Sd.Kfz.2 Kettenkrad HK 101 | |
---|---|
Кеттенкрад в России, зима 1943/44. | |
Тип | Легкий полугусеничный тягач |
Место происхождения | Германия |
История обслуживания | |
На вооружении | 1941–1945 |
Используется | нацистской Германией |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Конструктор | НСУ |
Разработан | 1939 |
Производитель | НСУ Моторенверке |
Произведено | 1939–1948 |
Технические характеристики | |
Масса | 1560 кг (3440 фунтов) |
Длина | 3 м (9 футов 10 дюймов) |
Ширина | 1 м (3 фута 3 дюйма) |
Высота | 1,2 м (3 фута 11 дюймов) |
Экипаж | 1 водитель |
Пассажиры | 2 пассажира |
Двигатель | 4-цилиндровый рядный двигатель Opel с водяным охлаждением. 36 л.с. (26 кВт) |
Трансмиссия | 3 передних / 1 задний ход × 2 диапазона |
Максимальная скорость | 70 км / ч (44 миль / ч) |
Sd.Kfz.2 (Sonderkraftfahrzeug 2) составляет половину гусеничный мотоцикл с одним передним колесом, более известный как Kleines Kettenkraftrad HK 101 или Kettenkrad для краткости (множественное число Kettenkräder; где Ketten означает «цепи» или «гусеницы», а krad - военное сокращение от немецкого слова Kraftrad, административного немецкого термина для мотоциклов).
Компания Kettenkrad начала свою жизнь в качестве легкого тягача для ВДВ. Машина была разработана для доставки на самолетах Junkers Ju 52, но не на парашюте. Преимущество машины заключалась в том, что она была единственным артиллерийским тягачом, достаточно маленьким, чтобы поместиться в трюме Ju 52, и была самой легкой серийной немецкой военной машиной, в которой использовались сложные опорные катки Schachtellaufwerk с перекрытием и чередованием, используемые почти на всей немецкой военной половине гусеничные машины времен Великой Отечественной войны.
Управление Кеттенкрадом осуществлялось поворотом руля: до определенного момента только переднее колесо могло управлять транспортным средством. Движение руля за пределы этой точки включит гусеничные тормоза, чтобы сделать повороты более крутыми. Также можно было управлять транспортным средством без установленного переднего колеса, и это рекомендовалось в экстремальных условиях бездорожья, когда скорость была низкой.
Sd.Kfz.2 был разработан и построен на NSU Werke AG в Неккарзульм, Германия. Запатентованный в июне 1939 года, он был впервые использован во время вторжения в Советский Союз в 1941 году. Позже, во время войны, Stoewer из Stettin также производил Kettenkrads по лицензии, на них приходится около 10% от общего объема производства.
Kettenkrad поставлялся со специальным прицепом Sonderanhänger 1 (Sd.Anh.1), который можно было прикрепить к нему для увеличения грузоподъемности. Прицеп перевозил 350 кг.
Будучи гусеничной машиной, «Кеттенкрад» мог подниматься до 24 ° по песку и даже больше по твердой поверхности.
Большинство Кеттенкрадеров видели службу на Восточном фронте, где они использовались для прокладки кабелей связи, тянуть тяжелые грузить и тащить солдат по глубокой русской грязи. Позже во время войны Kettenkräder использовались в качестве буксиров на взлетно-посадочной полосе для самолетов, особенно для реактивного истребителя Messerschmitt Me 262, а иногда и для реактивного бомбардировщика-разведчика Arado Ar 234. В целях экономии авиационного топлива немецкие реактивные самолеты буксировали к взлетно-посадочной полосе, а не рулили своим ходом.
Автомобиль также использовался на Североафриканском театре и на Западном фронте.
Только два значительных подварианта Кеттенкрада были построен. Производство машины было остановлено в 1944 году, когда было построено 8 345 машин. После войны производство в НГУ возобновилось. Около 550 Kettenkräder были построены для использования в сельском хозяйстве, производство которых закончилось в 1948 году (по некоторым данным, в 1949 году).
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Кеттенкрадом. |