Многие страны заключили налоговые соглашения (также называемые соглашениями об избежании двойного налогообложения или DTA) с другими странами, чтобы избежать или смягчить двойное налогообложение. Такие договоры могут охватывать ряд налогов, включая налог на прибыль, налог на наследство, налог на добавленную стоимость или другие налоги. Помимо двусторонних договоров, существуют также многосторонние договоры. Например, страны Европейского Союза (ЕС) являются участниками многостороннего соглашения в отношении налогов на добавленную стоимость под эгидой ЕС, а совместный договор о взаимной административной помощи Совет Европы и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) открыты для всех стран. Налоговые соглашения, как правило, снижают налоги одной страны-участницы для резидентов другой страны-участницы, чтобы уменьшить двойное налогообложение одного и того же дохода.
Положения и цели существенно различаются, и очень немногие налоговые соглашения могут быть одинаковыми. Большинство договоров:
Заявленные цели заключения договора часто включают сокращение двойного налогообложения, устранение уклонения от уплаты налогов и поощрение эффективности трансграничной торговли. Принято считать, что налоговые соглашения повышают уверенность налогоплательщиков и налоговых органов в их международных сделках.
Некоторые правительства и организации используют типовые соглашения в качестве отправной точки. Договоры об избежании двойного налогообложения обычно следуют Типовой конвенции ОЭСР, и официальные комментарии и комментарии членов к ним служат руководством для толкования каждой страной-членом. Другими соответствующими моделями являются Типовая конвенция ООН в случае договоров с развивающимися странами и Типовая конвенция США в случае договоров, заключенных Соединенными Штатами.
В целом преимущества налоговых соглашений доступны только налоговым резидентам одной из стран-участниц соглашения. В большинстве случаев налоговым резидентом страны является любое лицо, которое подлежит налогообложению согласно внутреннему законодательству этой страны по причине постоянного проживания, проживания, места регистрации или аналогичных критериев.
Как правило, физические лица являются считаются резидентами по налоговому соглашению и подлежат налогообложению по месту своего основного места жительства. Однако проживание для целей договора выходит далеко за пределы узких рамок основного места жительства. Например, во многих странах к резидентам относятся также люди, проводящие в стране более определенного количества дней. В Соединенных Штатах есть граждане и держатели грин-карт, где бы они ни проживали, которые подлежат налогообложению и, следовательно, являются резидентами для целей налогового соглашения. Поскольку место жительства определяется очень широко, в большинстве договоров признается, что лицо может соответствовать определению места жительства более чем в одной юрисдикции (то есть «двойное проживание»), и содержится оговорка о разрешении конфликтов. Такие пункты обычно имеют иерархию из трех-пяти тестов для разрешения множественного проживания, обычно включая постоянное проживание в качестве основного фактора. Налоговое резидентство редко влияет на гражданство или статус постоянного резидента, хотя определенные статусы резидента в соответствии с иммиграционным законодательством страны могут влиять на налоговое резидентство. Это включает в себя «правило 183 дней», когда задействовано право на жительство.
Лица могут считаться резидентами в зависимости от страны местонахождения руководства, страны организации или других факторов.. Критерии часто указываются в договоре, который может усиливать или отменять местное законодательство. Согласно большинству договоров, юридическое лицо может быть резидентом обеих стран, особенно если договор заключен между двумя странами, которые используют разные стандарты проживания в соответствии с их внутренним законодательством. Некоторые договоры предусматривают «разрешающие вопросы» правила для резидентства юридических лиц, некоторые - нет. Резидентство не имеет значения в случае некоторых юридических лиц и / или видов дохода, поскольку налоги облагаются членами юридического лица, а не юридического лица. ОЭСР перешла от места эффективного управления к урегулированию в каждом конкретном случае с использованием процедуры взаимного соглашения (MAP) для определения конфликтов двойного резидентства.
Большинство договоров предусматривают, что прибыль от бизнеса (иногда определяемая в договоре) резидента одной страны подлежит налогообложению в другой стране только в том случае, если прибыль возникает через постоянное представительство в другой стране. Например, в налоговом соглашении между США и Индией, если лицо является резидентом обеих стран, то к аргументу добавляется следующий пункт: если это лицо владеет постоянным домом или имеет обычное место жительства, или является гражданином штата. Однако многие договоры регулируют определенные виды коммерческой прибыли (например, гонорары директоров или доход от деятельности спортсменов и артистов) отдельно. Такие договоры также определяют, что представляет собой постоянное представительство (PE). Большинство, но не все налоговые соглашения следуют определению ЧП в Типовом договоре ОЭСР. Согласно определению ОЭСР, ЧП - это постоянное место деятельности, через которое ведется деятельность предприятия. Некоторые местоположения специально перечислены в качестве примеров PE, включая филиалы, офисы, мастерские и другие. Также предусмотрены особые исключения из определения PE, такие как место, где проводятся только предварительные или вспомогательные действия (такие как складирование запасов, покупка товаров или сбор информации).
Хотя в общих налоговых соглашениях не указывается период времени, в течение которого деловая деятельность должна вестись через какое-либо место, прежде чем это приведет к возникновению ЧП, большинство стран-членов ОЭСР не находят ЧП в случаях, когда место деятельности существует менее шести месяцев при отсутствии особых обстоятельств. Многие договоры прямо предусматривают более длительный порог, обычно один год или более, в течение которого строительная площадка должна существовать, прежде чем на ней появится постоянное представительство. Кроме того, некоторые договоры, чаще всего те, в которых хотя бы одна сторона является развивающейся страной, содержат положения, которые предполагают существование PE, если определенные виды деятельности (например, услуги) проводятся в течение определенных периодов времени, даже если PE не будет иначе существуют.
Даже если резидент одной страны не ведет свою коммерческую деятельность в другой стране через постоянное место или бизнес, ИП все равно может быть обнаружен в той другой стране, где бизнес осуществляется через физическое лицо. в другой стране, которая имеет право заключать контракты от имени резидента первой страны. Таким образом, резидент одной страны не может избежать обращения с физическим лицом, действующим через зависимого агента, вместо того, чтобы вести свой бизнес напрямую. Однако ведение бизнеса через независимого агента, как правило, не приводит к ЧП.
Многие налоговые системы предусматривают сбор налогов с нерезидентов, требуя от плательщиков определенных видов доход удерживать налог с выплаты и перечислять в налоговые органы. Механизмы удержания могут применяться к процентам, дивидендам, роялти и платежам за техническую помощь. Большинство налоговых соглашений сокращают или отменяют сумму налога, который должен удерживаться в отношении резидентов страны-участницы соглашения.
Большинство соглашений предоставляют механизмы, устраняющие налогообложение резидентов одной страны путем другая страна, где объем или продолжительность оказания услуг минимальны, но также налогообложение дохода в стране оказания услуг, где он не является минимальным. Большинство договоров также содержат специальные положения для артистов и спортсменов одной страны, имеющих доход в другой стране, хотя такие положения сильно различаются. Также в большинстве договоров предусмотрены ограничения на налогообложение пенсий или других пенсионных доходов.
Большинство договоров исключают из налогообложения доходы некоторых дипломатических сотрудников. Большинство налоговых соглашений также предусматривают, что определенные организации, освобожденные от налога в одной стране, также освобождаются от налога в другой. Обычно освобождаются от налогообложения благотворительные организации, пенсионные фонды и государственные организации. Многие договоры предусматривают другие освобождения от налогообложения, которые одна или обе страны считают уместными в рамках своей государственной или экономической системы.
Налоговые соглашения обычно устанавливают ту же максимальную ставку налога, что и могут быть наложены на некоторые виды доходов. Например, договор может предусматривать, что проценты, полученные нерезидентом, имеющим право на получение льгот по договору, облагаются налогом не более пяти процентов (5%). Однако местное законодательство в некоторых случаях может предусматривать более низкую ставку налога независимо от договора. В таких случаях преобладает более низкая ставка, установленная местным законодательством.
Как правило, подоходный налог и налог на наследство рассматриваются в отдельных соглашениях. Соглашения о налоге на наследство часто охватывают налоги на наследство и дарение. Обычно налоговый домициль по таким договорам определяется ссылкой на домициль в отличие от налогового резидентства. В таких договорах указывается, какие лица и имущество подлежат налогообложению каждой страной при передаче собственности по наследству или дарению. В некоторых договорах указывается, какая сторона несет бремя такого налога, но часто такое определение основывается на местном законодательстве (которое может отличаться от страны к стране).
Большинство договоров о налоге на наследство разрешают каждой стране облагать налогом представительства другой страны в отношении недвижимого имущества, расположенного в стране налогообложения, собственности, составляющей часть торговли или бизнеса в стране налогообложения, материального движимого имущества, находящегося в налоговой страна на момент передачи (часто за исключением морских и воздушных судов, эксплуатируемых на международном уровне), и некоторые другие предметы. Большинство договоров разрешают имущественному комплексу или дарителю требовать определенных вычетов, освобождений или кредитов при расчете налога, которые в противном случае не могли бы быть разрешены для лиц, не являющихся юридическими лицами.
Практически все налоговые соглашения предоставить специальный механизм для его устранения, но риск двойного налогообложения все еще потенциально присутствует. Этот механизм обычно требует, чтобы каждая страна предоставляла кредит на уплату налогов другой страны, чтобы уменьшить налоги резидента страны. Согласно соглашению между США и Индией, согласно DTAA, если процентный доход возникает в Индии и сумма принадлежит резиденту США, то указанная сумма подлежит налогообложению в США. Тем не менее, такие проценты могут подлежать налогообложению в Индии в соответствии с Законом о подоходном налоге в Индии. Соглашение может или не может предусматривать механизмы для ограничения этого кредита, а также может или не может ограничивать применение механизмов местного законодательства для того же. 72>
Налогоплательщики могут перемещать себя и свои активы, чтобы избежать уплаты налогов. Таким образом, некоторые договоры требуют от каждой страны-участницы оказывать помощь другой стране в сборе налогов, чтобы противостоять правилу доходов, а также другие меры по обеспечению соблюдения своих налоговых правил. Большинство налоговых соглашений включают, как минимум, требование о том, чтобы страны обменивались информацией, необходимой для обеспечения правоприменения.
Целью этого соглашения является содействие международному сотрудничеству в налоговых вопросах посредством обмена информацией. Он был разработан Рабочей группой Глобального форума ОЭСР по эффективному обмену информацией.
В рабочую группу вошли представители стран-членов ОЭСР, а также делегаты из Арубы, Бермудских островов, Бахрейна, Каймановых островов., Кипр, остров Мэн, Мальта, Маврикий, Нидерландские Антильские острова, Сейшельские Острова и Сан-Марино.
Соглашение стало результатом работы, проведенной ОЭСР по борьбе с вредной налоговой практикой. Отсутствие эффективного обмена информацией является одним из ключевых критериев при определении вредных налоговых практик. Мандат рабочей группы заключался в разработке правового инструмента, который можно было бы использовать для налаживания эффективного обмена информацией.
Соглашение представляет собой стандарт эффективного обмена информацией для целей инициативы ОЭСР о вредных налоговых практиках. Это соглашение, выпущенное в апреле 2002 года, не является обязательным документом, но содержит две модели двусторонних соглашений. На этом соглашении был основан ряд двусторонних соглашений.
Практически все налоговые соглашения предусматривают некоторый механизм, с помощью которого налогоплательщики и страны могут разрешать споры, возникающие в связи с соглашением. Как правило, государственное учреждение, ответственное за проведение процедур разрешения споров в соответствии с договором, называется «компетентным органом» страны. Компетентные органы обычно имеют право налагать обязательства на свое правительство в определенных случаях. Договорный механизм часто призывает компетентные органы пытаться договориться о разрешении споров.
Недавние соглашения некоторых стран содержали статью, предназначенную для предотвращения «совершения покупок по соглашению», то есть ненадлежащего использования налоговых соглашений резидентами третьих государств. Эти статьи об ограничении льгот отрицают льготы налогового соглашения для резидентов, которые не проходят дополнительных тестов. Статьи об ограничении льгот сильно различаются от договора к договору и часто довольно сложны. Договоры некоторых стран, таких как Соединенное Королевство и Италия, сосредоточены на субъективной цели для конкретной транзакции, отрицая выгоды там, где сделка была заключена с целью получения выгод по договору. В других странах, например в США, основное внимание уделяется объективным характеристикам стороны, ищущей выгоды. Как правило, частные лица и публично торгуемые компании и их дочерние компании не подпадают под действие положений типичного положения об ограничении льгот в налоговом соглашении США. Что касается других организаций, положения имеют тенденцию отрицать получение льгот, если организация, ищущая льготы, недостаточно принадлежит резидентам одной из стран-участниц договора (или, в случае договоров с членами единого экономического блока, такими как Европейский Союз или НАФТА, «эквивалентными бенефициарами» в той же группе стран). Однако даже там, где юридические лица не принадлежат квалифицированным резидентам, льготы часто доступны для дохода, полученного от активного ведения торговли или бизнеса.
Договоры считаются высшим законом многих стран. В этих странах положения договоров полностью отменяют противоречащие положения внутреннего законодательства. Например, многие страны ЕС не могут обеспечить соблюдение своих схем групповой помощи в соответствии с директивами ЕС. В некоторых странах считается, что договоры приравниваются к внутреннему законодательству. В этих странах противоречие между внутренним законодательством и договором должно быть разрешено с помощью механизмов разрешения споров либо внутреннего законодательства, либо договора.