Японский маджонг (японские: 麻雀, 麻将 или マ ー ジ ャ ン; маджан), также известный как риичи маджонг, это вариант маджонг. В то время как основные правила игры сохранены, вариация включает уникальный набор правил, таких как риичи и использование дора. Основная статья о маджонге содержит общие термины, но здесь используются только английские и японские термины. Такие термины, как «чоу», «панг» и «конг» не используются в этом варианте, но их вызывающие функции все еще используются. В таких обстоятельствах они называются по-японски чии, пон и кан.
В 1924 году солдат по имени Сабуро Хираяма привез игру в Японию. В Токио он открыл маджонг-клуб, гостиную и школу. Спустя годы популярность игры резко возросла. При этом сама игра была упрощена по сравнению с китайской версией. Позже были приняты дополнительные правила для увеличения сложности.
Маджонг с 2010 года является самой популярной настольной игрой в Японии. По состоянию на 2008 год в стране насчитывалось около 7,6 миллионов игроков в маджонг и около 8 900 салонов для игры в маджонг. В 2008 году продажи салонов составили 300 миллиардов иен. Есть несколько манга и аниме, посвященных драматическим и комическим ситуациям с участием маджонга (см. Медиа). Японские видео-аркады представили игровые автоматы для игры в маджонг, которые могут быть подключены к другим пользователям через Интернет. Есть также версии стрип маджонг для видеоигр.
В Японии есть так называемые профессиональные игроки, обычно члены организаций, которые соревнуются во внутренних лигах и внешних мероприятиях с другими профессионалами и широкой публикой. В полдюжине организаций работает более 1700 профессионалов. В Японии нет универсального авторитета для риичи-маджонга: профессионалы не могут диктовать, как работают маджонг-салоны, любительские организации и игроки, а также не могут регулировать друг друга, поскольку все предоставлено свободному рынку. Точно так же нет глобального органа, регулирующего риичи-маджонг.
. В японском маджонге обычно используется 136 плиток. Плитки смешиваются, а затем складываются в четыре стены, каждая по две стопки в высоту и 17 плиток в ширину. 26 стеков используются для построения стартовых рук игроков, 7 стеков используются для формирования мертвой стены, а оставшиеся 35 стеков образуют игровую стену.
Есть 34 различных вида тайлов, по четыре каждого вида. Как и в стандартном маджонге, есть три масти плиток: булавка (круги), со (бамбук) и ван (символы), а также плитки чести без ранга (字 字 цзихай). Плитки чести делятся на тайлы ветра и драконы. В некоторых правилах могут быть красные плитки с цифрой пять, которые работают как доры и приносят больше хана. Плитки цветов и сезонов опускаются. Имена плиток масти следуют образцу [число] + [масть], причем числа являются японским произношением соответствующих китайских слов.
иипин | ryanpin | санпин | супин | ūpin | rōpin | chiipin | pāpin | chūpin |
iisō | ryansō | sansō | sūsō | ūsō | rōsō | chiisō | pāsō | chūsō |
iiwan | ryanwan | sanwan | суван | уван | руван | чиван | паван | чуван |
тон. (восток) | нан. (юг) | ша. (запад) | пэй. (север) |
haku | hatsu | chun |
Многие основные правила маджонга применимы к японскому варианту. Действительные наборы из трех плиток называются группами (mentsu), разделенными на триплеты (kōtsu) и последовательности (shuntsu). Игроки также могут сформировать четверку, используя четыре одинаковых плитки.
Игроки могут объединиться (открытая группа), потребовав сброса другого игрока. Они раскрывают комбинацию на столе и затем делают свой собственный сброс. Призыв к сбросу другого игрока открывает группу и руку. Когда выигрышная кость закрытой руки является сбросом, группа, включающая этот сброс, также считается открытой, а рука все еще считается закрытой. Призывы действуют точно так же, как и любые другие варианты маджонга, за исключением того, что используется японская терминология.
Игроки могут образовать открытую последовательную группу, последовательность (3 последовательных плитки одной масти), вызывая «chii» (吃 или チ ー), используя плитку, сброшенную левый игрок, идущий впереди по порядку. Игроки кладут комбинацию лицевой стороной вверх на стол, обычно с правой стороны руки, а сброшенная карта кладется боком в крайнее левое положение комбинации, чтобы указать, какая плитка была взята из левой стопки сброса.
Игроки могут создать открытую идентичную группу, тройку (3 одинаковых плитки одной масти или 3 одинаковых плитки чести), произнеся «пон» (碰 или ポ ン), используя тайл, сброшенный любым другим игроком. Игроки кладут комбинацию лицевой стороной вверх на стол, а одну из этих плиток кладут боком, чтобы указать, у кого был взят сброс.
Игроки могут объединить 4 одинаковых тайла одной масти или 4 одинаковых тайла чести. После вызова четырехугольника следующий соседний индикаторный тайл дора переворачивается, и игрокам нужно вытащить дополнительный тайл с конца мертвой стены. В зависимости от правил количество плиток в мертвой стене сохраняется на уровне 14 за счет резервации последней доступной плитки от стены, или количество уменьшается в это время. Есть три типа квадроциклов. Игроки зовут всех «кан» (槓 или カ ン).
Порядок приоритета для получения сброса, когда двое или более игроков хотят, чтобы он был первым (выигрывает), кан или пон второй, и чии третий. Кан и пон не могут происходить одновременно, так как каждой плитки только четыре. В зависимости от используемого набора правил эти вызовы могут быть разрешены, когда следующий игрок уже нарисовал и увидел свою следующую плитку. В таких случаях этот игрок имеет приоритет, если он вызывает цумо.
Хотя основные правила маджонга применимы к японскому варианту, применяется дополнительный, отдельный набор правил. (См. Правила для Старого гонконгского маджонга.)
Яку - это особые комбинации плиток или условий, определяющие ценность рук. В отличие от многих вариантов, выигрышная комбинация состоит из четырех комбинаций, требующих хотя бы одного яку. При подсчете очков каждый яку имеет свое значение хана, и хан работает как удвоитель. Для выигрышной руки нужен как минимум один яку. Якуман - это значение для лимитированных рук, которые трудно получить, и в некоторых вариантах можно подсчитывать кумулятивные и / или множественные якуманы. Руки класса Якуман игнорируют все остальные схемы начисления очков.
Объявление риичи означает объявление «готовой руки» и своего рода яку. Игрок может объявить готовым, если его руке требуется только одна плитка для завершения правильной руки (тенпай ), и игрок не потребовал сбросы других игроков, чтобы совершить открытые комбинации. При объявлении готовности игрок может выиграть со сносом, даже если в руке не было яку, потому что готов сам по себе является яку. После объявления готовности игрок должен внести депозит и больше не может менять свою руку, кроме как при формировании определенных закрытых квадратов.
В качестве возможного домашнего правила игрок может выбрать раскрыть свою руку, чтобы выиграть больше очков в случае успеха, что называется ōpun riichi (открытое риичи). В этом случае игрок показывает только плитки, относящиеся к , ожидает, или показывает все плитки в руке, в зависимости от правил. Объявление увеличивает количество яку, позволяя игроку набирать дополнительные очки.
Дора (ド ラ) - это бонусные плитки, которые добавляют значение хан к выигрышной руке. Любой вид плитки может стать дорской плиткой. К плитке доры добавляется такое же количество значений хана, как и количество соответствующих плиток «индикатор доры». Дора не считается яку, и ее отсутствие без яку не соответствует требованию одного яку для выигрышной руки.
В начале руки верхний тайл из третьей стопки задней части мертвых стена переворачивается и становится индикатором доры. Затем следующая за ней плитка распознается как дора. Например, если индикатор - Зеленый дракон ( ), Красные драконы ( ) считаются дорой в последовательности, показанной ниже, в которой Красный дракон оборачивается вокруг Белого дракона ( ).
Последующий порядок доры следующий:
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - -
- - -
Количество индикаторов доры увеличивается следующим образом: каждый раз, когда игрок вызывает квад, следующий соседний тайл индикатора доры становится перевернутый, начиная с верхней плитки из четвертой стопки с заднего конца. Индикатор переворачивается сразу после вызова квадрата, и после этого игрок вытягивает дополнительную плитку для своей руки с задней стороны мертвой стены. Количество индикаторов увеличивается в этом направлении, которое становится пятью, если один игрок называет четыре четверных, и это наибольшее возможное число из верхних плиток в третьей и седьмой стопках мертвой стены (см. четыре четырехугольника ).
Кроме того, когда игрок выходит с объявлением риичи (готовая рука), плитки под индикаторами доры переворачиваются после победы и становятся дополнительными индикаторами доры, что делает их успешными. плитки также считаются дорой, которые называются ура-дорой (裏 ド ラ, скрытая дора).
Говорят, что имя дора означает «дракон», хотя это не имеет ничего общего с плитками драконов в современном японском маджонге.
В японской системе подсчета очков учитываются два фактора: значение han и fu значение. Если значение han равно пяти или больше, то значение fu все равно считается, но больше не нужно. Победитель получает очки на основе этих значений, которые соответствуют таблице значений очков..
Существует различие между выигрышем со стены и выигрышем со сноса. Выходя из игры, игроки произносят «цумо» (自摸 или ツ モ, вытащенный самим) или «рон» (栄 или ロ ン, взятие сброса), а не «маджонг». В случае цумо, остальные три игрока разделяют ответственность за выплату очков в соответствии с таблицей подсчета очков . Для ron игрок, сбросивший кость, платит все очки.
Во многих вариантах маджонга сбросы просто неорганизованно кладутся в середину стола. Однако в японском варианте плитки аккуратно размещаются перед каждым игроком в порядке сброса. В свою очередь, каждый игрок накапливает стопку сброса каждой рукой. Как правило, сброс кладется в ряды по 6 плиток в соответствии с обычным правилом. Кроме того, открытые призывы для chii, pon и kan имеют определенные правила сброса, по которым они должны указывать источник и тип сброшенного тайла. Таким образом ведется запись для всех сброшенных плиток, соответствующих каждому игроку. Точно так же стратегия игры зависит от состояния сброса и рук игроков.
В правилах священного сброса, которые также называются фуритен (振 聴 или フ リ テ ン), выигрышный тайл может быть взят со стены только в следующих случаях:
Для всех этих правил, если сбросы не находятся в стопке сброса, потому что они были вызывается для создания открытых объединений, правила для таких сбросов все еще работают.
В японском маджонге многие правила позволяют объявлять неудачные розыгрыши, пока плитки еще доступны. Они могут быть объявлены при следующих условиях:
Игроки могут быть оштрафованы при следующих обстоятельствах. :
Игра заканчивается после последней руки последнего раунда, который обычно является южным (преобладающий ветер) раундом.
Игра заканчивается, когда счет игрока становится отрицательным (ниже нуля) или, согласно некоторым редким местным правилам, равным нулю или меньше. Некоторые правила могут разрешать продолжение игры с игроком, имеющим отрицательное значение очков.
Некоторые наборы правил позволяют последнему дилеру решать, продолжать ли играть дополнительные руки в последнем раунде или остановиться. Безудержная победа (агари-яме, あ が り や め, «выиграть и остановиться») - это когда последний крупье решает воспользоваться этой возможностью после выигрыша руки, например, когда он является лучшим игроком в данный момент. В некоторых случаях остановка может быть разрешена просто для розыгрыша руки и заканчивая готовой рукой (tenpai-yame, 聴 牌 や め), например, на Tenhou.net, одном из крупнейших сайтов маджонга онлайн в мире. world или, в очень редких случаях, позволить последнему крупье закончить игру независимо от позиции.
Если счет лучшего игрока меньше 30 000 очков после последней руки последнего раунда, игра продолжается в Западный раунд (西 場) в некоторых правилах. Эта ситуация называется шанью (西 入; выход на запад). Преобладающий ветер становится западным. Таким же образом может последовать северный раунд (北). В зависимости от правил, за ним может последовать раунд Востока или вместо него раунд Белого дракона, Зеленого дракона, Красного дракона и Восточный раунд. Любой дополнительный раунд заканчивается, как только один игрок набирает 30 000 очков или больше.
В конце матча игрокам часто начисляются бонусные очки или штрафы в зависимости от их места (см. итоговые очки и место ).
В необязательном правиле якитори (焼 き 鳥), если игрок не выиграл руку в матче, этот игрок платит штраф. В начале матча у каждого игрока есть маркер, называемый якитори маку (знак) (焼 き 鳥 マ ー ク) на столе, и игрок переворачивает свой маркер после выигрыша руки. Фишки или монеты также используются в качестве заменителей, и их часто удаляют, а не переворачивают.
Часто в маджонг-залах по всей Японии игрокам, выигравшим свою руку, выплачивается дополнительный бонус, называемый сюги (祝 儀). За каждый сюги выигравшей руки дополнительные выплаты производятся либо игроком, который бросил выигрышный тайл, либо каждым игроком в случае самостоятельной розыгрыша. Распространенные сюги:
Существует версия для трех игроков, которая называется sanma (三 麻), который удаляет 28 плиток из плиток числового костюма от 2 до 8 человек и удаляет возможность призывать "chii". Существует версия для четырех игроков под названием «Чистый маджонг», созданная Нобоюки Фукомото для манги «Ten: Tenhōdōri No Kaidanji». Существует версия для двух или трех игроков под названием «Сан Хако Маджонг», которая сохраняет все плитки, позволяет вызывать «чии» и использует фиктивный проигрыватель.
Этот вариант представлен в аниме и манга, такие как Акаги, Саки и Мудадзумо Наки Кайкаку. В сериале «Шин Джанки» (真 ・ 雀 鬼) представлена игра, в которой задействованы якудза и азартные игры, а также используются различные тактики и приемы обмана.
Вариант доступен через онлайн-игру, в частности, и Ron2.jp [1]. Кроме того, многие игровые приставки портируют игры в маджонг, а также различное программное обеспечение для ПК.
За пределами Японии есть клубы, спорадически расположенные в Европе, Северной Америке, Азии и Южной Америке. Существуют также турниры разных размеров, крупнейший за пределами Японии - Чемпионат мира по Риичи. Более мелкие мероприятия, такие как чемпионат Европы по Риичи, а также несколько других турниров, могут иметь посещаемость в десятки человек, иногда даже более 100 на таких мероприятиях, как чемпионат Европы по Риичи, и до 224 человек на чемпионате мира по Риичи (2017 г. Издание в Лас-Вегасе). Общий охват распространяется почти на 50 стран, но в некоторых странах может быть несколько игроков, в других - сотни или тысячи.