Станислав Якуб Скаржиньский | |
---|---|
Станислав Якуб Скаржиньский в 1934 году | |
Родился | 1 мая 1899 года. Варта |
Умер | 26 июня 1942 года ( 1942-06-26) (43 года). Северное море |
Место захоронения | Терсхеллинг |
Верность | Польша |
Служба / филиал | Польская армия. ВВС Польши |
Годы службы | 1918–1942 |
Звание | Полковник (посмертно) |
Сражения / войны | Польско-советская война. Вторая мировая война |
Награды | Virtuti Militari (Серебряный крест). Polonia Restituta (Командирский крест со звездой). Polonia Restituta (Офицерский крест). Крест Независимости. Крест доблести (3). Золотой крест за заслуги. Серебряный крест за заслуги. Почетный легион. Орден Южного креста. Орден Короны (Румыния). Орден за заслуги ( Венгрия). Луи s медаль Блерио |
Станислав Якуб Скаржиньский (1 мая 1899 г. - 26 июня 1942 г.) был подполковником ВВС Польши и летчиком, известным своим трансатлантическим одиночным полетом в 1933 году.
В 1916–17 Скаржиньский был членом Польской военной организации (POW). В ноябре 1918 года он пошел добровольцем во вновь созданную Польскую армию и командовал частями, разоружавшими немецких солдат в Варте. Затем он участвовал в польско-советской войне с пехотой, в 1919 году дослужился до младшего лейтенанта. Был ранен, но вернулся на фронт. Во время сражения при Радзымине он был тяжело ранен в ногу 16 августа 1920 года. Инфицированная рана требовала длительного лечения, и Скаржиньский после этого всегда хромал. Не имея возможности продолжать службу в пехоте, ему удалось перейти в часть военной авиации.
В 1925 году он закончил летную подготовку в Быдгоще, служил в 1-м авиационном полку в Варшаве. В 1927 году стал летчиком-капитаном (капитан-пилот). С 1 по 5 февраля 1931 года вместе с лейтенантом Анджеем Маркевичем он облетел Африку на самолете польской конструкции PZL Ł-2 (регистрационный SP-AFA), общее расстояние 25 770 км.
7/8 мая 1933 года Скаржински совершил одиночный полет на небольшом одноместном польском туристическом самолете RWD-5bis (SP-AJU) через южную часть Атлантик, от Сен-Луи, Сенегал до Масейо в Бразилии. Полет длился 20 часов 30 минут (над океаном 17 часов 15 минут). Он преодолел 3 582 км, установив мировой рекорд по расстоянию в категории II туристического самолета FAI (вес менее 450 кг / 1000 фунтов). Из-за ограничений по весу у самолета не было радио и средств безопасности. RWD-5bis остается самым маленьким самолетом, когда-либо совершавшим перелеты через Атлантику. Планы его полета держались в секрете. Он стал частью рейса Варшава - Рио-де-Жанейро, с 27 апреля по 10 мая протяженностью 17 885 км. Затем он полетел в Буэнос-Айрес и вернулся на корабле в Европу.
В 1934 году он получил звание майора и командовал эскадрильей бомбардировщиков. С 1938 г. - заместитель генерального директора. 4-го авиационного полка в Торунь в звании подполковника (летчик-подполковник). В апреле 1939 года он стал президентом Польского аэроклуба. В августе 1939 года его направили в Румынию в качестве заместителя воздушного атташе.
. После начала Второй мировой войны он помогал в транспортировке польских летчиков, бежавших из Польши, через Румынию во Францию , где были воссозданы ВВС Польши. В 1940 году Скаржиньский, после падения Франции, помог отправить 17000 польских летчиков в Великобританию, где стал командиром польских летных школ Королевских ВВС Хакнелл, а затем ВВС Ньютон.
Он запросил боевое задание и был назначен командующим. из RAF Lindholme и No. 305-я Польская бомбардировочная эскадрилья. 26 июня 1942 г., когда он возвращался с задания над Бременом, в его Веллингтоне над Северным морем заглох двигатель. Скаржиньски бросил тяжело поврежденный самолет в бурное море, и весь экипаж был спасен. Скаржиньски, покинувший «Веллингтон» последним, был смыт в море и стал единственным погибшим членом экипажа. Позже он был похоронен со всеми воинскими почестями на голландском острове Терсхеллинг.
Он был награжден Virtuti Militari 5-го класса. (для польско-советской войны), Крест Независимости, Орден Polonia Restituta 4-й степени, Krzyż Walecznych (четыре раза), Золотой и Серебряный Крест за заслуги, французский Почетный легион и бразильский орден Южного креста. FAI наградила его медалью Луи Блерио (1936 г.), которой он стал одним из первых.
Посмертно он получил звание полковника (пилот-пулковник) и награжден орденом Polonia Restituta 2-й степени президентом Польши. Его именем названы многочисленные улицы и школы. Он является покровителем аэроклуба Влоцлавека и 13-й транспортной эскадрильи в Кракове. 10 августа 2009 года министр национальной обороны подписал указ о назначении его патроном 8-й авиабазы в Кракове-Балице, которая теперь носит его имя.
Викискладе есть средства массовой информации, относящиеся к Станиславу Якубу Скаржиньскому. |