Saturnalia (лат. : Saturnaliorum Libri Septem, «Семь книг Saturnalia ») - произведение, написанное после c. 431 г. н.э. римским провинциалом Макробием Феодосием (р. ок. 390 г. н.э. - ум.?). «Сатурналии» представляют собой отчет о дискуссиях, состоявшихся в доме Веттия Агориуса Претекстата во время праздника Сатурналий. Он содержит большое количество любопытных исторических, мифологических, критических антикварных и грамматических дискуссий. «Произведение представляет собой серию диалогов между образованными людьми на вымышленном банкете». Очень мало попыток придать диалогу драматический характер; в каждой книге кто-то из персонажей играет ведущую роль, а замечания остальных служат лишь поводом для новых проявлений эрудиции.
Первая книга посвящена исследование происхождения Сатурналий и праздников Януса, которое приводит к истории и обсуждению римского календаря, а также к попытке вывести все формы поклонения из солнечного. Вторая книга начинается со сборника bons mots, в который вносят свой вклад все присутствующие, многие из которых приписываются Цицерону и Августу ; тогда, кажется, имело место обсуждение различных удовольствий, особенно чувственных, но почти все это потеряно. Третья, четвертая, пятая и шестая книги посвящены Вергилию и посвящены соответственно его познаниям в религиозных вопросах, его риторическим навыкам, его долгу перед Гомером (со сравнением их искусства) и перед другие греческие писатели, а также характер и степень его заимствований у более ранних латинских поэтов. Последняя часть третьей книги занята диссертацией о роскоши и законах о роскоши, предназначенных для ее проверки, что, вероятно, является перемещенной частью второй книги. Седьмая книга состоит в основном из обсуждения различных физиологических вопросов.
Основная ценность работы заключается в фактах и мнениях, цитируемых более ранними авторами. Форма Saturnalia скопирована из «Симпозиума» Платона и «Noctes atticae» Геллия ; главными авторитетами (чьи имена, однако, не цитируются) являются Геллий, Сенека философ, Плутарх (Quaestiones conviviales), Афиней и комментарии Сервий и другие о Вергилии.