Ретра

редактировать
Эта статья о славянском городе Лутичи. О нацистской тюрьме в оккупированной Польше см. Радогощская тюрьма. О конституции древней Спарты см. Великая Ретра.

Rethra (также известный как Radagoszcz, Radegost, Radigast, Redigast, Radgosc и другие формы, как Ruthengost) был, в 10 - м на 12 - м века, главный городом и политический центр славянских Redarians, один из четырех основных Lutician племен, расположенный скорее всего, в современном Мекленбурге. Это также был крупный центр поклонения, посвященный культу славянского божества Радегаста - Сварожица.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 Паралипоменон
  • 3 Расположение
  • 4 Политический центр и славянские восстания
  • 5 ссылки
    • 5.1 Литература
  • 6 Дальнейшее чтение

Этимология

Название «Radgosc» (или его близкие формы) происходит от древнеславянского и примерно переводится как «гостеприимный» ( «radość» или «radi» означает «рад» или «счастливый», а «gość» или «gost» означает «гость».). На чешском языке слово «radohostinství» означает «гостеприимство», а «radovati se» - «радоваться».

Альтернативно это может быть переведено как «принимающий совет», от «рада» (чешский, польский, словацкий, украинский) - совет (также совет, совет, комитет) и «hostit» (чешский «принимать»), «goszczcy», «gościć» (польское «принимающий», «принимать») и относятся к месту, человеку или божеству, принимающему совет.

Подобные топонимы ( Радгошть, Радогощ, Радгощ ) встречаются в некоторых славянских странах.

Название Ретра было предложено Т. Витковски как «искаженная форма» имени редарианцев.

Хроники

Радагоск описан в хрониках Титмара Мерзебургского, который использовал имя Ридегост, в то время как примерно пятьдесят лет спустя Адам Бременский назвал его Ретрой.

Титмар (VI, 23) описал Ридегост как замок ( urbs) с тремя рогами ( tricornis) и тремя воротами ( tres in se continens portas), до двух из которых можно было добраться по суше, а третьи, самые маленькие ворота, выходили на озеро ( кобыла) на восток. Этот комплекс окружал девственный лес ( сильва), а внутри находился деревянный храм, возведенный на рогах животных. Там были идолы нескольких языческих божеств, каждое из которых имело выгравированное имя и носило шлем и доспехи, причем «Зуарасичи» было высшим божеством. Гвидоны ( вексиллы) этих божеств хранились внутри храма и могли покинуть комнату только во время войны.

Титмар написал свою хронику, когда Лутичи были союзниками Императора Священной Римской империи, альянсу, против которого он выступал, и составил свой доклад, чтобы посоветовать Императору Священной Римской империи против этого. Он также прямо обращается к читателю и советует ему не следовать языческому лютикийскому культу, а вместо этого придерживаться Библии.

Адам Бременский написал свою Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum, когда Радгоск уже находился в упадке, и дал несколько иное описание: по его словам, Радгоск, или «Ретра», «место идолов» ( sedes ydolatriae) было окружено глубоким озером. и имел девять ворот. Он описал Редигаста как высшее божество в большом демоническом храме ( templum ibi magnum constructum est demonibus, princeps est Redigast), до которого могли добраться по деревянному мосту те, кто хотел принести жертву или попросить оракула. Летописец XII века Гельмольд во многом следовал версии Адама. Разницу в числах, используемых Титмаром («три», tricornis) и Адамом («девять»), можно объяснить символическим использованием этих чисел, которые не предназначены для точного описания Радгоска, а скорее связаны с подземным миром. Кабан, который, по словам Титмара, вышел из озера перед войной, чтобы насладиться грязью, тем самым «ужасно трясясь и явившись многим», также мог быть символом, который Титмар использовал для дьявола, а не настоящим оракулом в в отличие от коня-оракула.

Место расположения

Точное местонахождение города неизвестно, однако наиболее вероятное его местонахождение - на островах и в болотистой местности озер Липс и Толленсе недалеко от Нойбранденбурга (см. Fischerisel ). Теории о том, что город мог принадлежать Фельдбергу, Ванзскому аббатству или Гнойену, были опровергнуты.

Помимо спорного местоположения этого места, было спорным даже предположение, что Титмар и Адам писали об одном и том же городе. Отчасти это связано с тем, что главное божество, которому поклоняются в Ридегосте / Ретре, было сообщено как Зуарашичи ( Swaroyc) Титмаром (VI, 23) и как Редигост ( Redigast, Riedegost) Адамом Бременским (II, 21; III, 51) как а также летописец XII века Гельмольд (I, 2). Историки и лингвисты интерпретируют это по-разному: вероятно, разные имена знаменуют переход от апеллятива, связанного с иранским корнем xvar, «солнце», к отдельному персонализированному божеству с именем Ридегост. Тогда это могло быть принято как название храма в городе и как название поселившегося здесь племени (редарии, редарианцы, редары). После альтернативной гипотезы, это было наоборот: Адам Бременский и Helmold ошибочно принял имя сайта храма, как имя божества, которое было правильно идентифицированной Thietmar и соответствует Svarožič или Сварога. Согласно третьей теории, Ридегост было вторым именем Зуарасичи из Титмара.

В славянских языках суффикс «-yc», «- ič», «-wicz», «-vič», добавленный к личному имени, создает отчество, означающее «сын» или, в более общем смысле, «потомок» или «потомок». лица, носящего это имя, поэтому Сварожич или Сварожиц - это «сын», «внук» или другое потомство Сварога (где «g» заменено на «» или «ž», согласно правилам славянской грамматики).

Политический центр и славянские восстания

По словам Гельмольда Бозау, славянское восстание 983 года началось после собрания в civitas Rethre. Точно так же успешное начало восстания Оботрите в 1066 году было, по словам Адама Бременского, отмеченным в «Ретре» ритуальным обезглавливанием захваченного епископа Иоганна Мекленбургского и принесением его головы, застрявшей на копье, Ридегосту. Последнее историческое упоминание о « Реде » - это запись в Анналах Аугсбурга за 1068 год, описывающая его захват епископом Бурхардом и похищение его священного коня. Предполагается, что Радгоск был уничтожен либо в этой, либо в одной из следующих кампаний; вероятно, он был разрушен и перестроен несколько раз, так как в Vita Ottonis episcopi Bambergensis Эбо (III, 5) упоминается разрушение «лютикийских civitas и храма» королем Лотаром из Суплинбурга в 1126/27 году, без указания его имени.

Рекомендации

Литература

  • Миллер, Э., Постан, К., Постан, М.М., Кембриджская экономическая история Европы, Cambridge University Press, 1987, стр. 494.

дальнейшее чтение

  • «Радогоск (Ретра) и другие храмы Лутизенов и Абодритов». В: Слупецкий, Лешек Павел. Славянские языческие святилища. Перевод Изабелы Шиманьской. Варшава: Институт археологии и этнологии; Польская академия наук, 1994. С. 51-69. ISBN   83-85463-27-5.
Последняя правка сделана 2023-03-31 07:27:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте