Taukei ni Waluvu - это фиджийское выражение, означающее «уроженец Потопа». Это титул вождя горного клана воинов Сико-Натабутале из деревни Наирукуруку. История клана с середины девятнадцатого века представляет социальные структуры системы вождей, религии и западной культуры, поддерживающие колониализм на Фиджи. Традиции, христианство и британское косвенное правление были объединены, чтобы узаконить то, что считалось правильным способом управления. Осуждаемая некоторыми современными критиками как эксплуататорская система, в основном, используемая для колониального правления, система взаимозависимости используемого народов и традиционным договором, разделяемым коренными кланами доколониальных Фиджи. После обретения независимости система вождей должна была адаптироваться к требованиям современности. Антрополог Артур Капелл в своем исследовании ранней миграции племен в пределах Фиджи, что «история Фиджи - это история в основном семей». Эта формовочная структура иерархической природу фиджийского традиционного общества, в которой власть считалась священной. Таким образом, отношения между вождями и жителями Запада, особенно миссионерами, стали центром сбора информации о фиджийской культуре и традициях девятнадцатого века. Джеймснер, последний антрополог, обнаружил: «Главные семьи Наирукуруку были первыми в восточном нагорье Вити-Леву, заявили о своей преданности центральному правительству, и в результате этой поддержки их влияние расширилось по всей территории».
Пока я был в Вунидаве, пришли новости, сначала переданные сообщениями на лали (выдолбленные деревянные барабаны), которые били из деревни в деревню, что Рату Манаса таукей ни Валуву (уроженец или владелец наводнения), высший вождь позитив Вайма, Матайлобау и Нагонениколо рикты умерли в Наирукуруку... Было стандартное убеждение, что со смертью обладателя наследственного титула на две недели последуют наводнения. Мне пришлось пойти на церемонию регурегу и подарить от своего имени своим матанивануа китовый зуб для траура. До сих пор все было хорошо, но на следующий день после новости небеса открылись потоками. Река поднималась на неприступном уровне с грозными течениями. - Брит колониальный администратор Филип Сноу, 1944.
Таукеи ни Валуву, который традиционно является главным вождем вождества Набена, округ Матайлобау, установлен состоял из двенадцати племен, в провинции Найтасири. Тернер наблюдал культурную трансформацию, при которой верховный вождь Набены не отделяется от своих подданных, а сидит в более эгалитарной, а не иерархической структуре деревни. Первоначальное впечатление постороннего человека таково, что он является первым среди равных в своем округе. Район Матилобау является одним из доколониальных штатов восточного острова Вити-Леву и бывшей горной провинции Коло-Ист. В 1945 году Коло Восток объединился с провинцией Найтасири. Другими доколониальными государствами Восточного Вити-Леву являются Верата, Ваймаро, Бау, Рева, Наитасири и Намоси.
Рату Серу Апениса Какобау Вунивалу из Бау 1852–1883 В сентябре 1862 года ревностный методистский миссионер преподобный Фредерик Лангхэм путешествовал через район Налава Ра, вверх по верховьям реки Вайнимала Вити-Леву до Накоросуле-Ваймаро. Вождь Накоросуле, Ротависоро, который также был племянником Таукеи ни Валуву, посоветовал ему, что этот протокол требует, чтобы его дядя Родаветанивалу, известный тогда как Таукеи Вайбуребуре из Навулеле, был сначала обращен.
Преподобный Уоллес Дин рассказал, как вождь Накоросуле сказал: «Если я приму религию, которую вы несете, мои родственники будут сердиться на меня. Мой совет: сходите в Taukei Waiburebure в Наволеле. Он мой главный дядя..Если он желает Лоту (религию), я тоже приму ее ». Возможно, наблюдение Хендерсона уместно для понимания дилеммы Ротавизоро, «любой ведущий вождь, принявший христианство на Фиджи в это время, брал на себя большой риск. Его авторитет в некоторой степени основывался на его эффективности, особенно на войне, но больше на его предполагаемом происхождении. от богов, которые люди умилостивляли и боялись. Разорвав связь со старыми богами, он вырезал землю из-под ног и нанес по авторитету любого другого вождя на Фиджи, на что они не замедлили бы возмущаться ". Как зафиксировано в истории методистов Фиджи, Рату Мели Родаветанивалу II принял Лоту и стал номинальным христианином Через Лангхема 14 сентября 1862 года, а позже был крещен в 1867 году преподобным Томасом Бейкером во время своего судьбоносного путешествия в Навосу. Политика родства Бауана через Туи Налава сыграла важную роль в обращении Таукеи ни Валуву. Преподобный Дин, рассказывая об этом эпизоде, заявил: «Уроженец Потопа не был доказан против высоких почестей, возложенных на него Какобау, и после долгого разговора со своими советниками согласился Евангелие номинально, что было чреват величайшим бедствием и величайшим улучшением для его народа», затем Дин в некоторых деталях продолжил «Уроженец Потопа»., действуя сразу же, собрал своих людей и рассказал им о своем решении. и, как они громкими голосами, выкрикнули свое одобрение и впустили Евангелие в свою среду ».
Традиция записывает, что Рату Серу Какобау, Вунивалу из Бау и Туи Вити, чествовали Родаветанивалу II, Вунивалу из Навулеле, за то, что он был верным союзником его кампаний христианизации и умиротворения горных племен, присвоив ему титул «уроженец Потопа» или Таукеи-ни-Увалуву из его более раннего титула Таукеи Вайбуребуре. В любом случае значение титула прежнее прежнее. На бауанском диалекте наводнение обозначается словом «увалуву», в то время как на диалекте матайлобау это «вайбуребуре». В апреле 1868 года, как записал сэр Джон Терстон, Рату Какобау в отместку за резню преподобного Томаса Бейкера в Наватусиле начал двухэтапную кампанию через реку Рева и побережье Ра с матилобау. и племена ваймаро-солойра в качестве союзников.
Преподобный Фредерик Лангхэм ок. 1890-х гг.. Внешне впечатляющий, со львиными волосами и бородой, Лэнгхэм считал себя чемпионом фиджийцев и нанесл аннексию Британией. По прозвищу «Кардинал», он жил на острове Бау с 1861 года, где он завоевал репутацию среди колонистов как советник Какобау.В меморандуме кабинета личного секретаря короля Какобаури Милна его министру по делам народов Роберту Суонстону содержит еще одно свидетельство. о тесных отношениях Какобау с Таукеи ни Валуву во время кампании. Меморандум от 19 мая 1873 г. гласил: «Король сейчас находится в Матайлобау и вместе с собравшимися там вождями решил пройти через Вити-Леву. Матилобау, как вы знаете, являются очень давними союзниками короля ». Очевидно, традиционной связи Какобау с Таукеи ни Валуву можно проследить до предков Вунивалу, Надурукоко в Вайнибуке и Девала в Ра. В меморандуме Милна ясно говорится о намерениях Чакобау и Таукеи ни Валуву, как было изложено: «В последнем письме короля (13 мая 1873 г.) достопочтенный министр по наивным делам увидит, что он предназначен для проталкивания через холмы и если необходимо, вынудите всех «Коло» подчиниться генеральному правительству ».
Затем началась кампания христианизации Какобау или Валуни Лоту, как говорит Роберт Николь: «В 1873 году молодое правительство Какобау начало кампании по подчинению на севере и западе» (особенно Калиялатини, Налото, Магодро, Якетэ, Ватуру, Сабето и Наватусила)) и в центральной и восточной частях внутренних (особенно Надаварау, Муайра, Вайкалу, Солойра, Налава и Насау) ». Николь продолжила: «С захватом и казнью вождей коло во время этой кампании, внутренние районы на востоке и севере были сильно ослаблены».
Кампания была фактически завершена, когда 11 ноября пал Нубутаутау, оплот Магодро. Сентябрь 1873 г. войскам Какобау.
В 1998 г. для премьер-министра исполнился мэке-ивау (пример клубный танец) села Букуя Магодро провинции Ба.>Ситивени Рабука, рассказал о межплеменных столкновениях Таукеи ни Валуву в этой части западного нагорья Вити-Леву.
Согласно уэслианской церковной власти Фиджи, более возвышенный титул Таукеи-ни-Валуву, теперь дарованный главному покровителю уэслианского христианства в Вити Леву, было метафорически к библейскому описанию божественного поручения Ноя до великих наводок.
Скорее всего, изменение названия Рату Серу Какобау соответствовало бауанской традиции где почетные титулы объявлялись воинам в знак рыцарских деяний. Вунивалу из Бау, как говорят, украсил славу своего союза как традиционного создателя дождя, отдавая предпочтение этому титулу. В дохристианские времена такая власть принадлежала Таукеи Вайбуребуре. Считается, что эта мистическая сила до сих пор остается у Таукеи ни Валуву через бете (жрецы) в основном клана из деревни Набена.
Коммодор Гуденаф в своем путешествии вверх по реке Вайнимала в Наирукуруку 21 января 1874 года с преподобным Лангхам и Рату Тимочи Таванавануа, сын Рату Какобау, встретился с [Рату Мели], «правителем двенадцати колен Матайлобау, который был первым для Лоту в этих краях ». Двенадцать племен состояли из старых тикинов Луту, Вайма, Маталобау и Нагонениколо. Кроме того, записано, что у бывшего вождя-язычника «мочка левого уха увеличена до такой степени, что в ней можно носить палку от полутора до двух дюймов в диаметре». По словам Брюстера, такое обезображивание было в моде горцев, где небольшие ценные вещи помещали в раздутые мочки ушей.
Рату Мели Родаветанивалу II имел двух сыновей Рату Дрекенавере и Рату Исикели. У Рату Дрекенавере была дочь Ади Вацишева, которую сначала подарили Туи Намоси, Роматанитобуа, в качестве невесты, хотя позже она вышла замуж за Вунивалу Рара. Их сын, Рату Илайтиа Балейнавалу, позже был Були Ломаивуна. Рату Исикели когда-то был Були Налава в провинции Ра. У него был сын Рату Сайлоси (1898–1932), выросший в юности на острове Бау, он умер без наследства. Следовательно, у Рату Мели не было никаких выживших мужских потомков. Легенда гласит, что у Рату Мели был собачий питомец по имени Туи Коло, который, вероятно, был подарком преподобного Лэнгема. Черная собака, возможно, первая собака, устройство на холмах, была символом статуса вождя. Рату Мели умер во время эпидемии кори, разорившей Фиджи и горные племена с января по июнь 1875 года. Туи Коло был похоронен заживо вместе со своим павшим хозяином в могильном холме в Навунитавола-Навулеле. Вероятный христианский компромисс с языческими погребальными обрядами, когда в прежние времена верховного вождя были задушены, чтобы сопровождать его в подземный мир. После кончины Рату Мели Даветанивалу II его старший брат Рату Манаса Даветанивалу и младший брат Рату Вилиаме Батирату и потомки дяди Ровукаго, согласно традициям преемственности, носили титул Таукеи ни Валуву.
Верховные вожди Фиджи 1880-х гг.. Турага Були и сын Таукеи ни Валуву Рату Мели Даветанивалу II сидели первым слева во втором ряду. На фотографии изображена группа вождей Фиджи, сидящих в два ряда перед верандой Дома правительства в Суве. Повод не определен. Скорее всего, вожди, были приглашены губернатором на празднование какого-либо Золотого юбилея методистской церкви на Фиджи в 1885 году, либо Золотого юбя королевы Виктории 20 июня 1887 года. Все они сами по себе были высокопоставленными вождями... 1–6 слева направо, первый ряд: 1. Рату Луке Табуаловони, Були Вайнуну, Буа; 2. Рату Киниджоджи Катонивере, Рокотуи Макуата; 3. Рату Тевита Сураки, Рокотуи Ра; 4. Рату Эпели Наилатикау, Рокотуи Тайлеву; 5. Рату Марика Торока, Рокотуи Ломаивити; 6. Рату Немани Дриу, Рокотуи Ба кей Ясава.. 7–13 слева направо, задний ряд: 7. Були из Восточного Коло, Рату Исикели Даветанивалу; 8. Рату Пени Таноа, Рокотуи Наитасири; 9. Були из Коло Вест, Туи Ноикоро Рату Катонисау; 10. Рату Луке Накуланикоро, Рокотуи Надрога; 11. Рату Саируси Дула Рокотуи Кадаву; 12. Рату Тимочи Таванавануа, Рокотуи Рева; 13. Ро Матанитобуа, Рокотуи Намоси.. Пропали провинция Рокотуи Какаудрове, Рату Хосефа Лалабалаву и провинция Рокотуи Лау, Роко Эрони Логанимоче. Первоначально Тайлеву и Найтаси считались за одну провинцию с Рату Эпели Наилатикау в роли Роко Туи. В 1882 году провинция была разделена на части с Рату Пени Таноа в роли Рокотуи Найтасири. В 1877 году провинция Серуа была выделена из провинции Рева под «Були-Роко» Рату Кинеджоджи Гагабоколой.Первый реальный губернатор Фиджи сэр Артур Гордон, установивший колониальное правление с 1875 по 1878 год, создал 12 провинций во главе с Роко Туи и две Горные провинции Вити-Леву-Коло Восток и Коло-Запад защищены уполномоченными соответствующими губернаторами. В 1893 году из этих двух провинций Коло и из отрицательной Ра, Ба и группы Ясава было создано другое Комиссарство, Коло Норт.
Согласно Адольфу Брюстеру (см. Большой палец Джоске ), комиссар Коло Восток 1884–90 и разработанные Артуром Капеллом, генеалогии холма племена, как правило, восходят к одиннадцати или двенадцатим со времени его исследования. Бэзил Томсон и Брюстер работали по тридцать лет на поколение. Таким образом, в каждом случае основатель, кажется, жил примерно в 1600 году нашей эры.
Клан Таукеи ни Валуву ведет свою родословную от Роковая, который основал свою линию токатока Натабутале в Накамаруси около 1600 лет нашей эры. Родословная Роковая через его отца, верховного вождя Навунидакуа, восходит к Робоноваи, сыну с мистическими способностями Ранади ни Намасия, дочери Туи Налава в Ра. Фольклор клана рассказывает, что Роковай, который был дерзким и дерзким младшим сыном в семье вождя, был вынужден бежать из семьи, поскольку его во главе с Наякакуру замышляли заговор, навредить. Молодой вождь бежал вместе с преданными ему членами клана бати, саутурага, матанивануа и бете. Их потомки до сих пор проживают с Таукеи ни Валуву в Наирукуруку и его старшей крепости, сестре, деревне Таулеву. В Таукеи ни Валуву в качестве главы Явуса Сико входят матакали: Сико Натабутале (Наирукуруку), Сико Навунисалусалу из деревни Таулеву (район Матайлобау), Сико Навунидакуа из Накара (район Вайма) и Сико-Короковат (деревня Ваима).
Меке Веси - Танец с копьем, Накоровату, Матайлобау 1881.. Группа воинов матилобау в традиционной одежде с черными угольными лицами в три ряда, хватающихся за свои копья и наклоняющихся вперед на своих боевых дубинах. Большинство из них носит тюрбан, как головные уборы. Позади них видны покрытые соломой деревенские постройки и две группы людей, сидящих и наблюдающих издали в Накоровату, Матайлобау, 1881 год.Старшими братьями Роковая были Наякакуру, Росаутурага и Ровакакодровай. Жена Роковая Корорава была из клана Вунимоли из деревни Вайдрасия. У Роковая было пять сыновей: Рокотокалау, Рорайруку, Ротабувайвай, Рочагинидавета (без проблем) и Иранакарикау. Легенда клана также повествует, что манна Роковая проработка, когда огонь сжег только соломенную крышу его большого бюра, не разрушив его деревянную структуру. Яву предков-основателей Кланов, таким образом, получил название Накамаруси или «обожженная соломенная крыша». Знаменитая писательница Констанс Гордон-Камминг представил Накамаруси во время посещения деревенской крепости 27 декабря 1875 года: «Деревня Накамероси [sic] вызвала у меня особое восхищение. Она расположена на крутом берегу, и смотрит прямо вдоль широкого течения реки к красивой гряде. "
Движение клана прослеживается от Навунидакуа (район Вайма) до Накамаруси, а затем на холмах: Таулеву, Улира и Навулеле соответственно, и, наконец, представить Наирукуруку. У старшего сына Роковая, Иранакарикау, было три сына: Иранабобо Иранабобо У меня было четверо сыновей: Рораиова, Ровукаго Найтеге и Рокорайнима. Его дяди (тамана лада) Ровукаго и его старших братьев, Рату Манаса, Радиби получил титул в связи с этой смертью, Рора смертью полномочия главы клана в начале 1859 года. и Робале в 1862 году.
Навулеле и Улира были городскими укреплениями и дохристианскими деревнями Таукеи ни Валуву, расположенными всего в километре прямо к западу от нынешнего Наирукуруку через реку Вайнимала. Из этих двух стратегических мест влияние и сила клана проецировались в центральные районы племен Ваймаро и Навитилеву на востоке Вити-Леву. Обе эти корони валу (военные деревни) были сильно укреплены и окружены окаймленными сухими рвами для защиты от мародерства и враждующих горных племен. Укрепленная деревня другого клана Сико недалеко от Наирукуруку в Таулеву, где построено яву (фундамент буре) Натабутале, смотрит на восток, в центральные районы Вайнибука и Верата.
Клан вождей переместился из своего холмистого укрепления на равнину реки Наирукуруку после обращения в христианство преподобным Фредериком Лангхэмом, возглавлявшим рату Мели Даветанивалу в Наволеле 14 сентября 1862 года. Как рассказал преподобный Дин, два налава вожди, Согонаиви и Накари, которые сопровождали преподобного Лангхама, сыграли роль в обращении Рату Мели, Таукеи ни Валуву, в христианство. Переезд из Навулеле в нынешнюю впечатляющую долину реки Наирукуруку был возможен только в постхристианские времена после того, как воинственные окружающие племена, избегающие христианства и колониального вторжения, были покорены и обращены в веру.
Таукеи ни Валуву, Рораиова, сын Иранабобо I, в его племенных войнах, известных как «Валу ни Лулу», приписывают распространение власти и влияния клана по всему Востоку Толо, вплоть до деревни Ватусекиясава на севере побережье Вити-Леву, включая союз с туи Буа на Вануа-Леву. Истоки этого традиционного союза с Туи Буа можно проследить до мифологического рассказа о Туи Улуибуа и Ро Намасиа на марама Табусига, дочери Туи Налава в Ра. По-видимому, она, выпив таинственную воду из водопада, родила Робоновая - великого предка Таукеи Ни Валуву. Сын Рорайовой, Рорадиби, умел обращаться с огнестрельным оружием, что было заметным преимуществом по сравнению с традиционным ручным оружием в этих межплеменных столкновениях.
Посредством миграционных перемещений племен и брачных связей наиболее известные древние горные племена, такие как Явуса: Насаутока, Навитилеву, Бурениту, Ноэмалу, Наватусила, Таладрау, Ваймаро, Набубуко, Набукебуке, Накобичибичи, Дрекети и Рара Вуна традиционно кровно связаны с Явуса Сико из Таукеи ни Валуву. Следовательно, дохристианские имена известных Вунивалу, таких как Ровукаго из племени Ноэмалу, Робатирату из племени Набукебуке и Рорагока из племени Солоира, были дарованы поколениям вождей Таукеи ни Валуву, известных как вака токока яча. В дохристианские дни имя вождя было священным, а в последующих поколениях его именем даровали только близкого кровного родственника.
Деревня Наирукуруку, дом Таукеи ни Валуву в округе из Матайлобау, был заселен примерно в 1872 году. В этом году вспыхнули столкновение между обращенными племенами матилобау и племенами теворо Ломаи Коло, что произошло к перемещению из Наволеле.
«Наирукуруку» в переводе означает «вход», вероятно, из-за своего стратегического положения в высокогорье по реке и по суше. Более того, проникновение и распространение христианства на восточном нагорье Вити-Леву из этой деревни хорошо задокументировано. После обращения Какобау в христианстве в апреле 1854 года в том же году был подход к Таукеи Вайбуребуре, Иранабобо, посредством отношений с Туи Налава от имени Какобау, чтобы вождь Коло принял христианство. Этот подход или карасала записан в истории Матайлобау. Второй подход к Лоту был сделан в декабре 1859 года преподобным Лангхэмом через традиционные связи Таукеи Вайбуребуре с Вирией, Ломаивуна с Рорайовой, сыном Иранабобо. 14 сентября 1860 года Рораиова начал свою кампанию «Валуни Лулу» или христианскую кампанию за горных племен с посланниками, отправленными в районы Ноэмалу, Солойра, Надрау и Нагонениколо. Рорайова и три его сына (Рату Манаса Даветанивалу - его старший сын, Рату Вайсеа Радиби и Рату Алипате Баледрокадрока) погибли в этих перестрелках в христианство в 1860–1862 годах. Брат Рорайовы, Ровукаго, заменил его в качестве главы клана Сико, но также был убит в этих христианских столкновениях в начале 1862 года. Ровукаго был заменен четвертым сыном Рорайовы Рату Мели Даветанивалу, который 14 сентября 1862 года официально принял одежду для лоту третьего после подхода преподобного Лангхама. племени сико натабутале.
Противоречащее толкование слова «рукаруку» взято из местного религиозного культа нагов и культа прошлых церемоний. Культ Висины соответствовал культу Баала, а Рукуруку - Ашторет, древних божеств, олицетворяющих творческие и производительные силы природы - например, рука (женский род) и сина (родная трава копья) - мужской символ. Таким образом, имя Наирукуруку имеет отношение и значение кланов, творящих тотемные символы по отношению к женскому плодородию.
Тотемное растение и животное в основном клана, Вико - местная копьевная трава и Во лоа - черная грязевая рыба - живые языческие символы мужественности и класса воинов племен. Традиционно Явуса являются защитниками женских тотемных племен, представляющих плодородие, таких как клан Ваймаро с восточного нагорья. Об этом свидетельствует заветная женская статуэтка Радиниваймаро из клана Сико Натабутале в деревне Таулеву.
Акт передачи полномочий коммодор Г. Дж. Гуденаф и преподобный Фредерик Лангхэм также использовали Наирукуруку 21–22 января 1874 года, который в то время был наиболее христианизированной деревней в верховья реки Вайнимала Восточного Коло. Наирукуруку Гуденаф делает прокламацию, запрещающую белым поселенцам использование фиджийцев, особенно воинственных «Кай Колос», в качестве рабского труда на плантациях. Согласно истории клана Сико Натабутале, Рату Вилиаме Батирату, представлявший своего старшего брата Таукеи ни Валуву, был немощным Рату Мели Даветанивалу, входил в Вунивалу Бау, свиту Рату Серу Чакобау Левуке Овалау для передачи 10 октября 1874 г. Как деревня, верная новая религии христианства, Наирукуру была потенциальной мишенью для нападения со стороны соседей-нехристиан, сопротивляющихся вмешательству Какобау в их дела. Наирукуруку известен как на Бау ни Коло или «Бау (остров) высокогорья» из-за того, что он стал центром политической власти. Он стал колл-центр для всех колониальных посетителей восточного нагорья Вити-Леву.
Констанс Фредерика Гордон-Камминг (1837–1924).Первые европейские женщины, посетившие Наирукуруку, да и горные районы были писателями Констанс Гордон-Камминг и жена преподобного Фредрика Лэнгхэма Энн Элизабет, которые сопровождали министра в деревню христианского анклава, где они провели Рождество в 1875 году. Г-жа Гордон-Камминг размышляла: «Действительно, первые представители расы. кого они видели! "Во время своего трехдневного рождественского пребывания в Наирукуруку она также заплела в своих анналах массовую христианскую свадебную церемонию, массовые экзамены в местной школе и туземную жизнь в целом, которая вступает в контакт с западной цивилизацией. Наирукуруку и ее живописные окрестности наирукуруку". Рождество 1875 года, является редким изображением восточного высокогорного пейзажа Вити-Леву.
Таукей ни Валуву и холм, на котором он изображен, являются воинами (bati balavu) прежде всего древнего. племенного государства Верата, а также доколониальных государств Ваймаро, Намоси и Бау. В дополнение к клану Туи Каба Бау, вануа Набены называют «Вейтабани» или имеют общие предков С этими доколониальными государствами у Taukei ni Waluvu также есть традиционные отношения вейбатики, которые сохранились до сих пор. люстрает статус воина племени. Бэйл дрокадрока на фиджийском буквально означает «падать, пока еще зеленый». Это также метафорическое выражение, означающее «умереть молодым». На самом деле это подчеркивает ценность молодого воина, павшего в битве; Следовательно, это имя принадлежит кланам воинов. Падший воин мог быть известен под другим именем, потому что он умер молодым, словесная фраза bale drokadroka превозносит его величайший воинский подвиг - погибнуть в битве за дело своего племени.
Как записано, Рораиова был известен тем, что распространял власть клана посредством своих схваток с другими горными племенами. Он был вождем воинов, который умер молодым и превозносится в истории Taukei ni Waluvu. Чтобы воздать должное и почтить Рораеву, его сыну из Таулеву, который позже взял на себя руководство кланом, было присвоено имя Баледрокадрока в память о его павшем отце.
Артур Морис Хокарт известный антрополог с 1909 по 1914 год занимался полем. исследование родственных отношений в высокогорье Коло Ист и Коло Вест. Он изучал семейные отношения вождя Наирукуруку и Таукеи ни Валуву, Рату Алипате Баледрокадрока и соседнего вождя Накоросуле Туи Ваймаро и опубликовал то, что сегодня известно как Принцип альтернативных поколений, например отношения Тако-Лаво горных племен Вити. Леву.
Др. Шон Слоан из JCU - один из последних ученых, в своем тематическом исследовании деревни Наирукуруку исследует взаимосвязь между ощущениями нехваткой земли, общими силами за равенство и преобразование прав владения в популярных фиджийских деревнях. Практический пример доктора Слоана представляет собой жизненно важное современное исследование нео-проблем общинных земель, которые неизбежно вынуждают многие деревни искать городскую жизнь.
В ноябре 1979 года антрополог доктор Джеймс У. Тернер провел 17-месячное полевое исследование Фиджийские обычаи и традиции в деревне Наирукуруку. Он опубликовал свои наблюдения в академических журналах под названием: «Настоящая еда и первые плоды: ритуалы роста на Фиджи», 1984 г., «Владельцы пути: категории когнатического родства в Матилобау, Фиджи», 1986 г., «Грехи: отца ранг». и наследование в фиджийском вожде », 1986,« Живая вода: ритуал кавы и логика жертвоприношения », 1986,« Благословение отдавать и получать: церемониальный обмен на Фиджи », 1987,« Чувство места: локус и Идентичность в Матилобау, Фиджи », 1988 и «Ритуалы, привычки и иерархия на Фиджи», 1992.
В «Ритуалах, привычках и иерархии на Фиджи» Тернер изучал иерархическую систему Фиджи в Наирукуруку через социальное взаимодействие. где ритуал якона явно вовлечен в воспроизводство иерархии, укрепляющей статус клана.
В Таукей ни Валуву есть современная церемония якона или меке ни якона в турага, проводимая только для VIP-персон. Стихи взаимозаменяемы, чтобы подходить человеку, в честь которого проводится ритуальная церемония. Такая меке ни якона вака турага была исполнена для премьер-министра - достопочтенного Лайсения Карасе, открывшего больницу Вунидава 19 июня 2002 года. Меке ни якона вакатурага сочинил и поставил Даунивуку Рокосука из деревни Таулеву Матайлобау.
Одна из наиболее отчетливо зафиксированных осадочного христианского обращения в Чакобау произошла в Насоровакавалу. И Рату Какобау, и Рату Мелиовали в Накоровату для финального штурма языковой цитадели за рекой Вайнимала. Проникнув программой христианизации своего правительства, Какобау возглавил 1500 воинов Матилобау, Налото, Ломаивити, Сува, Сабето Нади и даже студентов Методистской Учебной школы Навулоа Бау, чтобы осадить это место. последний языческий городище в горах. В мае 1873 года крепость была окончательно сдана после нескольких месяцев осадной войны. Брюстер вспоминает: «Геральды были посланы с нитями китовых зубов, чтобы соро или просить его величества прощения и смиренно просить мира». Какобау принял предложение, так как считал, что его армия сделала достаточно для чести и славы. В местном аккаунте Матайлобау говорится, что Рату Какобау приказал своим мушкетерам сесть на деревья с винтовками Снайдера, чтобы стрелять залпами одновременно в поддержку последней восьмой атаки. В честь этой победы буре, построенной для Рату Какобау в Накоровату, было дано имя Яву Накаякая (как я и приказал).
После этой успешной осады, в мае 1873 года, христианские силы Какобау из Накоровату Матайлобау, в которые входили силы Таукей ни Валуву, начали кампанию христианизации или Валуни Лоту через нагорье Вити-Леву.
Рату Вилиаме Батирату, вице-губернатор Коло в правительстве Какобау, а затем Були Матайлобау, со своей племенной армией сыграл вспомогательную роль в кампании по умиротворению Вайнимала майора Джеймса Хардинга Муайра, Нойалу и Нагонениколо в 1874 году. Воюющие племена Ломаи Коло под предводительством Вунивалу из Ноэмалу, Ровукаго, оказали безупречное сопротивление, но в конце концов были побеждены хорошо обученными солдатами. Затем племена ломаи-коло потребовали мира. Рату Вилиаме должен был играть видную роль в управлении восточной провинции Коло в качестве ведущего були или «Турага Леву» (Великий вождь) с 1874 года и ушел с государственной службы в 1896 году, хотя оставался в ведомости до 1908 года.
Эпидемия кори 1875 года вызвала у горных племен подозрение в заговоре с иностранцами, учитывая, что они все еще придерживались старых местных верований и обычаев. Это событие можно назвать второй главой в столкновении культур между традиционными верованиями Фиджи и западными контактами. Мир наступил, когда 28 октября 1876 года губернатор сэр Артур Гамильтон-Гордон, 1-й барон Стэнмор издал прокламацию о помиловании всех воинственных горных племен, завершив третью главу столкновения культур - одну из племен. против колониального правления в высокогорьях Вити-Леву.
В качестве символического знака сюзеренитета Батирату, корзины земли из районов, которыми он правил в качестве губернатора Коло до уступки, от Наилеги на реке Вайнибука до Нагона- ни-коло на реке Вайнимала, были привезены, чтобы сформировать фундамент его большого бура Вуравура в Накоровату.
Когда кампания Вайнимала 1874 года и «маленькая война» 1876 года в центре Вити-Леву были завершены, сэр Артур Гордон подумал, что недавно покоренные горные племена были тогда едва ли соответствовали жесткости британского права. Поэтому он потребовал принятия в Законодательном совете колонии постановления, предусматривающего юрисдикцию "недавно нарушенных районов Вити-Леву ", как сказано в преамбуле.
В административных целях недавно нарушенные районы были разделены на две провинции - Коло Вест и Коло Восток. Коло Север был позже выделен из этих двух холмистых провинций и провинций Ра, Ба и Ясава в 1893 году. Коло Восток состоял из районов Наилега, Насаутока, Луту, Вайма, Матайлобау, Солойра, Надаравакавалу, Муайра, Нагонениколо, Ноэмалу и позже Набубуко. Наирукуруку - ведущая деревня в районе Матилобау. Рату Вилиаме Батирату - первый Були Матилобау решил назвать свой район Матайлобау в знак признания клана, который дал приют Роковай - предку-основателю клана Сико Натабутале, который бежал из родовой деревни Навунидакуа.
Карта провинций Коло, Вити-Леву, Фиджи. Масштаб: 1: 517625В 1945 году в связи с административной реструктуризацией коренных жителей, инициированной Рату Сир Лала Сукуна, Восточная провинция Коло с девятью тикинами, включая Матаилобау и правительственный пост Вунидава, была объединена в Найтасири провинция. Две тикины Вайнибука в Коло Ист-Найлега и Насаутока были отдельно присоединены к провинции Тайлеву. После слияния провинций были созданы пять округов или тикин: Найтасири, Матилобау, Ваймаро Вайнимала и Ломаивуна. Рату Исикели Роракока, старший внук Рату Вилиаме Робатирату, с 1945 по 1962 год стал Турага Були Матайлобау, который базировался в деревне Накоровату, Вунидава. Единственное напоминание о холмистой провинции Коло-Ист в Вунидаве сегодня - это выдающийся каменный памятник ее прославленному сыну и доктору Рату Темезия Робоноваи Таукеи ни Валуву (1866–1937) на вершине холма правительственной станции.
Экспедиция Джеррарда Ансделла 1881 года на Восток Коло через реки Вайнимала и Вайнибука наиболее раскрывает все аспекты жизни в горной провинции, поскольку было сделано много фотографий, которые сегодня хранятся в Библиотеке Александра Тернбулла в Новой Зеландии. 88>
Обращение в христианство и верность гегемонии Бауана пришлось заплатить Рату Мели Даветанивалу II и его клану. Преподобный Уоллес Дин в книге «Странные приключения китового зуба» подробно описываются стычки племен Таукеи ни Валуву с 1862 по 1874 годы. Среди воинственных языческих горных племен Таукеи ни Валуву и его воины оказали большое влияние на распространение христианства и британского колониализма на холмах главного острова Вити-Леву.
Согласно методистской истории, преподобный Томас Бейкер в своем судьбоносном путешествии по распространению Евангелия по холмам Навоса в июле 1867 г. прошел через христианский анклав Таукеи-ни-Валуву на восточном берегу реки Вайнимала. В методистском фольклоре табу (китовый зуб), изолирующий заговор с целью устроить засаду преподобному Бейкеру, предшествовал ему на нехристианском западном берегу реки Вайнимала.
Союз, который Рату Мели заключил с Рату Серу Какобау странно сидел со своей ролью «бати» для Вераты и кровными связями с другими горными племенами. Однако это продвинуло его и его клан как ведущую организацию Востока Коло для Бауана, христианского и колониального господства. Деревня-цитадель Даветанивалу, Навулеле, а затем Наирукуруку, стала резиденцией суперинтенданта методистской церкви для подразделения Матайлобау / Вайнимала с центром мирян. Ранее подразделение Матайлобау входило в состав подразделения Бау.
Согласно преподобному Дину, некоторые из христианских учителей из прибрежных деревень, которые трудились, распространяя Евангелие среди языческих племен и принесли высших жертву за свою веру в Навулеле, были: Тайтузи из Найраи; Пита из Ревы, Рупени из Драво, Нафиталаи из Намука, Соломони из Накоройвау, Немани из Вайкете и Насони из Бурету. Преподобный Сетареки Насиливата из клана воинов - Навайта был первым методистским священником Наирукуруку с 1914 по 1945 год.
В качестве блестящей заслуги уэслианской миссионерской жизни и продвижению деревни в 1884 году Брюстер заметил
Примерно в четырех милях дальше вверх по Вайнимала от Вунидавы находился Наирукуруку, Резиденция Рату Джона, министр местного ответственного за мою провинцию. У него была небольшая подготовительная школа, где претенденты на служение проходили предварительную подготовку. Порядок и дисциплина сочетались с хорошими местными обычными, и студенты, получая образование, поддерживали себя, поддерживали себе пищу и содержали свои дома в чистоте и порядке. Когда мне надоедала жизнь на вокзале, я часто ездил в Наирукуруку и проводил там день. Иногда, когда ко мне приходили военно-морские офицеры и другие люди, я водил их туда, чтобы послушать, как хор студентов по гимны Муди и Санки. Мы привыкли кататься и возвращаться по воде, чтобы развлечься путешествием на каноэ, стрельбой по порогам и ловлей уток. Жена Рату Йона была превосходным поваром и обычно угощала своих гостей пикантными блюдами из курицы, тушенной с ямсом и луком-шалотом.
Преподобный Рату Йона Улуинацева из Кадаву был местным пастором округа Матайлобау с 1881 по 1893 год. Ему предшествовал преподобный Тайто. Раулуни (1876–1881) и преподобный Русиат Вунивалу (? -1875). Преподобного Йона Улуиначева сменили преподобные: Насони Туисину (1894–1903), преподобный Пита Туидела (1903–06) и преподобный Филимоне Ваканивитакави (1906–?) Соответственно. Доктор Рату Темезия Робоноваи (1866–1937), который был одним из первых практикующих врачей Фиджи в 1888 году, доктор Рату Джоне Рорайова (1904–34) и доктор Рату Вайсеа Радиби (1901–1937), были выпускниками подготовительной школы Наирукуруку. 1932 годы).).
В 1885 году, когда на Фиджи отмечалась пятидесятая годовщина методизма, видный контингент австралийских методистов посетил Наирукуруку, чтобы своими глазами увидеть распространение христианства в высокогорьях Фиджи. В дополнение к церковным праздникам, Таукеи ни Валуву и Були Матайлобау Рату Вилиаме Батирату познакомили их с представлением местных танцев и знакомством с племенной культурой горцев.
В 1900-х годах на прилегающих равнинах реки Наирукуруку выращивали бананы в качестве основной товарной культуры. Деревенские фермеры, выращивающие бананы, стали предоставлять его загадочного основателя Аполози Рантье к коммерческому предприятию экспертов пореки воле колониальных администраторов. Ранавай основал свою компанию в Накоровату, Матайлобау, где в 1912 году плотником он строил церковь. Рату Эсира Ровукаго V (1870–1934) из Наирукуруку был секретарем Вити Кабани в Восточном Коло на пике своей собственной с 1913 по 1917 год. С упадком банановой индустрии многие сельские жители ищут работу на золотых приисках Ватукула и туристическая индустрия западной Вити-Леву. Сегодня натуральное земледелие является основным источником дохода в деревне, поскольку многие семьи уехали жить в города.
Доктор Пол Джерати из Университета южной части Тихого океана в своем полевом исследовании собрал и перевел на английский язык мифологические истории происхождения определенных племен из частей Фиджи. Среди своих работ доктор Джерати, проследивший происхождение фиджийских племен, тщательно записал и перевел историю «Великой засухи на западе Вити-Леву». История запечатлела рождение великого предка таукеи ни валуву - Робоноваи. Он был сыном Ранади ни Намасия, дочери Туи Налавы.
В качестве главы района Матайлобау, Таукеи ни Валуву, Рату, сменивший своего двоюродного брата Рату (1933–2005), был традиционно назначен 22 марта 2008 года. Он пенсионер в аэропорту. персонал и сидел на Великом совете вождей Фиджи, когда он действовал. Он бывший представитель Фиджи по регби в туре 1964 года по Великобритании и Франции. Рату Алипате был пионером фиджийского ученого в недавно созданной средней школе братьев марист в Суве в 1949 году. Он был одним из первых фиджийских учеников, которые поступили в Кембриджские экзамены для старших классов в 1952 году, вслед за своим отцом доктором Рату Джоне Райовой. (1904–1933) поступил из Маристского колледжа Святого Иоанна в Кавачи на острове Овалау в 1922 году в Центральную медицинскую школу в Суве. Рату Мели скончался 7 октября 2009 года после непродолжительной болезни. Ему наследовал его брат Рату Джесе Ромокидава, который в настоящее время возглавляет клан.
Рату Алипате, студент MBHS, 1949 год.. Таукеи ни Валуву (1997–2005), ученик III класса средней школы братьев Марист, Сува, 1949. Рату Алипате на собрании провинциального совета Найтасири, Навусо, 2000, где Впервые была сформирована политическая партия Naitasiri SDL. Он также был основателем клуба регби Святого Иоанна Кавачи в 1964 году, а затем клуба регби Святого Иоанна Мариста в Суве в 1969 году.Основные домохозяйства: Накамаруси, Вуравура, Дакуи, Наволеле, Надавадамана, Насиривату, Навакабатияву, Накунадакуи Накагабули выбирает обладателя титула, который обычно является самым старым мужчиной в клане Сико Натабутале из деревни Наирукуруку. Выбор руководства через эту исключительную традиционную систему находится под давлением из-за изменений в деревенской жизни и культуре, вызванных современностью. Сегодняшние коллективные поиски развития и надлежащего управления требуют от лидеров лучшего образования и высокой порядочности.
(в порядке наследования)
Вунивалу Таукеи Вайбуребуре
Вунивалу Вунидуба
Вунивалу Таукеи ни Валуву