Фахрельнисса Зейд | |
---|---|
Родилась | Фахрунисса Чакир. (1901-01-07) 7 января 1901. Бююкада остров, Стамбул, Османская империя |
Умер | 5 сентября 1991 (1991-09-05) (90 лет). Амман, Иордания |
Известен | Живописью, коллажем, скульптурой |
Супруга(s) | Иззет Мелих Деврим. Принц Зейд бин Хусейн |
Фахрельнисса Зейд (арабский : الأميرة ر النساء زيد, Fakhr un-nisa или Fahr-El-Nissa; 7 января 1901 - 5 сентября 1991) был Турецкий художник, наиболее известный своими крупномасштабными абстрактными картинами с калейдоскопическими узорами. Также используя рисунки, литографии и скульптуры, в ее работах сочетались элементы исламского и византийского искусства с абстракцией и другими влияниями Запада. Зейд была одной из первых женщин, поступивших в художественную школу в Стамбуле. Она жила в разных городах и стала частью авангардных сцен Стамбула, довоенного Берлина и послевоенного Парижа. Ее работы выставлялись в различных учреждениях Парижа, Нью-Йорка и Лондона, в том числе в Институте современного искусства в 1954 году. В 1970-х годах она переехала в Амман, Иордания, где открыла художественную школу. В 2017 году Тейт Модерн в Лондоне организовала масштабную ретроспективу художницы, назвав ее «одной из величайших женщин-художников ХХ века». Ее самая большая работа, которая будет продана на аукционе, «Навстречу небу» (1953), была продана чуть менее чем за миллион фунтов в 2017 году.
В 1930-х годах она вышла замуж за хашимитскую королевскую семью Ирак, мать принца Раада бин Зейда и бабушка принца Зейда бин Раада.
Фахрельнисса Зейд родилась Фахрунисса Чакир (далее Зейд), в элитную османскую семью на острове Бююкада. Ее дядя, Джеват Паша служил Великим визирем Османской империи с 1891 по 1895 год. Отец Зейда, Чакир-паша, был назначен послом в Грецию, где он встретился Мать Зейда Сара Исмет Ханым. В 1913 году отец Зейда был смертельно ранен, а ее брат, которого также звали Джеват, был осужден за свое убийство.
Зейд начал рисовать и рисовать в молодом возрасте. Ее самая ранняя из сохранившихся работ - портрет ее бабушки, написанный, когда ей было 14 лет. В 1919 году Зейд поступила в Академию изящных искусств для женщин в Стамбуле.
В 1920 году в возрасте девятнадцати лет Зейд женился на писателе Иззете Мелихе Девриме. В медовый месяц Деврим отвезла Зейда в Венецию, где она впервые познакомилась с традициями европейской живописи. У них было трое детей. Ее старший сын, Фарук (1921 г.р.), умер от скарлатины в 1924 г. Ее сын Неджад (1923 г.р.) стал художником, а дочь Ширин Деврим (род. 1926) стала актрисой.
Зейд поехала в Париж в 1928 году и поступила в Académie Ranson, где она училась у художника Роджера Биссьера. По возвращении в Стамбул в 1929 году Зейд поступила в Стамбульскую академию изящных искусств.
Ее брат Джеват Чакир Кабаагачлы был писателем, а сестра Алие Бергер была художник.
принцесса Зейд с детьми принцесса Ширин и принц Раад, Берлин (1937) принц и принцесса Зейд аль-Хусейн со своими детьми принцессой Ширин и принцем Раад, в Багдаде (1938)Зейд развелся с Девримом в 1934 году и женился на принце Ираке Зейде бен Хусейне, который был назначен первым послом Ирака. Королевство Ирак в Германию в 1935 году. Пара переехала в Берлин, где Зейд провела множество светских мероприятий в качестве жены посла. После аннексии Австрии в марте 1938 года принц Зейд и его семья были отозваны в Ирак, поселившись в Багдаде.
Зейд впал в депрессию в Багдаде и по совету венского врача через короткое время вернулся в Париж.. Следующие годы своей жизни она провела, путешествуя между Парижем, Будапештом и Стамбулом, пытаясь погрузиться в живопись и выздороветь. К 1941 году она вернулась в Стамбул и сосредоточилась на своей живописи.
Зейд стал сотрудником D Group Стамбула, авангардной группы художников, работающих во вновь образованной Турецкой Республике под Мустафа Кемаль Ататюрк. Хотя ее связь с группой была недолгой, участие в выставке с группой D с 1944 года вселило в Зейд уверенность в том, что она начала выставляться самостоятельно. Художница открыла свою первую персональную выставку в своем доме в Мачке, Стамбул, в 1944 году.
В 1945 году Зейд очистила гостиные в своей квартире в Стамбуле и провела свою первую персональная выставка. В 1946 году, после еще двух персональных выставок в Измире в 1945 году и в Стамбуле в 1946 году, Зейд переехал в Лондон, где принц Зейд аль-Хусейн стал первым послом Королевства Ирак в Суде Сент-Джеймс. Зейд продолжала рисовать, превратив комнату в посольстве Ирака в свою мастерскую.
С 1947 года практика Зейда стала более сложной, и ее работа перешла от фигуративной живописи к абстракции. На Зейда повлияли абстрактные стили, пришедшие из Парижа в послевоенный период. Она уникальным образом соединила свои персидские, византийские, критские и восточные корни с концепциями, стилями и техниками модернизма в своей живописной практике.
Она выставлялась в Лондоне в 1948 году. Queen Елизавета присутствовала на открытии. Благодаря ее положению в иракской королевской семье, многие представители высшего общества посещали ее открытия и выставки. Искусствовед Морис Коллис рассмотрел ее выставку 1948 года, и впоследствии они стали друзьями. Выдающийся французский искусствовед и куратор Шарль Этьен стал главным сторонником творчества Зейда.
В течение следующего десятилетия, живя между Лондоном и Парижем, Зейд создала одни из самых ярких своих работ, экспериментируя с монументальными абстрактными полотнами, которые погружают зрителя в калейдоскопические вселенные за счет интенсивного использования линий и ярких цветов. Зейд выставлялась в Galerie Dina Vierny в 1953 году, демонстрируя свои последние абстрактные работы, такие как «Осьминог из Тритона» и «Саргассово море». Выставка побывала в Институте современного искусства в Лондоне в 1954 году. В середине 1950-х Зейд была на пике своей карьеры. В этот период она подружилась с группой художников со всего мира, таких как Жан-Мишель Атлан, Жан Дюбюффе и Серж Поляков, которые экспериментировали с жестовой абстракцией.
В 1958 году Зейд убедила своего мужа принца Зейда аль-Хусейна не возвращаться в Багдад в качестве исполняющего обязанности регента, в то время как его племянник, король Фейсал II ушел в отпуск, как обычно. Пара отправилась в свой дом отдыха на острове Искья в Неаполитанском заливе. 14 июля 1958 г. в Ираке произошел военный переворот, и вся королевская семья была убита. Принц Зейд и его семья чудом избежали смерти, и им было дано всего 24 часа, чтобы покинуть посольство Ирака в Лондоне. Переворот остановил карьеру Зейда как художника и хозяйки в Лондоне.
Зейд и ее семья переехали в квартиру в Лондоне, и в возрасте пятидесяти семи лет Зейд приготовила свою первую еду. Этот опыт побудил ее начать рисовать на куриных костях, а затем создать скульптуры из костей, отлитых из смолы, так называемые палеокристаллы. В своей живописи она стала отходить от абстракции и начала писать портреты своей семьи и близких ей людей.
Несколько лет спустя ее младший сын, принц Раад, женился и переехал в Амман, Иордания. В 1970 году принц Зейд аль-Хусейн умер в Париже, и Зейд переехала к своему сыну в Амман в 1975 году. В 1976 году она основала Королевскую национальную иорданскую организацию, и в течение следующих пятнадцати лет она преподавала и наставляла группу молодых женщин до самой своей смерти. в 1991 году.
Музей Людвига провел свою первую ретроспективу в западном мире в 1990 году. В октябре 2012 года ряд ее картин был продан на аукционе Bonhams на общую сумму 2 021 838 фунтов стерлингов, что стало мировым рекордом для художника.
В 2017 году галерея Тейт Модерн в Лондоне организовала крупную ретроспективу художника. Согласно статье в The Guardian, цель выставки - вывести художницу «из безвестности, чтобы она не стала еще одной женщиной-художницей, забытой историей». В центральной галерее выставки были представлены крупномасштабные абстрактные картины Зейда конца 1940-х - 1950-х годов. В этом зале ее пятиметровая работа под названием «Мой ад» (1951) была показана в Великобритании на ее выставке 1954 года в ICA London. Последняя галерея была посвящена портретам, на которых Зейд сконцентрировалась в последние годы жизни в Аммане, а также скульптурам из смолы. Все работы на выставке были заимствованы из международных коллекций, и Тейт Модерн приобрела одну из картин, Без названия С, «так что теперь она может стать частью нашего повествования», - заявила директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис. Кураторы Керрин Гринберг, куратор International Art и Василис Ойкономопулос, помощник куратора галереи Tate Modern, выставка отправилась в Deutsche Bank KunstHalle в конце 2017 года и будет выставлена в Sursock Museum в Бейруте весной 2018 года. Istanbul Modern предоставил восемь работ для ретроспективной выставки, а также организовал весной 2017 года выставку Fahrelnissa Zeid с работами из своей коллекции, сосредоточив внимание на практике Зейда в период с 1940-х по 1970-е годы. Istanbul Modern директор Левент Чаликоглу заявил: запоздалый интерес западных музеев и художественного сообщества к работам Зейда... восстанавливает то значение, которого она заслуживает ".
Биография Фахрельниссы Зейд: Художник Внутренних Миров, написанная Адилой Лайди-Хание, бывшей ученицей Зейда., была опубликована в 2017 году и совпала с ретроспективной выставкой в галерее Тейт Модерн.
В 2019 году она была отмечена дудлом Google.