Родольфо Усигли (17 ноября 1905 - 18 июня 1979) был мексиканским драматургом, эссеист и дипломат. Его называли «отцом мексиканского театра» и «драматургом мексиканской революции ». В знак признания его работы по выражению национальной идентичности мексиканского театра он был награжден Premio Nacional de Ciencias y Artes (мексиканская Национальная премия в области искусств и наук ) в 1972 году.
Усигли родился у итальянца отца и польки матери в Мехико. В раннем детстве он наслаждался многими пьесами, в которые его водили родители. Его отец хотел, чтобы он пошел в музыкальную школу, и Усигли провел год в Национальной консерватории, прежде чем решил, что его настоящей страстью был театр. Он изучал драму в Йельской школе драмы с 1935 по 1936 г. по стипендии Рокфеллера, позже стал профессором и дипломатом. В 1945 году, когда он работал дипломатом, он встретил Джорджа Бернарда Шоу в Лондоне. Вернувшись в Мексику из США, он основал Midnight Theater, а также стал членом литературного кружка, сформировавшегося вокруг журнала Contemporary. В 1930-е годы он поставил радио-драмы.
Театр Усильи в основном фокусируется на истории Мексики и высмеивает его современное мексиканское общество, а также то, как мексиканский средний класс был предан политически и социально со стороны мексиканская революция. Его пьесы отражают ощущение лицемерия жизни после революции, одновременно критикуя общество и предлагая образцы для подражания. Он призвал к созданию национального театрального движения, которое отражало бы правду о мексиканском опыте и выражало мексиканский дух.
Он, пожалуй, наиболее известен своей пьесой 1938 года El gesticulador (Самозванец), в котором критиковались социальные проблемы, опустошающие Мексику, такие как злоупотребление властью, полученное бюрократией в результате революции 1910 года. Пьеса была подвергнута цензуре запрещена правительством Мексики, что повысило репутацию Усильи.
В 1942 году Усигли опубликовал еще одну резкую работу. В «Семейном ужине дома» его предполагаемой целью были высшие слои мексиканской социальной структуры. Усильи экспериментировал с криминальной фантастикой в романе Ensayo de un crimen (Репетиция преступления), который в 1955 году был экранизирован по фильму Преступная жизнь Арчибальдо де ла Крус, автор Луис Бунюэль. Усигли также написал несколько очерков по истории, искусству и театру. Он также иногда был поэтом, писал скромные, но интересные стихи.
Удостоенный наград Усигли считал, что цель театра - рассказывать правду об обществе. Он был известен своим ярким изображением женщин в пьесах.
Усигли создал сильных женских персонажей в нескольких своих пьесах. Две протеже Усильи, Розарио Кастелланос и Луиза Хосефина Эрнандес, стали важными женскими голосами на мексиканской сцене. Он также оказал сильное влияние на своего ученика Хорхе Ибаргуенгойтиа и на Жозефину Ниггли.
Архив Родольфо Усигли в Особых коллекциях Уолтера Хэвигхерста. в Университете Майами в Огайо находится хранилище документов Усигли. Веб-сайт архива описывает его как «исчерпывающий сборник исследований, касающихся жизни и карьеры Усильи, включая переписку, рукописные и типизированные черновики оригинальных пьес и переводов произведений других художников, личные, театральные и дипломатические фотографии, эссе, книги, афиши., плакаты, тезисы, написанные об Усильи, награды, газетные и журнальные статьи, памятные вещи и эфемеры. "