Пьер Чауню | |
---|---|
Родился | (1923-08-17) 17 августа 1923 г.. Бельвиль-сюр-Мёз, Франция |
Умер | 22 октября 2009 г. (2009-10-22) (86 лет). Кан, Франция |
Национальность | Француз |
Род занятий | Историк |
Супруг (а) | Огетт Чауну |
Дети | Эммануэль Чауну |
Пьер Чауну (17 августа 1923 г. - 22 октября 2009 г.) был французским историком. Его специальностью была история Латинской Америки; он также изучал французскую социальную и религиозную историю 16, 17 и 18 веков. Ведущая фигура во французской количественной истории как основатель «серийной истории», он был заслуженным профессором в Париже IV-Сорбонна, членом Institut de France и командир Почетного легиона. Преобразованный в протестантизм из католицизма, он защищал свои голлистские взгляды, особенно в давней колонке в Le Figaro и на Radio Courtoisie.
Уроженец Бельвиль-сюр-Мёз, «на окраине битвы при Вердене, по его собственным словам, вырос его дядя и тетя, Пьер Рене Шону был глубоко травмирован семейными трагедиями, которые объяснили причины его консерватизма. Однако он был республиканцем и демократом, полностью отвергая ультраправые идеологии, которые были широко распространены в его юности. Он стал решительным сторонником генерала Шарля де Голля и голлизма после Второй мировой войны.
Пьер Чауну преподавал в лицее в Бар-ле-Дюк в 1947 году, где он был профессором истории. В 1948 году он был принят в École des hautes études hispaniques и оставался в Мадриде и Севилье до 1951 года. Испытал сильное влияние Фернана Броделя, который был его наставником, и Школы Анналов (где он был секретарем Люсьена Февра ), Чауну защитил диссертацию о Севилье и Атлантике в 1954 году. Тем не менее, Бродель отказал ему во вступлении в шестую секцию школы. École practique des hautes études.
Он был профессором лицея в Ванв (1951–1956), по совместительству преподавал на факультете литературы в Париже (1956), научный сотрудник Французского национального центра. по научным исследованиям (CNRS), избран членом CNRS после 1957 года и консультантом Comité des Universités, а в 1959 году временным управляющим (доцент). В 1960 году Чауну стал мэтром конференций (адъюнкт-профессором) в 1960 году и полным профессором в 1962 году Канского университета Нижняя Нормандия, где он основал Центр исследований количественной истории. в 1966 году. В 1970 году он был назначен профессором современной истории в Университете Париж-Сорбонна.
С 1976 года он был членом Экономического и социального совета в секции по адаптации исследовательской техники и экономической информации, а с 1980 года он был членом исторической секции Научного совета CNRS. В 1982 году он был избран членом историко-географической секции Академии моральных и политических наук. Он стал членом Haut consil a l’intégration (Высшего совета по иммиграции) в 1994 году. С 1988 по 1990 год он был президентом Национальной федерации синдикатов автономного правового регулирования.
До 2005 года он руководил еженедельной передачей "Les Mardis de la mémoire" на Radio Courtoisie. С начала 1980-х вел колонку в «Le Figaro ». Пьер Чауну обратился в протестантизм в зрелом возрасте (ранее был католиком ). Он был мирским проповедником в храме Курсель-сюр-Мер (Реформатская церковь Франции ) и членом комитета Société de l'Histoire du Protestantisme Français. Он также был отцом шестерых детей, в том числе иллюстратора и карикатуриста Эммануэля Чауну (1966 года рождения). Он был командиром Почетного легиона.
Чауну умер в Кане 22 октября 2009 года в возрасте 86 лет.
Центральным тезисом нескольких его работ, включая «La Peste blanche», является то, что современный Запад кончает жизнь самоубийством из-за демографического спада и низкой рождаемости ; отсюда и подзаголовок: «Как можно избежать самоубийства на Западе?» Вспоминая слово «чума», историк очень четко напомнил ужасную эпидемию, опустошившую европейское население в четырнадцатом веке. Он в равной степени повторил исследование Латинской Америки, которое сделало его репутацию: Южная Америка испытала резкий спад населения с приходом испанцев. За полвека население выросло с 80 миллионов до 10 миллионов. (Это утверждение вызвало очень серьезные споры; см., Например, Хениге, который утверждает, что численность населения в соответствующие даты по существу неизвестна.) Таким образом, согласно Чауну, демографический индекс стал основным индикатором для понимания взлета и падения цивилизаций. Историк утверждал, что рост населения может быстро повернуть вспять, вплоть до явления почти полного исчезновения некоторых народов.
Чауну оказал важное влияние на историографию, будь то с в отношении количественной истории, его исследований Латинской Америки или социальной и религиозной истории Франции в период Ancien Régime.