Этика роботов, иногда известная как «робоэтика », касается этических проблем, возникающих с роботами, например, представляют ли роботы угрозу для людей в долгосрочной или краткосрочной перспективе, являются ли некоторые виды использования роботов проблематичными (например, в здравоохранении или в качестве «роботов-убийц » на войне), и как следует проектировать роботов. таким образом, что они действуют «этично» (эта последняя проблема также называется машинной этикой ). В качестве альтернативы, робоэтика относится конкретно к этике человеческого поведения по отношению к роботам, поскольку роботы становятся все более продвинутыми. Этика роботов - это подраздел этики технологий, в частности информационных технологий, и имеет тесные связи с правовыми, а также социально-экономическими проблемами. Исследователи из разных областей начинают решать этические вопросы о создании роботизированных технологий и их внедрении в обществе таким образом, чтобы по-прежнему обеспечивать безопасность человечества.
Хотя проблемы так же стары, как слово робот, серьезные академические дискуссии начались примерно в 2000 году. Этика роботов требует совместной приверженности экспертов нескольких дисциплин, которые должны адаптировать законы и правила к проблемам, возникающим в результате научных и технологических достижений в робототехнике и искусственном интеллекте. Основные области этики роботов: робототехника, информатика, искусственный интеллект, философия, этика, теология, биология, физиология, когнитивная наука, нейробиология, право, социология, психология и промышленный дизайн.
Некоторые из центральных обсуждений этики в отношении лечения нечеловеческих или небиологических вещей и их потенциальной «духовности». Еще одна центральная тема связана с разработкой машин и, в конечном итоге, роботов, эта философия также была применена к робототехнике. Одной из первых публикаций, непосредственно посвященных и заложивших основы этики роботов, была Обход (рассказ), научно-фантастический рассказ, написанный Исааком Азимовым в 1942 году, в котором рассказывалось о его хорошо известном Три закона робототехники. Эти три закона непрерывно изменялись Азимовым, а четвертый, или нулевой, закон, в конце концов, был добавлен перед первыми тремя в контексте его научной фантастики. Кратковременный термин «робоэтика», скорее всего, был придуман Джанмарко Веруджио.
Важным событием, вызвавшим озабоченность в отношении робоэтики, стал Первый международный симпозиум по робототехнике в 2004 году, организованный совместными усилиями Scuola di Robotica, Лаборатории искусств. из Scuola Superiore Sant'Anna, Пиза, и Теологического института Понтифисской Академии делла Санта-Кроче, Рим. «После двух дней интенсивных дебатов антрополог Даниэла Черки определила три основные этические позиции, вытекающие из двух дней интенсивных дебатов:
Это некоторые важные события и проекты в области этики роботов. Дальнейшие события в этой области объявляются тематической группой euRobotics ELS, а также RoboHub :
Компьютерный ученый Вирджиния Дигнум отметила в мартовском выпуске журнала Этика и информационные технологии за март 2018 года, что общее отношение общества к искусственному интеллекту (ИИ) в целом Современная эпоха сместилась от рассмотрения ИИ как инструмента к рассмотрению его как интеллектуального «товарища по команде». В той же статье она оценила, что в отношении ИИ у этических мыслителей есть три цели, каждая из которых, как она утверждает, могут быть достигнуты в современную эпоху с помощью тщательного обдумывания и реализации. Три этические цели заключаются в следующем:
Робоэтика как наука или философская тема стала обычной темой в научно-фантастической литературе и фильмах. Один фильм, который, как можно утверждать, укоренился в поп-культуре и изображает мрачное будущее использования роботизированного ИИ, - это Матрица, изображающая будущее, в котором люди и разумный разумный ИИ борются за контроль над планетой Земля, что приводит к разрушению. большей части человечества. Анимационный фильм, основанный на «Матрице», Animatrix, в значительной степени сфокусирован на потенциальных этических проблемах и неуверенности в отношениях между людьми и роботами. Фильм разбит на короткие рассказы. Анимационные шорты Animatrix также названы в честь вымышленных рассказов Айзека Азимова.
Другой аспект робоэтики связан с обращением людей с роботами и был исследован в многочисленных фильмах и телешоу. Одним из таких примеров является Star Trek: The Next Generation, в котором одним из главных персонажей является гуманоидный андроид по имени Data. По большей части ему доверяют критически важную работу, но его способность адаптироваться к другим живым существам часто ставится под сомнение. Совсем недавно в фильме Ex Machina и телешоу Westworld эти этические вопросы были рассмотрены совершенно напрямую, изображены гиперреалистичные роботы, с которыми люди относятся как к несущественным товарам. Вопросы, касающиеся обращения с искусственными существами, также были ключевым компонентом Blade Runner (франшиза) на протяжении более 50 лет. В таких фильмах, как Она, человеческие отношения с роботами стали еще глубже, убрав физический аспект и сфокусировавшись на эмоциях.
Хотя этическое поведение самих роботов не является частью робоэтики как таковой, они также были объединяющей проблемой робоэтики в массовой культуре. Серия Terminator фокусируется на роботах, управляемых сознательной программой ИИ, без ограничений по уничтожению своих врагов. Эта серия также имеет тот же архетип, что и серия «Матрица», где управление взяли на себя роботы. Другой известный случай в поп-культуре роботов или ИИ без запрограммированной этики или морали - это HAL 9000 в серии Space Odyssey, где HAL (компьютер с расширенными возможностями ИИ, который отслеживает и помогает людям космическая станция) убивает всех людей на борту, чтобы обеспечить успех назначенной миссии после того, как его собственная жизнь находится под угрозой.
С современными технологическими проблемами, возникающими по мере того, как общество настаивает, одна из тем, требующих тщательного изучения, - это законная этика роботов. Ученые обсуждают вопрос о том, как правительство могло бы создать законодательство, основанное на этике и законах роботов. Эти вопросы задают два ученых: профессор права Вашингтонского университета в Сент-Луисе Нил М. Ричардс, а также доцент кафедры информатики Вашингтонского университета в Сент-Луисе Уильям Д. Смарт. В своей статье «Как роботы должны думать о законе» они выдвигают четыре основных утверждения, касающихся этики и закона роботов. В основе их аргументов лежит определение роботов как «небиологических автономных агентов, которые, по нашему мнению, отражают суть регуляторных и технологических проблем, которые представляют роботы, и которые могут быть полезны в качестве основы регулирования». Во-вторых, пара исследует будущие передовые возможности роботов примерно через десятилетия. В их третьем заявлении утверждается, что между юридическими вопросами, связанными с этикой роботов и юридическим опытом, и юридическим опытом кибер-права. Это означает, что законы этики роботов могут быть ориентированы на кибер-закон. «Урок», извлеченный из кибер-закона, заключается в важности метафор, под которыми мы понимаем возникающие проблемы в технологиях. Это основано на том, что если мы ошибаемся, например, в метафоре, то законодательство, касающееся возникающей технологической проблемы, скорее всего, неверно. Четвертое утверждение, против которого они выступают, - это метафора, которую пара определяет как «заблуждение Android». Они выступают против заблуждения андроидов, которое утверждает, что люди и небиологические существа «такие же, как люди».