Возможности стратегических воздушных перевозок ( SAC) - это многонациональная инициатива, которая предоставляет участвующим странам гарантированный доступ к военным воздушным перевозкам для удовлетворения растущих потребностей как в стратегических, так и в тактических воздушных перевозках.
SAC, созданная в 2008 году, представляет собой независимую многонациональную программу, которая обеспечивает возможность перевозки оборудования и персонала на большие расстояния в 12 стран-членов за счет владения и эксплуатации трех дальнемагистральных грузовых самолетов Boeing C-17 Globemaster III. SAC базируется на авиабазе Сил обороны Венгрии Папа в Западной Венгрии. Каждая участвующая страна владеет долей доступных летных часов самолетов SAC C-17, которые могут быть использованы для миссий по обеспечению нужд национальной обороны, обязательств НАТО, ЕС или ООН, а также усилий по оказанию гуманитарной помощи.
Венгрия играет особую роль в САС как принимающая страна. Самолеты SAC C-17 зарегистрированы и помечены в Венгрии национальными знаками различия военных самолетов.
Хотя возможности стратегических воздушных перевозок опираются на определенные структуры поддержки НАТО, они не находятся под командованием и контролем НАТО, ЕС, Партнерства ради мира, ООН или любой другой организации, к которой принадлежат члены САС. Управление возможностями стратегических воздушных перевозок организовано двумя взаимодействующими структурами: Руководящим советом SAC при поддержке Совета программы НАТО по управлению воздушными перевозками (NAM). Оперативная организация SAC, Тяжелое воздушное крыло (HAW), представляет собой многонациональную силу, которой командует полковник страны-члена.
Концепция возможностей стратегических воздушных перевозок (SAC) зародилась в штаб-квартире НАТО в середине 2006 года. Официальные лица и национальные представители НАТО предусмотрели совместное решение, которое удовлетворило бы потребность в стратегических воздушных перевозках для государств-членов, не имеющих экономических ресурсов для размещения постоянного потенциала. Первоначально эта идея называлась «Возможности стратегических воздушных перевозок НАТО» (NSAC). В октябре 2006 года к инициативе присоединилась первая страна, не входящая в НАТО, и концепция сменила название на SAC и вышла за пределы Североатлантического союза.
23 сентября 2008 года 12 стран установили возможность стратегических воздушных перевозок, подписав Меморандум о взаимопонимании SAC.
14 июля 2009 года компания Strategic Airlift Capability получила свой первый самолет C-17 с регистрационным номером SAC 01. Остальные два самолета, SAC 02 и 03, были доставлены в следующие месяцы, и сразу после этого в Папе начались операции с тяжелым авиалайнером. Авиабаза.
В ноябре 2012 года крыло тяжеловесных авиалайнеров достигло полной эксплуатационной готовности (FOC). Затем считалось, что это подразделение полностью способно выполнять миссии, включающие дозаправку в воздухе, десантирование одиночного корабля, десантирование, всепогодные операции днем или ночью в условиях низкой и средней степени опасности, ограниченные операции по воздушной и медицинской эвакуации и использование C-17 по воздуху-земле и возможности десантных миссий.
Государствами-членами являются Болгария, Эстония, Финляндия, Венгрия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Словения, Швеция и США. Большинство из них являются государствами-членами НАТО, за исключением Швеции и Финляндии, входящих в программу « Партнерство ради мира».
Распределение 3165 летных часов C-17 в год среди стран-членов SAC. Источник: возможность стратегических воздушных перевозок.Руководящим органом программы является Руководящий совет по стратегическим возможностям воздушных перевозок, поддерживаемый Советом программы управления воздушными перевозками НАТО, который состоит из представителей стран-участниц.
Руководящий совет SAC несет общую ответственность за руководство, выполнение и надзор за возможностями стратегических воздушных перевозок в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании SAC. Он формулирует требования SAC и передает их Совету программы NAM для исполнения.
Срок службы стратегических воздушных перевозок составляет не менее 30 лет, и страны-участницы обязались постоянно развивать программу и ее возможности.
Самолеты и вспомогательное оборудование, эксплуатируемые тяжеловесным авиалайнером, принадлежат SAC Nations коллективно. Управление программы управления воздушными перевозками НАТО (NAM PO), являющееся неотъемлемой частью Агентства поддержки и закупок НАТО (NSPA), занимается приобретением и обслуживанием системы вооружения SAC C-17. Он также обеспечивает поддержку сайта и администрирования HAW. Boeing, производитель C-17, отвечает за контрактное техническое обслуживание полетов; инженерно-техническая поддержка; и управление и поставка запасных частей. Самолеты C-17 и их поддержка были приобретены у Boeing в рамках программы зарубежных военных продаж (FMS) Министерства обороны США.
Первый самолет был доставлен 14 июля 2009 года. C-17 Globemasters базируются на авиабазе Папа в Венгрии.
Уникальной особенностью программы SAC является система сертификации по авиационной безопасности. Эта система, называемая Концепцией полной авиационной безопасности (CONTAS), основана на сильно адаптированной версии системы безопасности C-17 ВВС США, принципах конструкции и эксплуатации тяжелых воздушных судов, описанных Европейским агентством авиационной безопасности ( EASA), а также обязательные требования Венгерского национального транспортного управления, который является национальным органом, который регистрирует воздушные суда и сертифицирует работу HAW, а также поддержку, предоставляемую NAM PO. Эта система была принята всеми странами SAC и, как таковая, является одной из первых в мире настоящих многонациональных систем безопасности военной авиации.
Самолет HAW может удовлетворить широкий спектр потребностей стран-членов в воздушных перевозках. Операции могут включать национальную поддержку операций ЕС / НАТО / ООН или национальные военные, миротворческие и гуманитарные операции по оказанию помощи везде и всегда, когда это необходимо странам-партнерам.
С 2009 года подразделение стратегических воздушных перевозок поддерживало различные операции по запросам своих 12 стран-членов, включая Международные силы содействия безопасности на 2009-2014 годы и миссию решительной поддержки, RSM, 2015 - в Афганистане. Операция «Единый защитник» в Ливии, 2011 г. Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали, 2013-. СЕС RCA, 2014-2015. Многомерные Интегрированная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Центральноафриканской Республике, 2015-.
Компания Strategic Airift Capability также участвовала в логистической поддержке расследования авиакатастрофы MH17 Malaysia Airlines в Украине в 2014 году.
В дополнение к вышеупомянутым операциям были поддержаны значительные гуманитарные операции, включая помощь при землетрясении на Гаити в 2010 году, помощь при наводнении в Пакистане в 2010 году и помощь в случае урагана на острове Сен-Мартен в 2017 году.
По состоянию на декабрь 2016 года флот C-17 налетал более 21 000 часов, совершил более 1700 вылетов, доставил более 138 миллионов фунтов (более 62 000 тонн) грузов и перевез почти 100 000 пассажиров.
По крайней мере, один стратегический самолет C-17 использовался при эвакуации из Кабула в августе 2021 года.
Регистрация | Изображение | Номер шасси |
---|---|---|
SAC-01 | C / N 50208 | |
SAC-02 | C / N 50211 | |
SAC-03 | C / N 50212 |