Шитала

редактировать
Шитала Деви
Богиня язв, упырей, пустул и болезней
Kalighat Shitala.jpg
ПринадлежностьДеви. Адишакти. Парвати
ОружиеМетла, веер, горшок, полный воды (лечебная вода для лечения болезней)
Маунт Осел (джаварасур)
КонсортШива

Шитала (Шитала ), также называемая Ситала (शीतला śītalā), индуистская богиня, которой широко поклоняются на Индийском субконтиненте, особенно в Северной Индии. Как воплощение Верховной Богини Дурги, она лечит оспы, язвы, упырей, гнойнички и болезни, признанные индуистами. Богине Шитале поклоняются на восьмой день после праздника красок (Холи ), по случаю Шитала Астхами.

Согласно Сканда Пуране, когда Боги совершили жертвенную церемонию огня для Богини Дурга, из этого огня возникла Богиня Шитала, которая сидела на осле, держа в руках горшок и серебряную метлу. В этот момент из пота Господа Шивы родился Джварасура, который распространил болезнь по всему миру. Богиня Шитала избавила мир от болезни, и с тех пор Джварасура стал ее слугой.

Содержание
  • 1 Название и варианты
  • 2 Шитала пуджа
  • 3 Иконография и символика
  • 4 Буддизм
  • 5 Храмы
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
Имя и варианты

Шитала буквально означает «тот, кто остужает» на санскрите. Шитале поклоняются под разными именами в разных частях Индийского субконтинента. Шиталу чаще называют Ма и Мата («мать»), и ей поклоняются индусы, буддисты и племенные общины. Она упоминается в тантрической и пуранической литературе, и ее более позднее появление в народных текстах (таких как бенгальский Shitala-mangal-kabyas 17-го века, «благоприятная поэзия», написанная Маникрамом Гангопадхьяем) способствовало укреплению ее статуса. Шитала в первую очередь популярна в регионах Северной Индии. В некоторых традициях она отождествляется с аспектом Парвати, супругой Шивы. К Шитале обращаются как к Матери, как к сезонной богине (Васант, т.е. Весна) и с почетными титулами, такими как Тхакурани, Джаграни («Королева мира»), Карунамайи. («Она, которая полна милосердия»), Мангала («Благоприятный»), Бхагавати («Богиня»), Дайамайи («Та, которая полна милости и доброты»). Роль Шиталы в Южной Индии играет воплощенная Богиня Мариамман, которой поклоняются дравидийцы говорящие люди.

В Гургаон штата Харьяна Шитала считается Крипи (женой Гуру Дроначарьи ) и ей поклоняются там в Шитла Мата Мандир Гургаон.

Шитала пуджа

Поклонение Шитале проводят как брамины, так и пуджари. Ей в основном поклоняются в засушливые сезоны зимы и весны, в день, известный как. Есть много учеников для пуджи Маа Шиталы. Некоторые из них - Шри Шитла Мата Чалиса и Шри Шитала Мата Аштак.

Иконография и символика
Образ Шиталы

Шитала изображена как молодая девушка, увенчанная веером для веялки, верхом на осле, держащей в руках короткую метлу (для распространения или удаления микробов) и горшок, полный бобовых (вирусов) или холодной воды (лечебное средство). Среди низших каст индусов и племенных общин она представлена ​​каменными плитами или резными головами. Иногда говорят, что она несет пучок листьев нима (Azadirachta indica), лекарственного растения, которое использовалось по всей Индии с древних времен и которое, по мнению некоторых, было эффективным средством от большинство кожных заболеваний и по сей день.

Шитала - форма народной полубогини Катьяяни. Она дает прохладу больным лихорадкой. Согласно Деви Махатьям, когда демон по имени Джварасура вызвал бактериальную лихорадку всех детей, богиня Катьяяни пришла в форме Шиталы, чтобы очистить кровь детей и уничтожить бактерии лихорадки в крови. На санскрите «джвара» означает «лихорадка», а «шитала» - «прохлада». Шитала иногда также изображается с Джварасурой, демоном лихорадки; Генту-дебата, бог кожных болезней; Рактабати, богиня инфекций крови и шестидесяти четырех эпидемий; и ей часто поклоняются с Оладеви, другой богиней болезней (некоторые говорят о холере).

Она также изображена на троне в 8 -ручной форме с трезубцем, метла, диск (чакра) или горшок, полный воды, ветви ним, ятаган, раковина и вард мудра. По бокам от нее сидят 2 осла. Это изображение сделало ее богиней защиты, удачи, здоровья и силы.

Буддизм

В буддийской культуре Джварасура и Шитала иногда изображаются как спутники Паранасабари, буддийской богини болезни. Джварасура и Шитала сопровождают ее соответственно вправо и влево.

Храмы
Шитала Макара Дхам (Тилочан Махадев, Джаунпур)

Некоторые из известных храмов:

См. Также
Примечания
  • Арнольд Д. (1993) Колонизация тела: Государственная медицина и эпидемические заболевания в Индии девятнадцатого века, Беркли, University of California Press.
  • Auboyer, J. and MT де Малльманн (1950). ‘Ītalā-la-froide: déesse indienne de la petite vérole’, Artibus Asiae, 13 (3): 207-227.
  • Bang, B.G. (1973). «Современные представления о богине оспы Шитала в Западной Бенгалии», Man in India, 53 (1): 79-104.
  • Кинсли, Д. Индуистские богини: видения божественного женского начала в индуистской религиозной традиции
  • Димок, Е.К. младший (1982) «Теология отталкивающего: миф о богине Шитала», в JS. Хоули и Д. Вульф (ред.), Божественная супруга: Радха и богини Индии, Беркли, Калифорнийский университет Press, 184-203
  • Феррари, Фабрицио М. (2009). «Старые ритуалы для новых угроз. Карьера после перенесенной оспы Ситалы, холодной матери Бенгалии ». В Brosius, C. U. Hüsken (ред.), Ritual Matters, London New York, Routledge, стр. 144–171.
  • Ferrari, Fabrizio M. (2015). Религия, преданность и медицина в Северной Индии. Исцеляющая сила Шиталы. Лондон: Блумсбери.
  • Инхорн, М.С. и П.Дж. Браун (редакторы) (2005). Антропология инфекционных болезней. International Health Perspectives, Amsterdam, Routledge.
  • Junghare, I.Y. (1975) «Песни богини Шиталы: религиозно-культурные и лингвистические особенности», Man in India, 55 (4): 298-316.
  • Катиал, А. и Н. Кишор (2001) «Исполнение богиня: священный ритуал в профессиональном исполнении », The Drama Review, 45 (1), 96–117.
  • Коленда, П. (1982)« Оспа и ужас бездетности: образы и идеи оспы. Богиня в североиндийской деревне ', в JJ Престон (редактор), Mother Worship, Chapel Hill, University of North Carolina Press, 227-250
  • Mukhopadhyay, S.K. (1994) Культ богини Шиталы в Бенгалии: исследование народной культуры, Калькутта, Фирма KLM.
  • Николас, Р. (2003). Плоды поклонения. Практическая религия в Бенгалии, Хроники, Нью-Дели.
  • Стюарт, Т.К. (1995) «Встреча с богиней оспы: Благоприятная песня о Шитале», в DS Lopez, Jr. (ed.), Religious of India in Practice, Princeton, Princeton University Press, 389-397.
  • Wadley., SS (1980) 'ītalā: The Cool One', Asian Folklore Studies, 39: 33-62.
Ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Шитала.
Последняя правка сделана 2021-06-08 06:02:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте