Наука и технологии в Кыргызстане

редактировать

Наука и технологии в Кыргызстане исследуются усилия правительства по развитию национальной инновационной системы и влияние этой политики.

Содержание
  • 1 Социально-экономический контекст
  • 2 Высшее образование
  • 3 Наука и технологии
    • 3.1 Вопросы политики
  • 4 Тенденции исследований
    • 4.1 Финансовые инвестиции
    • 4.2 Человеческие ресурсы
      • 4.2.1 Гендерные вопросы
    • 4.3 Результаты исследований
  • 5 Международное сотрудничество
  • 6 Источники
  • 7 Ссылки
Социально-экономический контекст
Тенденции роста ВВП в Центральной Азии, 2000–2000 гг. 2013. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рис. 14.1

Большинство стран Центральной Азии относительно невредимы в результате глобального финансового кризиса 2008–2009 годов. Показатели Кыргызстана были более нестабильными, но эта тенденция была заметна задолго до 2008 года. Экономика Кыргызстана была потрясена серией потрясений в период с 2010 по 2012 год. В апреле 2010 года президент Курманбек Бакиев был свергнут народным восстанием с бывшим министром иностранных дел. Роза Отунбаева исполняла обязанности президента до избрания Алмазбека Атамбаева в ноябре 2011 года. Цены на продукты питания росли два года подряд, а в 2012 году производство на крупном золотом руднике Кумтор упало на 60% из-за того, что на этом месте произошли геологические изменения. По данным Всемирного банка, 33,7% населения жили в абсолютной бедности в 2010 году и 36,8% годом позже.

В 2012 году внешний долг Кыргызстана (89%) был выше, чем у его соседей, после упал до 71% в 2009 году. Туркменистан сократил свой внешний долг до 1,6% ВВП (по сравнению с 35% в 2002 году), а внешний долг Узбекистана составил всего 18,5% ВВП. Внешний долг Казахстана оставался относительно стабильным на уровне 66%, тогда как внешний долг Таджикистана вырос до 51% (с 36% в 2008 году).

ВВП в Центральной Азии по секторам экономики, 2005 и 2013 годы. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году., Рисунок 14.2

Хотя за последнее десятилетие и экспорт, и импорт впечатляюще выросли, пять центральноазиатских республик по-прежнему уязвимы для экономических потрясений из-за их зависимости от экспорта сырья, ограниченного круга торговых партнеров и незначительной обрабатывающей промышленности. вместимость. У Кыргызстана есть дополнительный недостаток - он считается бедным ресурсами, хотя у него есть запасы золота и достаточное количество воды. Большая часть электроэнергии вырабатывается за счет гидроэнергетики.

Как и в других четырех республиках Центральной Азии, Кыргызстан проводит структурные реформы для повышения конкурентоспособности, постепенно переходя от экономики, контролируемой государством, к рыночной экономике. В частности, правительство стремится модернизировать промышленный сектор и способствовать развитию сферы услуг, чтобы снизить долю сельского хозяйства в ВВП. В период с 2005 по 2013 год доля сельского хозяйства в экономике Кыргызстана упала с 6,8% до 4,9% ВВП, а сектор услуг увеличился с 53,1% до 58,2% ВВП, но доля промышленности снизилась с 40,1% до 37,8% ВВП.

Кыргызстан имеет второй по величине ВВП на душу населения в Центральной Азии после Таджикистана. ВВП на душу населения вырос с 2449 долларов до 3 213 долларов (в долларах по паритету покупательной способности) в период с 2009 по 2013 год. Это сопоставимо с 23 214 долларами в Казахстане, республике Центральной Азии с самым высоким ВВП на душу населения. Кыргызстан занял 125-е место в Индексе человеческого развития в 2013 году. В том же году Институт Земли предпринял попытку измерить степень счастья в 156 странах. Казахи (57-е место), туркмены (59-е) и узбеки (60-е) оказались счастливее киргизов (89-е) и, прежде всего, таджиков (125-е).

Доступ к Интернету сильно различается от страны к стране. еще один. В 2013 году только каждый четвертый (23%) кыргызстанец имел доступ к Интернету, по сравнению с 54% населения в Казахстане и 38% в Узбекистане, самой густонаселенной республике Центральной Азии. Для сравнения: в Таджикистане - 16%, в Туркменистане - 10%.

К 2017 году Кыргызстан надеется войти в 30-ку лидеров рейтинга Всемирного банка Doing Business и не ниже 40-го места в глобальном рейтинге экономической свободы и свободы. 60-е место в мире по развитию торговли. Сочетая систематическую борьбу с коррупцией с правовым регулированием неформальной экономики, Кыргызстан надеется войти в число 50 наименее коррумпированных стран в Индексе восприятия коррупции Transparency International к 2017 году.

Высшее образование

Кыргызстан тратит на образование больше, чем большинство своих соседей: 5,53% ВВП в 2014 году, по данным Института статистики ЮНЕСКО. Это близко к уровню 2008 года (5,91% ВВП), но ниже пика государственных расходов на образование в 7,40% ВВП в 2012 году. Расходы на высшее образование снизились в последние годы с 0,97% ВВП в 2008 году до 0,89% ВВП. ВВП в 2012 году составил всего 0,26% от ВВП в 2014 году.

Согласно правительственному Обзору экономической эффективности системы образования Кыргызстана, в 2011 году высшее образование предлагали 52 учреждения. Многие университеты проявляют больший интерес. в погоне за доходом, чем в предоставлении качественного образования; они увеличивают количество так называемых «контрактных» студенческих групп, которые принимаются не по заслугам, а, скорее, из-за их способности платить за обучение, тем самым насыщая рынок труда навыками, которые ему не нужны. Профессионализм преподавателей также невысок. В 2011 году шесть из десяти преподавателей имели только степень бакалавра, 15% - магистра, 20% - кандидата наук, 1% - доктора философии и 5% - доктора наук (высшая степень).

Национальная стратегия развития образования (2012–2020 гг.) Делает упор на повышение качества высшего образования. К 2020 году цель состоит в том, чтобы все преподаватели имели минимальную степень магистра, 40% имели степень кандидата наук, а 10% - степень доктора или доктора наук. Также должна быть обновлена ​​система обеспечения качества. Кроме того, учебная программа будет пересмотрена, чтобы привести ее в соответствие с национальными приоритетами и стратегиями экономического развития региона. Будет внедрена система оценки учителей и будет проведен обзор существующих механизмов финансирования высшего образования.

Наука и технологии
ВВП на душу населения и соотношение ВВП на душу населения и ВРНИОКР в Кыргызстане, 2010–2013 гг. (В среднем). Остальные страны приведены для сравнения. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рис. 12.4

Вопросы политики

Экономика Кыргызстана ориентирована в первую очередь на сельскохозяйственное производство, добычу полезных ископаемых, текстиль и сферу услуг. У нас мало стимулов для создания отраслей, основанных на знаниях и технологиях. Недостаточная скорость накопления капитала также препятствует структурным изменениям, призванным стимулировать инновации и наукоемкие отрасли. Каждый ключевой сектор экономики технологически зависит от других стран. Например, в энергетическом секторе все технологическое оборудование импортируется из-за границы, и многие его активы находятся в иностранных руках. В 2013 и 2014 годах три частично принадлежащие государству российские компании инвестировали в гидроэнергетику, нефтегазовую промышленность Кыргызстана. В 2013 году РусГидро приступило к строительству первой из серии плотин гидроэлектростанций, которыми она будет управлять. В феврале 2014 года «Роснефть» подписала рамочное соглашение о покупке 100% Bishkek Oil и 50% акций единственного поставщика авиационного топлива во втором по величине аэропорту страны, Osh International. В том же году «Газпром» приблизился к приобретению 100% «Кыргызгаза», который управляет газовой сетью страны. В обмен на символические инвестиции в размере 1 доллара США «Газпром» взял на себя 40 миллионов долларов США долга и вложил 20 миллиардов рублей (около 551 миллион долларов США) в модернизацию газопроводов Кыргызстана в период с 2014 по 2019 год. «Газпром» уже обеспечивает большую часть авиатоплива страны и Доля на розничном рынке бензина составляет 70%.

Кыргызстану необходимо инвестировать значительные средства в приоритетные секторы, такие как энергетика, для повышения своей конкурентоспособности и стимулирования социально-экономического развития. Однако низкий уровень инвестиций в исследования и разработки, как с точки зрения финансов, так и с точки зрения человеческих ресурсов, является серьезным препятствием. В 1990-е годы Кыргызстан потерял многих ученых, которых готовил в советское время. Утечка мозгов остается острой проблемой, и, что усугубляет ситуацию, многие из тех, кто остаются, приближаются к пенсионному возрасту. Хотя количество исследователей оставалось относительно стабильным в течение последнего десятилетия, исследования не оказывают большого влияния и, как правило, мало применяются в экономике. Исследования сосредоточены в Академии наук, что свидетельствует о том, что университетам срочно необходимо восстановить свой статус исследовательских организаций. Более того, общество не считает науку решающим фактором экономического развития или престижным выбором профессии.

Тенденции в расходах на исследования в Центральной Азии в процентах от ВВП, 2001–2013 гг. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: 2030 г. (2015 г.), рис. 14.3

В Национальной стратегии устойчивого развития правительства (2013–2017 гг.) Признается необходимость снятия контроля над промышленностью с целью создания рабочих мест, увеличения экспорта и превращения страны в центр финансов, бизнеса, туризма и культуры в Центральной Азии. За исключением опасных производств, в которых вмешательство государства считается оправданным, ограничения на предпринимательство и лицензирование будут сняты, а количество необходимых разрешений сократится вдвое. Проверки будут сведены к минимуму, и правительство будет стремиться больше взаимодействовать с бизнес-сообществом. Однако государство оставляет за собой право регулировать вопросы, связанные с охраной окружающей среды и сохранением экосистемных услуг.

В 2011 году правительство выделило всего 10% ВВП на прикладные исследования, большая часть финансирования пошла на экспериментальные разработки. (71%). Государственная программа развития интеллектуальной собственности и инноваций (2012–2016 гг.) Направлена ​​на развитие передовых технологий в целях модернизации экономики. Эта программа будет сопровождаться мерами по улучшению защиты интеллектуальной собственности и, таким образом, укреплению репутации страны с точки зрения верховенства закона. Будет создана система противодействия незаконному обороту контрафактных товаров, и будут предприняты усилия по повышению осведомленности общественности о роли и важности интеллектуальной собственности. На первом этапе (2012–2013 гг.) Специалисты прошли обучение в области прав интеллектуальной собственности, были приняты соответствующие законы. Правительство также принимает меры по увеличению количества степеней бакалавра и магистра в области науки и техники.

Тенденции в исследованиях

Финансовые инвестиции

Исследователи из Центральной Азии по областям науки, 2013. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рис. 14.4

Инвестиции в исследования и разработки низкие во всех пяти республиках Центральной Азии. В Кыргызстане он колеблется около 0,2% ВВП с 2001 года. В 2011 году страна выделяла 0,16% ВВП на исследования.

Человеческие ресурсы

В Кыргызстане насчитывалось 412 исследователей на миллион жителей. (по численности) в 2011 году, что составляет менее одной трети среднемирового показателя (1083 человека в 2013 году). Подавляющее большинство исследователей работают в государственном секторе: 53% работают в государственном секторе и 34% в секторе высшего образования. Большинство исследователей работают в области естественных наук (27%) и инженерии (26%), за ними следует сектор здравоохранения (18%).

Гендерные вопросы

Как в Казахстане и Узбекистане, В Кыргызстане доля женщин-исследователей превышает 40% с момента падения

исследователей из Центральной Азии по секторам занятости (HC), 2013 г. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), Рисунок 14.5

Советский Союз. В 2011 году 42% кыргызских исследователей составляли женщины. В разбивке по отраслям женщины составляли 47% исследователей в области естественных наук, 30% в области инженерии, 44% исследователей в области медицинских наук, 50% исследователей в области сельского хозяйства и 49% исследователей в области социальных и гуманитарных наук. Среди выпускников университетов в 2013 году женщины преобладали в естественных науках (61%) и здравоохранении (77%), но составляли меньшинство в инженерном деле (26%) и сельском хозяйстве (28%). Следует отметить, что большинство докторов наук в области естественных наук (63%) и технических наук (54%) были присуждены женщинам в 2012 году.

Доля кыргызских женщин среди исследователей в секторе коммерческих предприятий, 2013 или ближайший год. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., рис. 3.4

Таблица: Докторанты, полученные в области науки и техники в Центральной Азии, 2013 или ближайший год

Кандидаты наукКандидаты наукКандидаты технических наук
ВсегоЖенщины (%)ВсегоЖенщины (%Всего на миллион населенияЖенщин-докторов наук на миллион населенияВсегоЖенщин (%Всего на миллион населенияЖенщин-докторов наук на миллион населения
Казахстан (2013)2475173604,42,737382.30.9
Кыргызстан (2012)49963916316,610,45463
Таджикистан (2012)33111313,914
Узбекистан

(2011)

83842152305,41,611827,0

Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), таблица 14.1

Примечание: выпускники докторантов занимаются естественными науками, физическими науками, математикой и статистикой, а также информатикой; Кандидаты технических наук также охватывают производство и строительство. Для Центральной Азии общий термин «доктор философии» также включает степени кандидата и доктора наук. Данные по Туркменистану недоступны.

Таблица: исследователи из Центральной Азии с разбивкой по областям науки и полу, 2013 или ближайший год

Всего исследователей (количество человек)Исследователи по областям науки (количество человек)
Естественные наукиТехника и технологииМедицина и здравоохранениеСельскохозяйственные наукиСоциальные наукиГуманитарные науки
Всего исследователейНа миллион поп.Число женщинЖенщин (%ВсегоЖенщин (%ВсегоЖенщин (%)ВсегоЖенщины (%)ИтогоЖенщины (%)ВсегоЖенщины ( %)ВсегоЖенщины (%)
Казахстан

2013

171951 0468 84951,5509151,94 99644,7106869,5215043,4177661,0211457,5 ​​
Кыргызстан

2011

222441296143,259346,556730,039344,021250,015442,925952,1
Таджикистан

2013

2 15226272833,850930,320618,037467,647223,533525,725634,0
Узбекистан

2011

3089010971263940,9691035,3498230,13 65953,6187224,86 81741,26 65052,0

Источник: ЮНЕСКО Science Отчет: к 2030 г. (2015 г.), Таблица 14.1

Научные публикации из Центральной Азии, каталогизированные Web of Science Thomson Reuters, Расширенный индекс научного цитирования, 2005-2014 гг., Отчет ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), Рисунок 14.6

Результаты исследований

Три основных партнера казахстанских ученых находятся в Российской Федерации (99 статей в соавторстве в период с 2008 по 2014 гг.), Германии и Турции (по 74 каждая), США (56) и Казахстане ( 43). Большинство кыргызских ученых публикуют в области наук о Земле, но результаты остаются низкими. По данным Web of Science Thomson Reuters, кыргызские ученые опубликовали 46 статей в журналах, каталогизируемых по всему миру в 2005 году и 82 в 2014 году. Это составляет 15 статей на миллион жителей в 2014 году. В среднем в мире в 2013 году было 176 статей на миллион, а в среднем по субстратам. -Сахарская Африка была 20 на миллион. В 2014 году в Казахстане было опубликовано 36 статей на миллион жителей. Язык может играть роль в том, что количество статей в международных журналах невелико, поскольку база данных Thomson Reuters, как правило, отдает предпочтение статьям, написанным на английском языке.

В период с 2008 по 2013 годы в Управлении по патентам и товарным знакам США не было зарегистрировано ни одного кыргызского, таджикского или туркменского патента, по сравнению с пятью для казахстанских изобретателей и тремя для узбекских изобретателей.

Международное сотрудничество

Как и другие четыре республики Центральной Азии, Кыргызстан является членом нескольких международных организаций, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации экономического сотрудничества и Шанхайская организация сотрудничества. Кыргызстан и четыре другие республики также являются участниками программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), в которую также входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия и Пакистан. В ноябре 2011 года 10 стран-участниц приняли Стратегию ЦАРЭС-2020, программу для дальнейшего регионального сотрудничества. В течение десятилетия до 2020 года 50 миллиардов долларов США инвестируется в приоритетные проекты в области транспорта, торговли и энергетики с целью повышения конкурентоспособности членов. Центральноазиатские республики, не имеющие выхода к морю, осознают необходимость сотрудничества для поддержания и развития своих транспортных сетей, энергетики, связи и ирригационных систем.

Общее количество статей, опубликованных выходцами из Центральной Азии за период с 2008 по 2013 год, по областям науки. Источник: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (2015 г.), рис. 14.6

Кыргызстан присоединился к Евразийскому экономическому союзу в 2014 году, вскоре после его создания Казахстаном, Беларусью и Российской Федерацией. Армения также является членом. Поскольку сотрудничество между государствами-членами в области науки и технологий уже является значительным и хорошо кодифицировано в юридических текстах, ожидается, что Евразийский экономический союз будет иметь ограниченное дополнительное влияние на сотрудничество между государственными лабораториями или академическими кругами, но может способствовать развитию деловых связей. и научная мобильность, поскольку она включает положения о свободном обращении рабочей силы и единые патентные правила.

Кыргызстан участвует в проекте, запущенном Европейским союзом в сентябре 2013 года, IncoNet CA. Цель этого проекта - поощрить страны Центральной Азии к участию в исследовательских проектах в рамках Horizon 2020, восьмой программы Европейского Союза по финансированию исследований и инноваций. Основное внимание в этих исследовательских проектах уделяется трем социальным проблемам, представляющим взаимный интерес как для Европейского Союза, так и для Центральной Азии, а именно: изменение климата, энергия и здоровье. IncoNet CA основывается на опыте предыдущих проектов, в которых участвовали другие регионы, такие как Восточная Европа, Южный Кавказ и Западные Балканы. IncoNet CA фокусируется на партнерских исследовательских центрах в Центральной Азии и Европе. В нем участвует консорциум партнерских организаций из Австрии, Чешской Республики, Эстонии, Германии, Венгрии, Казахстана, Кыргызстана, Польши, Португалии, Таджикистана, Турции и Узбекистана. В мае 2014 года Европейский Союз объявил 24-месячный приём заявок на проекты от партнерских организаций - университетов, компаний и исследовательских институтов - на финансирование до 10 000 евро, чтобы они могли посетить объекты друг друга для обсуждения идей проектов или подготовки совместных мероприятий. как семинары.

Международный научно-технический центр (МНТЦ) был основан в 1992 году Европейским Союзом, Японией, Российской Федерацией и США для вовлечения ученых-оружейников в гражданские исследовательские проекты и способствовать передаче технологий. Филиалы МНТЦ открыты в следующих странах-участницах соглашения: Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Штаб-квартира МНТЦ была перенесена в Назарбаев Университет в Казахстане в июне 2014 года, через три года после того, как Российская Федерация объявила о своем выходе из центра.

Кыргызстан является членом Всемирной торговой организации с 1998 года.

Источники

Определение логотипа бесплатных произведений культуры notext.svg Эта статья включает текст из бесплатного контента работы. Под лицензией CC-BY-SA IGO 3.0. Текст взят из Доклада ЮНЕСКО по науке: к 2030 г., 365-377, ЮНЕСКО, Издательство ЮНЕСКО. Чтобы узнать, как добавить текст открытой лицензии в статьи Википедии, см. . Для получения информации о повторном использовании текста из Википедии см. условия использования.

Ссылки
  1. ^ Мухитдинова, Насиба (2015). Центральная Азия. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 году. Париж: ЮНЕСКО. С. 365–387. ISBN 978-92-3-100129-1.
  2. ^"База данных Центра статистических, экономических и социальных исследований и обучения исламских стран (SESRIC)". Организация исламского сотрудничества. 2014.
  3. ^«База данных по государственным расходам на высшее образование в процентах от ВВП». Институт статистики ЮНЕСКО. 6 июня 2017 г.
  4. ^Сатке, Рыселди (27 марта 2014 г.). «Россия усиливает контроль над Киргизией». Обзор Nikkei Asia. Проверено 6 июня 2017 г.
  5. ^Erocal, Deniz; Егоров, Игорь (2015). Страны бассейна Черного моря. В: Доклад ЮНЕСКО по науке: к 2030 г. (PDF). Париж: ЮНЕСКО. С. 324–341. ISBN 978-92-3-100129-1.
Последняя правка сделана 2021-06-07 05:52:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте