Систематическое изобретательское мышление

редактировать

Систематическое изобретательное мышление (SIT) - это метод мышления, разработанный в Израиле в середине 1990-х годов. Производная от Genrich Альтшуллер «s ТРИЗ инженерной дисциплины, SIT практического подход к творчеству, инновации и решению поставленных задач, которая стала хорошо известно методологией для инноваций. В основе метода SIT лежит одна ключевая идея, заимствованная из ТРИЗ Генриха Альтшуллера, также известная как Теория решения изобретательских задач (TIPS): изобретательские решения имеют общие шаблоны. Сосредоточение внимания не на том, что отличает инновационные решения, а на том, что у них общего, - это основа подхода SIT.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История методологии SIT
    • 1.1 Обзор - дебаты о творчестве
    • 1.2 Наследие ТРИЗ
    • 1.3 От ТРИЗ к СИТ
  • 2 Пять инструментов мышления
    • 2.1 1. Вычитание
    • 2.2 2. Умножение
    • 2.3 3. Дивизион
    • 2.4 4. Унификация задач
    • 2.5 5. Зависимость атрибутов
  • 3 Принципы
    • 3.1 Закрытый мир - мышление изнутри
    • 3.2 Качественное изменение
    • 3.3 Функция следует форме
    • 3.4 Функция следует форме
    • 3.5 Путь наибольшего сопротивления
    • 3.6 Когнитивная неподвижность
      • 3.6.1 Функциональная неподвижность
      • 3.6.2 Структурная неподвижность
    • 3.7 Рядом далеко сладкое
  • 4 Шаблонный подход к разработке нового продукта
  • 5 SIT в университетах и ​​бизнес-школах
  • 6 Ссылки
История методологии SIT

Обзор - дебаты о творчестве

SIT занимается двумя основными областями творчества: создание новых идей и решение проблем. В 1970-х годах исследователи из области когнитивной психологии установили количественный критерий для измерения творческих способностей: творческий человек был определен как человек с большим потоком идей. Высокий процент идей в единицу времени считался показателем творчества. Этот подход привел к созданию ряда методов развития творческих способностей, основанных на предположении, что количественное увеличение количества идей обязательно приведет к качественному улучшению. К этому подходу можно отнести такие широко известные методы, как мозговой штурм, синектика, случайная стимуляция и нестандартное мышление (отождествляемые с Эдвардом де Боно ). Более поздние исследования показывают появление иного подхода. Эти исследования показывают, что основная трудность, с которой сталкиваются специалисты по решению проблем, заключается не в генерировании большого количества идей, а в придумывании оригинальных. Прежняя параллель между количеством и качеством, похоже, больше не верна. Было обнаружено, что большой поток идей не обязательно ведет к созданию оригинальных, и, кроме того, само занятие обычными идеями может фактически препятствовать творчеству и новаторскому мышлению. Эти открытия побудили к новому подходу, который утверждает, что оригинальные и интересные результаты проистекают из организованного мышления и структурированных процессов, а не случайного генерирования идей. Одна из характеристик организованного мышления - состояние «слабых раздражителей», не обремененное большим количеством идей. В этом подходе оригинальность заменяет количество как доминирующий критерий. Этот организованный или структурированный подход к генерации идей является отправной точкой для систематического изобретательского мышления.

Наследие ТРИЗ

SIT является потомком работы Генриха Альтшуллера, российского инженера, который проанализировал более 200 000 патентов, чтобы определить 40 общих изобретательских принципов его уникальной формулы, названной ТРИЗ. Главное открытие Альтшуллера заключалось в том, что творческие решения включают устранение конфликта в проблемном состоянии. Конфликт - это состояние, при котором один параметр должен быть изменен, чтобы получить некоторую выгоду, но изменение этого параметра вызывает ухудшение другого важного параметра. Плановые техническое проектирование имеет дело с этой ситуацией с помощью функции поиска для «наилучшего» компромисс, компромисс, который в максимальной степени полезности и сводит к минимуму негативное влияние конфигурации конкретной дисперсии имеющихся входных параметров.

Альтшуллер обнаружил, что инженерные конфликты можно индексировать в соответствии с типом задействованных параметров (изначально были определены 39 общих инженерных параметров).

Изучение многочисленных изобретений позволило назначить каждому конфликту набор возможных подсказок или стратегий о том, как подойти к решению проблемы. Используются подсказки трех типов: принципы, стандарты и физические эффекты. Есть 40 принципов; каждый помогает с определением высокоуровневых стратегий решения проблемы. Существует 70 стандартов, которые представляют собой более разработанные идеи, основанные на коллективных прошлых решениях. В базе знаний содержится около 400 физических эффектов, варьирующихся по физическим, химическим и геометрическим аспектам, индексированных в соответствии с функциями, которые может выполнять каждый эффект.

В 1970-х годах один из учеников Альтшуллера, Гинади Филковски, иммигрировал в Израиль и поступил в Открытый университет в Тель-Авиве. Он начал преподавать ТРИЗ и адаптировать ее к потребностям как израильских, так и международных высокотехнологичных компаний. В этом исследовании принимали участие ряд ключевых ученых.

Два доктора философии. студенты, Якоб Гольденберг и Рони Горовиц, присоединились к Филковски, сосредоточив свои исследования на разработке и упрощении методологии. Их работа легла в основу существующего сегодня метода SIT. И ТРИЗ, и СИТ разделяют основное предположение - что можно изучать существующие творческие идеи в какой-либо области, определять общие логические шаблоны в этих идеях, преобразовывать шаблоны в набор инструментов мышления, а затем применять эти инструменты мышления для генерации новых творческих идей. Несмотря на общие черты, СИТ сильно отличается от ТРИЗ по нескольким важным аспектам, главным образом, из-за ее практического применения.

От ТРИЗ к СИТ

Переход от ТРИЗ к SIT был мотивирован желанием создать метод, который легче усвоить и усвоить (достигается за счет меньшего количества правил и инструментов), более универсальный в применении (достигается за счет исключения инженерных инструментов) и более жесткий в применении. удержание лица, решающего проблемы, в реальных изобретательских рамках (принцип закрытого мира). ТРИЗ также способствует использованию имеющихся ресурсов для решения проблемы. Но в отличие от SIT, этот принцип разбросан по методу. Его можно найти в принципе идеального конечного результата («лучшая система - это когда системы нет» - Альтшуллер). Разница между ТРИЗ и СИТ в этом отношении заключается в том, что в СИТ наиболее важным принципом является состояние Закрытого Мира. Это особенно применимо, когда шаблонный подход применяется к решению проблем. Первый шаг в использовании SIT для решения проблем - это определение проблемного мира. После определения решатель проблем знает, что все строительные блоки решения находятся прямо перед ними и что решение просто требует реорганизации существующих объектов. Это делает метод более целеустремленным и мощным. Кроме того, он превращает любую реальную проблему в забавную головоломку.

Пять инструментов мышления

1. Вычитание

Удалите из продукта важный компонент и найдите применение новому предполагаемому расположению существующих компонентов. Это абстрактное устройство известно как «виртуальный продукт».

2. Умножение

Добавьте к продукту компонент того же типа, что и существующий компонент. Добавленный компонент нужно как-то изменить. Два ключевых слова для этого инструмента: 1) больше и 2) разные. Они представляют собой два этапа применения инструмента: 1) добавление дополнительных копий того, что существует в продукте, и 2) изменение этих копий в соответствии с некоторым параметром.

3. Отдел

Разделите продукт и / или его компоненты и переставьте их, чтобы сформировать новый продукт. Использование этого инструмента требует рассмотрения различных структур либо на уровне продукта / услуги в целом, либо на уровне отдельного компонента. Разделение продукта на множество частей дает возможность реконструировать его множеством новых способов - это увеличивает нашу степень свободы для работы с ситуацией.

4. Унификация задач

Назначьте новую и дополнительную задачу существующему ресурсу. Менее богатые культуры с большей вероятностью примут мышление объединения задач. Например, бедуины используют верблюдов для множества различных задач: транспортировка, валюта, молоко, шкуры для палаток, тень, защита от ветра, сжигание фекалий в качестве топлива. Более богатые общества склонны отказываться от ресурсов.

5. Зависимость от атрибутов

Создание и устранение зависимостей между переменными продукта. Зависимость атрибутов работает с переменными, а не с компонентами. Переменные легко идентифицировать как характеристики, которые могут изменяться в продукте или компоненте (например, цвет, размер, материал).

Принципы

Закрытый мир - мышление внутри коробки

Условия замкнутого мира имеют решающее значение для методологии SIT. Первый шаг в использовании SIT - определение проблемного мира. После определения решатель проблем знает, что все строительные блоки решения находятся прямо перед ним и что решение просто требует реорганизации существующих объектов. Это делает метод более целеустремленным и мощным. Также он может превратить любую реальную проблему в забавную головоломку. Условие замкнутого мира связано с сходством между проблемным миром и миром решений. Условие предусматривает, что при разработке нового продукта - или при решении проблемы - нужно использовать только элементы, уже существующие в продукте / проблеме или в ближайшем окружении. Это условие заставляет нас полагаться на ресурсы, уже имеющиеся в нашем распоряжении, а не «импортировать» новые внешние ресурсы для решения. Состояние замкнутого мира часто вызывает сопротивление, поскольку противоречит некоторым наиболее распространенным интуитивным представлениям о творческом мышлении, особенно широко распространенному понятию «нестандартное мышление». Суть идеи «нестандартного мышления» заключается в том, что для создания новых и отличных от других идей вам необходимо каким-то образом выйти за рамки нормального мышления во вселенную, расположенную за пределами метафорических рамок. Состояние замкнутого мира, напротив, заставляет мыслителя искать творческое решение, сильно ограничивая пространство возможностей. Поскольку объем возможностей искусственно ограничен, нет другого выбора, кроме как пересмотреть отношения между элементами, обнаруженными внутри проблемы, и обратить на них более пристальное внимание: их расположение в пространстве и времени; возложенные на них функции и их необходимость. Таким образом, условие замкнутого мира ставит нас на путь столкновения с нашей фиксированностью, позволяя нам находить решения, которые одновременно являются новаторскими (отличными от обычных) и простыми (поскольку основаны на существующих и известных элементах).

Качественное изменение

Принцип качественных изменений гласит, что решения могут быть найдены там, где основной элемент проблемы или переменная в существующей ситуации либо полностью устранены, либо даже обращены вспять. Другими словами, проблемный элемент ситуации нейтрализуется, поэтому он больше не является препятствием. Также может случиться так, что проблемный элемент становится ключевым положительным фактором; ситуация «обратная», и недостаток трансформируется в преимущество.

Функция следует форме

См. Также: форма следует за функцией

Термин, придуманный Рональдом Финке, «функция следует за формой» часто считается «обратным» процессом, поскольку отправной точкой для обдумывания новых идей является существующая ресурсная база, а не конкретные потребности, которые были определены на рынке. Однако эти потребности никогда не игнорируются - они просто вводятся на более позднем этапе. Процесс начинается с существующего продукта (или услуги), продолжается систематическим манипулированием им для создания того, что SIT называет «виртуальным продуктом» (это форма), и только затем проверяется, удовлетворяет ли он существующие или потенциальные потребности клиентов (функция). Принцип «функция следует за формой» применяется в качестве всеобъемлющей основы для сосредоточения мыслительных инструментов прикладной SIT.

Функция следует форме

Функция следует форме - это принцип, связанный с классической архитектурой, который также используется в правительственных зданиях. Концепция этого принципа означает дизайн, созданный по форме, но не учитывающий его функцию на начальном этапе архитектурного проектирования.

Путь наибольшего сопротивления

См. Также: [[: [1] путь наибольшего сопротивления]]

В природе вода, стекающая с горы, всегда будет идти по пути наименьшего сопротивления - по самому простому маршруту. В мышлении наш разум также склонен выбирать путь наименьшего сопротивления - те пути, которые нам наиболее знакомы. Поступая так, трудно прийти к новым для нас или наших конкурентов идеям. SIT поощряет подход к нелогичному пути - пути наибольшего сопротивления.

Когнитивная неподвижность

Когнитивная фиксация - это состояние ума, при котором объект или ситуация воспринимаются одним определенным образом, исключая любую альтернативу. Есть несколько типов неподвижности, среди них:

Функциональная неподвижность

Термин, введенный социологом Карлом Дункером. Функциональная фиксированность - это тенденция приписывать определенные функции соответствующим объектам. Дункер рассматривает функциональную неподвижность как «ментальный барьер против использования объекта новым способом, который требуется для решения проблемы», как описано в его тесте когнитивных способностей, известном как проблема свечи.

Структурная неподвижность

Это тенденция рассматривать объекты как единое целое, как гештальт, из-за чего часто трудно представить, как можно реорганизовать продукт, чтобы он выглядел по-другому. Например, почему органы управления телевизором всегда должны находиться в нижней части телевизора? Не было бы легче, если бы они были на верхней части? Когда впервые появились телевизоры, регуляторами были потенциометры, сделанные из воска. Тепло, исходящее от электронно-лучевых трубок, рассеиваясь вверх, расплавило бы элементы управления, если бы они были расположены в верхней части. Поэтому их разместили на нижней части. Но с тех пор доступны новые поколения телевизоров, и все же можно найти элементы управления в нижней части. Это структурная неподвижность.

Рядом далеко сладкий

Большинство идей для новых продуктов либо не вдохновляют, либо непрактичны. Чтобы найти "золотую середину", требуется баланс, ведущий к остроумным и жизнеспособным идеям. Это понятие было выражено в статье Harvard Business Review, озаглавленной «В поисках оптимального места для инноваций». Когда мы вводим новшества, мы продвигаем свое мышление вовне, пытаясь создать что-то новое и отличное от того, что у нас есть сейчас. Но мы не хотим уходить слишком далеко. «Великая» идея должна быть осуществимой и приемлемой. Принцип NFS гарантирует, что наши идеи будут генерировать идеи, которые достаточно далеки от нашей текущей ситуации, чтобы быть интересными, но, тем не менее, достаточно близкими к нашей основной компетенции, чтобы быть осуществимыми. Процесс мышления SIT использует процедуру FFF и пять инструментов мышления для создания новых форм (виртуальных продуктов). Эти формы, если их необуздать, могут привести к «далеким» идеям. Например, состояние «закрытого мира» действует как ингибитор, следя за тем, чтобы мы не уходили слишком далеко. Эта комбинация противоположных сил заставляет нас мыслить в сладкой зоне.

Шаблонный подход к разработке нового продукта

SIT подходит к разработке новых продуктов, выявляя и применяя определенные четко определенные схемы, полученные на основе исторического анализа тенденций, связанных с продуктами, называемых шаблонами или шаблонами. Эти шаблоны могут способствовать пониманию и прогнозированию появления новых продуктов. Для изобретения новых продуктов традиционно используются методы, поощряющие генерацию большого количества идей. Представление о том, что выгода от создания большого количества идей перевешивает затраты, восходит к ранним исследованиям в этой области. Ввиду того, что этот процесс имеет тенденцию быть очень сложным и неформализованным, те, кто участвует в генерировании новых идей, могут искать способы стать более продуктивными по мере перехода от одной задачи по формированию идей к другой. Некоторым из них удается идентифицировать образцы изобретения, общие для различных контекстов, и применять их в рамках определенной категории продуктов или даже пытаться применить их к другим категориям продуктов. Люди, применяющие такую когнитивную стратегию, могут рассчитывать на получение преимущества перед другими, которые относятся к каждой задаче как к новой и не связанной с прошлыми идеями. Однако, даже если они окажутся продуктивными, шаблоны, скорее всего, будут идиосинкразическими и, довольно часто, даже не поддающимися словесному определению. Таким образом, им не хватает постоянства и обобщаемости. Наборы SIT основаны на тезисе о том, что определенные шаблоны можно идентифицировать, объективно проверять, широко применять и изучать, и что эти шаблоны, называемые шаблонами, могут служить вспомогательным инструментом, который направляет процесс формирования идей, позволяя человеку быть более продуктивным и продуктивным. сосредоточен.

Обычный процесс разработки новых продуктов начинается с определения потребностей рынка. Это делается на основе интуиции или анализа рынка, фокус-групп и т. Д. После определения потребностей начинается процесс разработки продуктов для удовлетворения этих потребностей. Этот процесс называется « форма следует за функцией», поскольку форма нового продукта является производной от функции, которую он должен выполнять. У этого процесса есть несколько недостатков:

  1. Большинству клиентов сложно думать о потребностях или товарах, которых не существует. Это особенно верно для не жизненно важных потребностей. Например: сколько клиентов думали о необходимости компактного переносного кассетного плеера с точки зрения Walkman ? Сколько клиентов задумывались о возможности использовать Интернет- общение как средство для телефонных звонков ?
  2. Чтобы найти тех клиентов, которые думают о новых потребностях / продуктах, необходимы огромные и очень дорогие исследования. Но даже если вам удастся найти этих людей, скорее всего, они не захотят бесплатно делиться своими хорошими идеями.
  3. Если потребность ясна или ее легко определить, скорее всего, по крайней мере несколько ваших конкурентов уже определили ее и находятся в процессе удовлетворения потребности.

Чтобы преодолеть эти проблемы, метод SIT предлагает начинать процесс разработки продукта с самого продукта. Применение инструментов системного мышления при анализе продукта может привести к появлению потенциальных новых продуктов или к определению новых потребностей. Преимущества этого метода следующие:

  1. Этот процесс занимает ограниченное количество часов и проводится внутри компании.
  2. Применение метода дает много новых идей и определение многих потенциальных новых потребностей.
  3. Поскольку новые продукты основаны на старых, в производстве обычно не требуется никаких серьезных изменений.

Одним из важных элементов SIT является характеристика переменных системы и среды. После определения этих переменных участников просят изучить корреляцию между ними и изучить влияние манипулирования одной или несколькими переменными продукта на потенциальное использование «нового» продукта; как такое изменение влияет на соотношение между продуктом и окружающей средой и кто может захотеть использовать такой продукт.

SIT в университетах и ​​бизнес-школах

SIT преподается во многих университетах и ​​бизнес-школах по всему миру. Методология чаще всего преподается через программы по инновациям, бизнес-администрированию, маркетингу, организационному развитию, лидерству, менеджменту.

(в алфавитном порядке)

использованная литература
Последняя правка сделана 2024-01-08 03:58:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте