Аачарья Шри. Сомадева Сури. Сомадева Сури | |
---|---|
Личность | |
Родился | 920 г. н.э. |
Религия | Джайнизм |
Секта | Дигамбар |
Сомадева Сури был южноиндийским джайнским монахом 10 века нашей эры (эт. 959–66, возможно, родился в Бенгалии около 920 г.), автор произведения, известного как «Упасакадьяна», «глава о мирских последователях (упасаках)», работа дигамбара литературы по шравакачарам, т.е. инструкции и рецепты для шраваков или мирян-джайнов.
Сомадева был учеником Ачарьи Немидевы из секции Девасангха Мула Сангх (связанный с Акаланкадева ). Сомадева составил Яшстилаку во владениях Вагараджа, феодального владычества Раштракуты Кришны III. Он упомянут на медной пластине и надписи рода Чалукья.
Вадираджа, автор Яшодхара-чариты, и Пушпасена (учитель Вадибхасимхи, автор Гадьячинтамани, оба были учениками Сомадевы Сури.
Сомадева Сури была член Гауда Сангхи. До 957 года он был при дворе Пратихары царя Махендрапалы II в Каньякубджа (современный Каннаудж). Там он написал Нити-вакья-амрита и, возможно, Триварга-Махедра-Матали-джалпа.
Позже он переселился в царство Вемулавада Чалукья. Там он написал Яшодхара-чариту (или Яшас-тилака-чампу, ок. 959) во время правления Баддеги II в городе Гангадхара.
«Упасакадьяна» является частью текст чампу. Пьеса Гириша Карнада на Бали основана на Яшастилаке.
Сомадева Сури также написал Нитивакьямртам «Нектар науки о политике» (изд. Sundaralala Sastri 1976, Menta 1987), трактат о управлении государством. В тексте Nitivakyamrtam упоминается, что Сомадева также был Автор литературного произведения под названием «Яшастилака» (см. Кавьямала, 70).
Его иногда называют «революционным мыслителем раннесредневековой Индии», в своих трудах он обсуждает пороки (пратюхасамуха), которые принесли в страну завоевание мусульман (таджиков). Примечательно, что он описывает использование гидравлики для орошения сада.