговорочно отказался от своих исторических притязаний на сюзеренитет над Вьетнамом. Освободившись от отвлекающих факторов извне, французское правительство было настроено получить прямое правление над Вьетнамом. Их избранным агентом был генерал граф Руссель де Курси.

В мае 1885 года де Курси прибыл в Ханой и взял под контроль французскую военную мощь, чтобы избавиться от мандаринов Туйет и Тунг. Большинство историков согласны с тем, что де Курси чувствовал, что военной мощи Франции было достаточно, чтобы запугать вьетнамцев, и что он был ярым сторонником применения силы. Однако, похоже, существуют разногласия относительно одобрения правительством Франции, если таковое имеется, повестки дня де Курси. Несмотря на это, генерал де Курси и эскорт французских войск отправились в Хюэ и попытались создать проблемы.

«Засада Хюэ», июль 1885 г.
Шеф-повар батальона Леон-Фредерик-Юбер Метцингер (1842 г.) –1914)

Прибыв в Хюэ в июле 1885 года, де Курси вызвал принцев и высоких мандаринов королевского двора в свою резиденцию для обсуждения вручения верительных грамот императору. Во время беседы он потребовал, чтобы центральные ворота были открыты и чтобы император спустился со своего трона, чтобы поприветствовать его. де Курси также прокомментировал отсутствие Тюйета на встрече и предположил, что это произошло из-за того, что Тует планировал нападение на него. После того, как ему сказали, что Тует болен, де Курси ответил, что он должен был присутствовать на встрече, несмотря на это, и пригрозил арестовать его. Наконец, де Курси отклонил дары, посланные Императором, и потребовал дань от вьетнамцев.

После приема Ван Туонг встретился с Туйетом, чтобы обсудить события, которые произошли во время дискуссии. Оба мандарина согласились, что де Курси намеревался их уничтожить. Загнанные в угол, они решили уповать на внезапную атаку французов. В ту же ночь на французов напали тысячи вьетнамских повстанцев, организованных двумя мандаринами. Де Курси сплотил своих людей, и его собственное командование и другие группы французских войск, расквартированных по обе стороны цитадели Хюэ, смогли отбить атаки на свои позиции. Позже, под предводительством шеф-повара батальона Метцингера, французы предприняли успешную контратаку с запада, пробиваясь через сады цитадели и захватив королевский дворец. К рассвету изолированные французские войска соединились и полностью контролировали цитадель. Возмущенные тем, что они считали вьетнамским предательством, они разграбили королевский дворец. После провала «засады Хуэ», как ее сразу окрестили французы, молодой вьетнамский король Хам Нги и другие члены вьетнамской императорской семьи бежали из Хуэ и укрылись на горной военной базе в Тан Со. Регент Тон Тхёт Туит, который помог Хам Нги сбежать из Хуу, убедил Хам Нги издать указ, призывающий людей подняться и «помочь королю» («кан вуонг»). Тысячи вьетнамских патриотов откликнулись на этот призыв в самом Аннаме, и он, несомненно, также усилил сопротивление коренного населения французскому правлению в соседнем Тонкине, большая часть которого перешла под контроль Франции во время китайско-французской войны (август 1884 г.) –Апрель 1885 г.).

Указ Кен Вонг, несомненно, стал поворотным моментом в сопротивлении Вьетнама французскому правлению. Впервые у королевского двора была общая цель с крестьянством на севере и юге, что резко контрастировало с резкими разногласиями между королевским двором и его подданными, которые до сих пор сдерживали сопротивление французов. Бегство императора и его двора в деревню среди крестьян имело серьезные последствия как для сопротивления, так и для сотрудничества с французами.

Во-первых, это привело к моральному и духовному авторитету сопротивления. Мандарины, которые предпочли работать с французами, больше не могли утверждать, что работают от имени суда; они должны были признать реальность того, что они были инструментами иностранной державы. С другой стороны, мандарины, которые предпочли сражаться с французами даже без традиционной королевской санкции, будут очень рады, если их решения будут подтверждены.

Далее, бегство королевского двора к сопротивлению открыло доступ к двум упомянутым ключевым инструментам. ранее региональная координация и духовная поддержка. Наблюдение за невзгодами, перенесенными Императором и его окружением, позволило подданным развить сочувствие к своему Императору и усилило ненависть к французам. Император также мог издавать указы по всей стране, призывая подданных в каждой провинции и деревне восстать и противостоять французам. И наконец, что не менее важно, столица Хуэй и династии, которые она укрывала, исторически играли активную роль в борьбе против монгольской и китайской агрессии. Это был источник лидеров и патриотических образов для остальной части страны. Его участие свяжет нынешнее движение сопротивления с ранее успешными движениями, а также с будущими движениями вплоть до современной эпохи.

Эдикт Цун Ванга

Император провозглашает: С незапамятных времен существовали только три стратегии противостояния врагу: атака, защита, переговоры. Возможностей для атаки не было. Собрать необходимые силы для защиты было сложно. А на переговорах враг требовал всего. В этой ситуации бесконечных неприятностей мы неохотно были вынуждены прибегнуть к помощи. Разве это не пример, поданный царем Тай, когда он ушел в горы Ци, и Сюань-цзун, когда бежал в Шу?

Наша страна за последнее время пережила много критических событий. Мы взошли на престол очень молодыми, но были очень озабочены самоукреплением и суверенным правительством. Тем не менее с каждым днем ​​западные посланники становились все более властными. Недавно они ввели войска и военно-морские подкрепления, пытаясь навязать нам условия, которые Мы никогда не могли принять. Мы приняли их с обычной церемонией, но они отказались принять ни одной вещи. В столице очень испугались приближения беды.

Высокие министры искали способы сохранить мир в стране и защитить суд. Было решено, вместо того, чтобы склонять головы в послушании, сидеть и терять шансы, лучше понять, что задумал враг, и двигаться первым. Если это не удастся, мы все равно сможем следовать текущему курсу, чтобы строить лучшие планы, действуя в соответствии с ситуацией. Наверняка все те, кто разделяет заботу и беспокойство о событиях в нашей стране, уже понимают, что тоже скрежетали зубами, заставляли волосы дыбом встать, клянясь истребить до последнего бандита. Кого не тронут такие чувства? Разве мало людей, которые будут использовать копье в качестве подушки, стучать веслами по борту, хвататься за копья врага или поднимать кувшины с водой?

Придворным деятелям лучше всего идти праведным путем, стремясь жить и умереть за правду. Разве Ку Юань и Чао Цуй из Цзинь, Куо-цзы-И и Ли Куан-пи из Тан не были людьми, которые жили у них в древности?

Наша добродетель была недостаточной, среди этих событий У нас не было сил выстоять, и мы позволили королевской столице упасть, вынудив императриц спасаться бегством. Вся вина за нами, и это очень позор. Но традиционные привязанности сильны. Сотни мандаринов и командиров всех уровней, возможно, не имеющих духа покинуть Меня, объединяются, как никогда раньше, те, у кого интеллект помогает планировать, те, у кого есть сила, готовы сражаться, те, у кого богатство, вносит свой вклад в поставки - все в одном разуме и теле в поисках выхода из опасности, решения всех трудностей. Если повезет, Небеса также будут относиться к человеку с добротой, превратив хаос в порядок, опасность в мир и тем самым помогая восстановить нашу землю и наши границы. Разве эта возможность не является удачной для нашей страны, то есть удачной для людей, поскольку все, кто волнуется и работает вместе, обязательно вместе достигнут мира и счастья?

С другой стороны, те, кто боится смерти больше, чем они любят своего короля, кто ставит домашние заботы выше заботы страны, мандарины, которые находят оправдания быть далеко, солдаты, которые дезертируют, граждане, которые не выполняют общественные обязанности, жаждущие праведного дела, офицеры, которые идут легким путем и оставляют свет ради тьмы - все могут продолжать жить в этом мире, но они будут подобны животным, замаскированным в одежду и шляпы. Кто может принять такое поведение? Если награда будет щедрой, то и наказания будут суровыми. Суд сохраняет обычные обычаи, поэтому покаяние нельзя откладывать. Все должны строго следовать этому Указу.

По приказу Императора Второй день, шестой месяц, первый год Хам-Нги

Нападения на вьетнамских христиан

Движение Cn Vng было направлено против французов, но было более 35 000 французских солдат в Тонкине и еще тысячи во французской колонии Кочинчина, у французов было всего несколько сотен солдат в Аннаме, рассредоточенных вокруг цитаделей Хуэ, Тхуан, Винь и Куинхон. Почти не имея французских войск для нападения, повстанцы направили свой гнев на вьетнамских христиан, долгое время считавшихся потенциальными союзниками французов. Хотя цифры остаются спорными, кажется вероятным, что в период с конца июля по конец сентября 1885 года боевики Кон Вонг убили около 40 000 вьетнамских христиан, уничтожив почти треть христианского населения Вьетнама. Две самые жестокие расправы произошли в городах Куанг Нгай и Бинь Ань, оба к югу от Хуэя, в результате чего было убито около 24 000 мужчин, женщин и детей из 40 000 христианского населения. Еще 7500 христиан были убиты в провинции Куонг-Тро. В других провинциях жертв было значительно меньше. Во многих областях христиане сопротивлялись под руководством французских и испанских священников в ответ на призыв своих епископов защищаться всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Имея численное превосходство и находясь в обороне, христиане, тем не менее, смогли нанести ряд локальных поражений формированиям Кон Вонг.

Французское военное вмешательство из Тонкина
Генерал Леон Прюдом (1833–1921) Провинции Вьетнама

Французы не спешили отреагировать на Cươn Vng и в течение нескольких недель не верили ужасным слухам, исходящим от Annam. В конце концов масштабы резни христиан стали ясны, и французы с опозданием отреагировали. Вторжение в Аннам было совершено войсками, которые в июне 1885 г. были усилены до 35 000 человек. Генерал де Курси, которому первоначально было запрещено французским правительством начать полномасштабное вторжение в Аннам, высадил войска вдоль уязвимого побережья центрального Вьетнама, чтобы захватить ряд стратегических точек и защитить находящиеся в боевых условиях вьетнамские христианские общины после резни в Куанг Нгаи и Бинь Ань. В начале августа 1885 года подполковник Шомон возглавил батальон морской пехоты маршем через провинции Ха Тун и Нгхан, чтобы занять цитадель Винь.

В южной части Аннама 7000 христиан, выживших после битвы Бинхан резня укрылась в небольшой французской концессии в Куинён. В конце августа 1885 года колонна из 600 французских и тонкинских солдат под командованием генерала Леона Прюдома вышла из Хюэ на борту военных кораблей «Ла Кошетери», «Брэндон», «Лютин» и «Комет» и высадилась в Куинён. После снятия осады Прюдом двинулся на Бинь-Ань. 1 сентября вьетнамские повстанцы попытались заблокировать его продвижение. Вооруженные только копьями и устаревшим огнестрельным оружием и размещенные громоздкими массами, которые были идеальными целями для французской артиллерии, истребители Cần Vng не могли сравниться с ветеранами Prud'homme. Они были сметены, и 3 сентября французы вошли в Бинь-Ань. Трое вьетнамских мандаринов были осуждены и казнены за соучастие в резне христиан Бинь Ань. В ноябре 1885 года так называемая «колонна аннамов» под командованием подполковника Миньо вышла из Ниньбиня на юге Тонкина и прошла по узкому хребту Вьетнама до Хуэ, рассеивая на своем пути все повстанческие отряды.

Политический ответ Франции

Французы политически ответили на восстание, приняв меры по укреплению своего протектората как в Аннаме, так и в Тонкине. Им помогал тот факт, что движение Cươn Vng отнюдь не было единодушной поддержкой. Королева-мать, То До, и другие члены вьетнамской королевской семьи покинули Хам Нги и вернулись в Хуэ вскоре после начала восстания. В сентябре 1885 года, чтобы подорвать поддержку Хам Нги, генерал де Курси возвел на трон брата молодого короля ng Khanh вместо него. Хотя многие вьетнамцы считали Унг Хана французским марионеточным королем, не все считали. Один из самых важных вьетнамских лидеров, принц Хоанг Коу Вием, который в течение нескольких лет боролся с французами в Тонкине, отдал свою верность Унг Ханю.

Осада Баинаня, январь 1887

Осада Баинь (декабрь 1886 - январь 1887) в провинции Тхань Хоа была решающим сражением между повстанцами и французами. Осада была преднамеренно организована лидером вьетнамского сопротивления Синь Конг Трангом, который построил огромный укрепленный лагерь недалеко от границы Тонкин-Аннам, заполнил его аннамскими и тонкинскими повстанцами и посмел французам атаковать его там. Французы согласились, и после двухмесячной осады, в ходе которой защитники подвергались безжалостной бомбардировке французской артиллерией, выжившие повстанцы были вынуждены вырваться из Баинь 20 января 1887 года. На следующий день французы вошли в заброшенную вьетнамскую крепость.. Их общие потери во время осады составили всего 19 убитых и 45 раненых, в то время как потери вьетнамцев исчислялись тысячами. Поражение вьетнамцев при Баинь высветило разобщенность движения Кон Вонг. Транг сделал ставку на то, что его товарищи лидеры сопротивления будут преследовать французские позиции с тыла, в то время как он сдерживал их с фронта, но помощь не достигла его.

Вмешательство из Кочинчины

Разразилась катастрофа у Бинь-Юнь. мощь Кон Вонг в северной части Аннама и Тонкина. В первой половине 1887 года также произошел крах движения в южных провинциях Куанг Нам, Куанг Нгаи, Бинь Ан и Фу Йен. В течение нескольких месяцев после короткой кампании Прюдомма в сентябре 1885 года вокруг Куинён и Биньён, бойцы Кон-Ванга на юге почти не видели французов. Это было полностью совершено в Тонкине и северном Аннаме, в то время как французские войска в Кочинчине были заняты борьбой с восстанием против французского протектората в соседней Камбодже. В первые месяцы 1886 года повстанцы воспользовались слабостью Франции на юге, чтобы распространить свое влияние на Хань Хоа и Бинь Тхуан, самые южные провинции Аннама. Силы Кен Вонг теперь были неудобно близки к французским постам в Кочинчине, и французские власти в Сайгоне наконец отреагировали. В июле 1886 года французы нанесли ответный удар на юге. В Кочинчине была сформирована «колонна интервенции» численностью 400 человек, состоящая из французских войск и отряда вьетнамских партизан под командованием Трэн Ба Лока. Колонна приземлилась в Фан-Рю, на побережье Биньтхуан. К сентябрю 1886 года получил контроль над провинцией. Следующей весной французы перебрались в провинции Бинь Ань и Фу Йен. Один из лидеров Кон Вонг перешел на сторону французов, и сопротивление вскоре прекратилось. К июню 1887 года французы установили контроль над аннамскими провинциями к югу от Хюэ. Более 1500 повстанцев из племени Цон Ванг сложили оружие, и жестокие репрессии, организованные Троном Ба Локом, были предприняты против их лидеров.

Захват Хам Нги, 1888 г.

В 1888 г. Хам Нги был схвачен и депортирован в Алжир, и движению Cươn Vng был нанесен смертельный удар. Потеряв короля, движение потеряло свою цель и цель. Однако сопротивление французам со стороны движения Cươn Vương не угаснет еще десятилетие или около того.

Сопротивление после 1888 года

В течение нескольких лет после пленения Хам Нги сопротивление французам продолжалось, хотя и в другой форме, Ван Тан (Сопротивление ученых). В отличие от роялистского характера движения Cươn Vng, восстание Ван Тана было полностью сосредоточено на сопротивлении французам. Ван Тхан возглавляли конфуцианские учёные, которые взяли на себя руководство движением Кон Вонг после захвата Хам Нги. К 1892 году Ван Тхан потерпел поражение, а его лидеры рассеялись по Китаю и оставшимся лидерам сопротивления.

Фан Динь Фанг был одним из последних и самых выдающихся лидеров сопротивления Ван Тхан. Вместе со своими войсками он контролировал провинцию Ха Тун в центральном Вьетнаме до 1896 года. Его смерть от дизентерии ознаменовала заключительные главы движения Кон Вонг и Ван Тхан.

Последний из лидеров сопротивления Кон Вонг. был его самым известным и одним из немногих, переживших сопротивление французов. Де Тхам был лидером вооруженного отряда Йен Те, действовавшего в горах северного Вьетнама. Ему удавалось сорвать попытки французов умиротворить этот район до 1897 года, когда было достигнуто соглашение с французами. Последний гвоздь в гроб Cần Vng был забит с началом китайско-японской войны в 1894 году. До этого партизанам, оружию и припасам было относительно легко пересечь китайско-вьетнамскую границу и поддержать сопротивление. С началом войны китайским мандаринам вдоль южной границы было дано строгое указание избегать вражды с французами, и граница была закрыта вместе с судьбой движения Кон Вонг.

Резюме

Движение Cn Vng было одним из первых и продолжалось. Это было первое движение сопротивления, в котором все слои вьетнамского общества, члены королевской семьи, ученые-дворяне, крестьянство вместе работали против французов. Однако эта массовая, спонтанная поддержка должна была доказать и ее слабость. Хотя существовало около 50 групп сопротивления, не хватало сотрудничества и объединяющей военной власти. Хотя эдикт Кан Вонг распространился по всей стране, действия, предпринимаемые сопротивлением, никогда не были общенациональными по своему охвату, вместо этого они ограничивались теми областями, с которыми были знакомы ученые-дворяне, и эти действия предпринимались независимо друг от друга.

Движение Цан Вонг также ознаменовало падение последней независимой вьетнамской династии, а вместе с ней и академической дворянской бюрократии. Тем не менее, рассказы об их борьбе против иностранного господства продолжали жить и передавались следующему поколению, некоторые из которых воочию убедились в слабостях и сильных сторонах движения Цун Вонг.

См. Также
Ссылки
Источники
  • Chapuis, O., Последние императоры Вьетнама: от Ту Дыка до Бао Дая (2000)
  • Фурниау, К., Аннам-Тонкин 1885–1896: Lettrés et paysans vietnamiens face à la conquête coloniale (Париж, 1989)
  • Фурниау, К., Вьетнам: колониальное господство и национальное сопротивление (Париж, 2002 г.)
  • Уар, La guerre du Tonkin (Париж, 1887 г.)
  • Гюге, Э., Эн. колонна: сувениры Экстрем-Восток (Париж, 1888 г.)
  • Марр, Д., Вьетнамский антиколониализм, 1885–1925 гг. (Калифорния, 1971 г.)
  • Нгуен, штат Калифорния, Вьетнам: долгая история ( Ханой, 2007)
  • Саррат, Л., Journal d'un marsouin au Tonkin, 1883–1886 (Париж, 1887)
  • Thomazi, A., La conquête de l'Indochine (Париж, 1934)
  • Thomazi, A., Histoire militaire de l'Indochine français (Ханой, 1931)
Последняя правка сделана 2021-05-16 13:45:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте