В кельтском политеизме, Сирона была богиней, которой поклонялись преимущественно в Восточно-Центральной Галлии и вдоль дунайских лип. Целительное божество, она была связана с целебными источниками; ее атрибутами были змеи и яйца. Иногда ее изображали с Аполлоном Гранном или Аполлоном Борво. Ей особенно поклонялись Тревери в долине Мозеля.
Имя богини было написано разными способами : Sirona, Đirona, Thirona, что указывает на некоторую трудность улавливания начального звука в латинском алфавите. Символ Đ используется здесь для обозначения tau gallicum, дополнительной буквы, используемой в галльском, представляющей кластер ts, который является взаимозаменяемым с начальной позицией слова st- и не является формой буквы «Д». Корень представляет собой долгую гласную галльского варианта протокельтского * ster- (* h 2 ster), означающего «звезда». Тот же корень встречается в древнеирландском как ser, валлийский seren, средний корнуолл sterenn и бретонский steren (n). Имя irona состоит из долгой гласной, основы tsīro- степени o, производной от корня * ster- и суффикса -no-, образующего прилагательные, указывающие «принадлежность» во многих Индоевропейские языки. В качестве альтернативы это может быть суффикс -on- во многих кельтских божественных именах и эпитетах. К этому суффиксу добавляется галльский женский род единственного числа -a, обычный женский вариант прилагательных и существительных на основе o-основы. Итак, * Цирона, похоже, имел в виду «звездный» или «астральный».
Из-за ее связи с Аполлоном Гранном, Interpretatio Romana иногда отождествлял Сирону с римской богиней Дианой.
Свидетельства о Сироне являются как эпиграфическими (надписи), так и репрезентативными (скульптуры и статуи). Как показано на карте, он в основном сконцентрирован в восточно-центральной Галлии, вплоть до германских границ, и вдоль дунайских лип до Будапешта. Несколько выбросов можно увидеть в Аквитании, Бретани и еще один - в Италии. Находок Сироны нет в Британии, Hispania или в любой из других римских провинций.
Некоторые надписи, например, в Bordeaux CIL XIII, 00582, Corseul CIL XIII, 03143, три из Саар, Германия AE 1994, 1256, AE 1994, 1257, AE 1991, 1248, Mainz CIL XIII, 06753, Мюльбург в Баден-Вюртемберг CIL XIII, 06327 и Трир (CIL 13, 03662) относятся только к богине Сироне, deae ironae.
Чаще Сирона сочетается с Аполлоном, как в этой надписи из CIL XIII, 04661 в Вогезах :
или эта надпись из Luxeuil-les-Bains в Franche-Comté CIL XIII, 05424 :
В паре с Сироной Аполлон часто ассимилируется с галльским божеством, таким как Аполлон Борво или Аполлон Гранн. Пример из Сармизегетуза в Дакии AE 1983, 00828 :
и еще одно из Аугсбурга AE 1992, 01304, где Сироне дается эпитет sancta (святая) и отождествляется с Дианой:
Посвящение из Гросботтвара в Баден-Вюртемберге CIL XIII, 06458 может быть точно датирован 201 годом н. Э. Упоминанием двух консулов , Л. Анния Фабиана и М. Нония Аррия Муциана:
У серных источников Альцай в Рейнланд-Пфальц, Германия, на каменном барельефе Сирона изображена в длинном платье и с патера в ее правой руке и скипетр в левой. Идентификация Сироны подтверждается посвящением (AE 1933, 00140 ) Аполлону и Сироне.
Богато обставленное родниковое святилище Хохшайд (Cueppers 1990; Weisgerber 1975) было украшено статуями Сироны и Аполлона, что снова подтверждается надписью AE 1941, 00089 Deo Apolli / ni et sanc / t (a) e Siron (a) e... (Аполлону и святой Сироне...). Статуя Сироны изображает ее несущую миску с яйцами (Green 1986, стр. 162) и держащую в руке длинную змею, обвивающую ее в руке (ссылка на иконографию греческой богини исцеления Гигеи, дочери Асклепиос ). Она носит длинное платье и украшена диадемой в форме звезды (связь со значением имени Сирона).
Бронзовая статуя из Малена в Кот-д'Ор, датируемая примерно 280 г. н.э. (Deyts Roussel 1994; Deyts 1998), изображает Сирону обнаженной по пояс. и держит змею, перекинутую через ее левую руку, вместе с очень классическим Аполлоном с лирой. Надпись (ILingons-M, 00002) - Тирон (а) и Аполлон.
Камень с выгравированным бюстом Сироны из Сен-Авольд, ныне находящийся в Музее Меца, имеет надпись (CIL XIII, 04498 ):
В Вьенн-ан-Вал в Луаре, квадратный каменный столб изображает Сирону, Аполлона, Минерву и Геркулеса (Дебаль, 1973). Сирона носит длинное платье и диадему, с которой ниспадает вуаль. В левой руке она держит рог изобилия, а в правой - PATERA, который она предлагает свернувшейся змеи. Опять же, есть сходство с Гигеей, которая также носит змею. Действительно, когда на статуе нет надписи, неясно, изображена ли Сирона или Гигея, синкретизм демонстрируется надписью в Wein (AE 1957, 00114 ), которая включает Сирону и Эскулапа, римская форма Асклепия:
Другой аспект Сироны показан в Сент-Фонтене, где Сирона держит фрукты и кукурузу (Грин, 1986, стр. 161).
Известно несколько храмов Сироны. Часто они были галло-римского типа fanum, внутренняя [целла] с внешним проходом или pronaos, и были построены вокруг термальных источников или колодцев, как в августа (Bakker 1990) и Oppenheim-Nierstein (Cüppers 1990).
В Будапеште (в древности Аквинкум ) исцеляющая святыня у источника акведука была посвящена Аполлону (предположительно Граннусу) и Сирона (AE 1982, 0806 )
It был установлен императором Каракаллой, когда он посетил Паннонию, хотя Дион Кассий говорит (Римские истории, 78.15), что император
Две надписи описывают создание храмов в Сироне. Из надписи (CIL XIII, 04235 ) регистрирует дарение здания и его обстановки за счет жертвователя:
В Висбадене в Гессене (в древности) надпись (CIL XIII, 07570 ) записывает восстановление храма куратором за свой счет:
Кажется возможным, что другая Висбаденская надпись (CIL XIII, 07565 ), что жена военачальника Порция Руфиануса из Майнца посвящен неизвестной богине «Диана Маттиака» для исцеления ее дочери Порции Руфианы, также относится к Сироне:
Сложный храм и комплекс храмов в Хохшайд (Cüppers 1990) уже упоминался. Он был построен во втором веке нашей эры вокруг источника, наполнявшего цистерну в храме. Считается, что это удаленное место было местом паломничества (Weisgerber 1975). Он был разрушен в третьем веке, вероятно, во время германских вторжений 250-270 годов, и никогда не восстанавливался.
Историк кулинарии Уильям Войс Уивер прослеживает происхождение кренделя с поклонением Сироне.
Есть песня, посвященная Сироне написано и исполнено Гэвином Данном.
Хранитель храма Сироны в Висбадене, Юлий Реститут, является одним из главных героев романов 21-го века.
Найдите Sirona в Wiktionary, бесплатном словаре. |