Пепетела

редактировать
Пепетела

Артур Карлос Маурисио Пестана душ Сантуш (родился в 1941 г.) - крупный ангольский писатель художественной литературы. Он пишет под именем Пепетела .

A Португальский ангольский, Пепетела родился в Бенгеле, португальской Анголе и воевал в составе МПЛА. в длительной партизанской войне за независимость Анголы. Большая часть его работ посвящена политической истории Анголы в 20 веке. Например, это роман, в котором рассказывается о жизни группы партизан МПЛА, участвующих в антиколониальной борьбе в Кабинде, рассказывается о жизни членов семьи белых поселенцев в прибрежном городе Бенгела, и показывает разочарование молодых ангольцев в период после обретения независимости.

Пепетела также написал о более ранней истории Анголы в A Gloriosa Família и расширил свою сатиру серией романов Хайме Бунда. Его последние работы включают Predadores, резкую критику правящих классов Анголы, постапокалиптическую аллегорию, а также взгляд на историю Анголы и ее связи с другими бывшими коммунистическими странами. Пепетела выиграла Приз Камоэса, высшую награду в мире за люзофонскую литературу в 1997 году.

«Пепетела» - это слово кимбунду, которое означает «ресница», что является переводом его португальской фамилии «Пестана». Этот псевдоним автор получил во время своей службы в составе МПЛА.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Передовой опыт, ранние романы и пьесы
  • 3 Выход из правительства, работа, опубликованная в 1980-х годах
  • 4 Новые литературные направления и Prémio Camões
  • 5 Сатира и чужие горизонты в новом тысячелетии
  • 6 Романы
  • 7 Пьесы
  • 8 Награды
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Внешние ссылки
Ранние годы

Пепетела родился в Бенгеле, португальская Ангола, в семье португальских ангольцев. Семья его матери была влиятельной торговой и военной семьей в районе Мохамедес (современный Намибе ) в Анголе, его прадед был майором португальской армии. Семья его матери прожила в Анголе пять поколений, тогда как его отец родился в Анголе в семье португальцев и провел большую часть своего детства в материковой Португалии. Пепетела воспитывалась в семье среднего класса в Бенгеле, посещая школу, где смешивались ученики всех рас и классов. Он утверждал, что воспитание в Бенгеле дало ему больше возможностей дружить с людьми других рас, потому что Бенгела была гораздо более смешанным городом, чем многие другие города Анголы в колониальную эпоху. Он также утверждает, что начал развивать классовое сознание еще в школьные годы, замечая различия между его собственным образом жизни и жизнями друзей, которые жили в соседнем районе трущоб. В интервью Мишелю Лабану он утверждает, что его воспитание также повлияло на его политические взгляды. У него был дядя, журналист и писатель, который познакомил его со многими важными левыми мыслителями. У его отца также была обширная библиотека, которая позволила молодому Пепетеле больше узнать о Французской революции, что сильно на него повлияло.

Когда ему было 14 лет, молодой Пепетела переехал в Лубанго ( затем Са да Бандейра), чтобы продолжить учебу, потому что в то время в Бенгеле не было средней школы. В Лубанго Пепетела утверждал, что он стал лучше осведомлен о проблемах расы в Анголе, поскольку Лубанго был гораздо более изолированным сообществом, чем Бенгела. В Лубанго на него повлиял левый священник Падре Норонья, который рассказал ему о кубинской революции и держал его в курсе текущих событий. Окончив школу в Лубанго, Пепетела отправился в Португалию, где начал изучать инженерное дело. Находясь в Instituto Superior Técnico в Лиссабоне, он подружился с другими ангольскими студентами, которые были связаны с Casa dos Estudantes do Império, студенческой ассоциацией португальских студентов из-за границы. После двух лет обучения он решил, что инженерное дело не будет соответствовать его интересам, и попытался поступить на курс истории на факультет литературы Лиссабонского университета. Однако с началом португальской колониальной войны дома, в Анголе, его призвали служить в португальских вооруженных силах и он решил бежать из Португалии.

Опыт на передовой., ранние романы и пьесы

Пепетела сначала поехал в Париж, а затем, в 1963 году, получил стипендию для изучения социологии в Алжире, где к нему обратился Энрике Абранчес из МПЛА, чтобы помочь создать. Этот Центр стал центром работы молодой Пепетелы на следующее десятилетие. До 1969 года Пепетела, Абранчес и другие члены МПЛА работали вместе, чтобы задокументировать ангольскую культуру и общество и предать гласности борьбу МПЛА. В 1969 году Центр переехал из Алжира в Браззавиль в Республике Конго. После переезда в Браззавиль Пепетела активизировался в вооруженном сопротивлении МПЛА против португальцев в районе Кабинда в Анголе и на Восточном фронте. На этот раз в конце 1960-х - начале 1970-х годов послужил вдохновением для одного из самых известных произведений Пепетелы - повествования о войне «Майомбе». В это же время Пепетела написал свой первый роман «Муана Пуо». Роман был написан во время его пребывания в Алжире и посвящен ангольской культуре, используя метафору традиционных масок народа чокве, чтобы выявить различные дихотомии, присутствующие в ангольской культуре. В его романе показаны знания коренных ангольских культур, которые Пепетела приобрел во время своего пребывания на Восточном фронте войны за независимость. никогда не предназначалась для публикации, о чем Пепетела разъяснила в интервью Мишелю Лабану. Автор написал роман как упражнение для себя и нескольких своих близких друзей; тем не менее, роман был опубликован в 1978 году, когда Пепетела находился на посту правительства Анголы.

В 1972 году Пепетела выпустил свой первый опубликованный роман. Это произведение было «Авентурас де Нгунга», романом, который он предназначал для небольшой студенческой аудитории. В этом тексте Пепетела эпическим и назидательным тоном исследует рост Нгунги, молодого партизана из МПЛА. Роман знакомит читателя глазами Нгунги с обычаями, географией и психологией Анголы. Пепетела также использовал эту работу, чтобы наладить диалог между ангольскими традициями и его революционной идеологией, исследуя, какие традиции следует развивать, а какие - изменять. «Авентурас...» - это роман, иллюстрирующий раннюю карьеру Пепетелы, демонстрирующий глубокую любовь к Анголе, желание исследовать историю и культуру Анголы, революционный дух и дидактический тон. Роман был написан и опубликован, когда Пепетела боролся с колониальным правительством на Восточном фронте в Анголе. Напротив, «Муана Пуо» и «Майомбе» также были написаны, когда он служил на фронте, но не были опубликованы до обретения независимости Анголы.

Когда Ангола обрела независимость в 1975 году, Пепетела стал заместителем министра образования в правительстве президента Агостиньо Нето. Автор был частью правительства в течение семи лет, и в 1982 году подал в отставку, чтобы посвятить больше времени своей работе. Во время своего пребывания на посту вице-министра он опубликовал несколько романов, в том числе «Майомбе», роман, который был написан, когда он был активным комбатантом МПЛА в начале 1970-х годов, публикация которого произошла только при явной поддержке президента Агостиньо Нето. В этот период Пепетела разнообразил свое творчество, также написав две пьесы, посвященные истории Анголы и революционной политике. Pepetela входила в состав правления Союза писателей Анголы на протяжении всего этого периода.

Пьесы Пепетелы, написанные во время его пребывания в правительстве, также отражают темы As Aventuras de Ngunga. Первая из пьес, «Корда», была первым полнометражным драматическим произведением, опубликованным в Анголе после обретения независимости. Это пьеса, по словам Аны Мафальды Лейте, «поучительна и более чем идеологична, что делает ее мало интересной для литературной литературы». Спектакль является одноактным, и в нем две стороны играют в перетягивание каната из-за Анголы. Одна сторона состоит из американцев и их ангольских клиентов, а другая - из пяти партизан разных национальностей, представляющих МПЛА. Следующая пьеса, которую написал Пепетела, «Револьта да Casa dos Ídolos», происходит в прошлом, проводя параллели между королевством Конго в 16 веке и борьбой Анголы за независимость. Лейте пишет: «Пьеса остается дидактической, но новаторская как с точки зрения использования исторического материала, так и особенно с точки зрения сложности реальной мизансцены».

Выход из правительства, работа опубликована в 1980-е

Как упоминалось выше, Пепетела опубликовал несколько романов во время своего пребывания на посту государственного министра. Из них Майомбе является одним из самых известных. В романе рассказывается о том, как Пепетела был партизаном в МПЛА. Роман функционирует на двух уровнях, на одном из которых исследуются мысли персонажей о характере борьбы за независимость, а на другом - о «действиях и инцидентах», пережитых националистическими борцами. Ана Мафальда Лейте считает роман одновременно критическим и героическим, пытаясь подчеркнуть этническое разнообразие, якобы воспеваемое МПЛА, а также иллюстрируя племенные разделения, присутствующие в ангольском обществе, которые в конечном итоге приведут к гражданской войне, которая расколола нацию в годы от независимости до 2002 года. Лейте пишет, что «тема войны принимает героическое и эпическое измерение, поскольку это конфликт, определяющий основу« отечества »».

После ухода из правительства в конце В 1982 году Пепетела начал сосредотачиваться исключительно на писательстве, начав работу над своим самым амбициозным романом «Яка». «Яка», впервые опубликованный в 1984 году, представляет собой обширный исторический роман, в котором исследуется жизнь семьи португальских поселенцев, прибывших в Бенгелу в 19 веке. Явное желание исследовать свое происхождение можно увидеть в том, что Пепетела решил написать Яку. Сам Пепетела, как упоминалось ранее в этой записи, является потомком португальских поселенцев в Бенгеле. Как и Муана Пуо, Яка также включает традиционные ангольские духовные объекты в свою повествовательную технику. Там, где первый роман посвящен маскам, Яка использует традиционную деревянную статую, которую использовали яки, общественные организации, занимающиеся ведением войны, для структурирования повествования. Ана Мафальда Лейте пишет: «Яка одновременно символизирует сознание традиционных ценностей и« ожидаемый дух национальности »новой страны». Яка получил в 1986 году национальную премию Анголы по литературе.

Пепетела продолжал писать в течение всего десятилетия, опубликовав роман, в котором рассказывается о жителях Луанды и изменениях, которые они претерпели с момента обретения независимости, через год после публикации Яки. Роман примечателен тем, что использует историю странствий немецкой овчарки по Луанде, чтобы структурировать ее, а также содержит множество повествовательных голосов. В 1989 году он опубликовал Lueji, работу, похожую на A Revolta na Casa dos dolos, поскольку в ней проводятся параллели между историей Анголы и современной ситуацией в стране. Роман сопоставляет принцессу Люэджи, важную фигуру в истории Анголы 17-го века, с молодой балериной, танцующей роль Люэджи в современной пьесе. По словам Аны Мафальды Лейте, «автор пишет в хронологическом порядке о двух женщинах, чьи жизни в конечном итоге начинают сливаться в романе». В романе Пепетела воссоздает историю Анголы семнадцатого века. Это проект, за который он снова возьмется в XVI веке в своем романе 1994 года «Gloriosa família».

Новые литературные направления и Prémio Camões

В 1990-е годы Пепетела продолжал проявлять интерес к истории Анголы, но также начал исследовать политическую ситуацию в стране с большим чувством иронии. и критика. Его первый роман десятилетия, A geração da utopia 1992 года, обращается ко многим вопросам, впервые поднятым в Майомбе, но с точки зрения реальности Анголы после обретения независимости. Гражданская война в Анголе и сильная коррупция в правительстве привели к сомнению в отношении революционных ценностей, отстаиваемых в более раннем романе. Ана Мафальда Лейте описывает роман как «книгу с критикой и скептицизмом, не говоря уже о книге разочарования, безусловно, далекой от героических добродетелей Майомбе». В этом романе Пепетела психологически анализирует своих персонажей более глубоко, чем в своих более ранних работах, и занимает очень критическую позицию. Роман, охватывающий три десятилетия, разделен на четыре части, каждая из которых охватывает важный аспект 20-го века Анголы, включая португальское колониальное угнетение, войну за независимость, гражданскую войну., и кратковременная передышка от войны в начале 1990-х годов. Интерес Пепетелы к истории оставался очевидным в этой книге, но его критика ангольского истеблишмента была чем-то новым, что будет повторяться снова и снова.

Его следующий роман десятилетия, опубликованный в 1995 году, продолжает демонстрировать разочарование, проявленное в «Герасао да утопия». В романе используется больше подход магического реализма, чем в любых из прежних работ Пепетелы, и описывается ситуация, когда несколько крупнейших зданий Луанды рушатся на площадь Кинаксикси, а все жители остаются невредимыми. Героиня, персонаж по имени Кармина Кара де Ку, бросает карьеру государственного бюрократа и становится торговцем оружием. В эссе по роману, сравнивая обрушение зданий, которое является центром романа, с атаками 11 сентября 2001 года, Филипп Ротвелл пишет, что роман «в некотором смысле продолжает глубокое и осуждающее изображение преданной утопии Пепетелой».. В следующем году он опубликовал роман другого сорта, «Gloriosa Família». В этой работе исследуется история семьи Ван Дунем, известной ангольской семьи голландского происхождения. Пепетела потратил годы на изучение истории голландцев в Анголе, чтобы написать роман. В этом романе нет такого циничного и разочарованного тона, как в других его романах десятилетия, вместо этого он представляет собой широкое историческое повествование, в котором присутствует отчасти магический реалистический тон. Хотя этот роман существенно отличается от многих других работ автора, увлечение ангольской историей, проявленное на протяжении всей его карьеры, вероятно, дает свои истинные плоды в этом произведении.

По мере того, как ситуация в Анголе в 1990-е годы становилась все более опасной, Пепетела стала проводить больше времени в Лиссабоне и Бразилии. К этому моменту его творчество принесло ему известность во всем португалоязычном мире. В 1997 году он был награжден премией Камоэнса, высшей наградой в мире в области португальской литературы. Пепетела - первый ангольский и второй африканский автор, удостоенный этой престижной награды.

Сатира и зарубежные горизонты в новом тысячелетии

Пепетела продолжал быть плодовитым писателем на протяжении 2000-х годов. Его творчество приобрело сатирический оборот с серией романов «Хайме Бунда», детективных романов, которые бросают сатирический взгляд на жизнь Луанды в новом десятилетии. Стивен Хениган пишет, что персонаж Хайме Бунда, неуклюжего детектива, имеющего корни в двух самых известных семьях Анголы, представляет изменения, которые претерпело население Луанды креольское с точки зрения Пепетелы.. Вместо того чтобы представлять революционный авангард, который создаст новую ангольскую идентичность, креолы Луанды изображаются в романах как клептократическая олигархия. Хайме Бунда - это пародия на Джеймса Бонда, имя которого происходит от его огромного ягодиц («bunda» на португальском языке). Персонаж одержим как фильмами о Джеймсе Бонде, так и американскими романами частного сыщика, что, по словам Хенигана, является "идеологически заряженным" и иллюстрирует элементы отсталости Анголы. В первом из романов «Хайме Бунда, секретное агентство», опубликованном в 2001 году, главный герой расследует убийство и изнасилование, которое в конечном итоге приводит его к южноафриканскому фальшивомонетчику по имени Карл Бота, отсылка к бывшему южноафриканскому премьер-министру. министр PW Бота, санкционировавший интервенцию Южной Африки в Анголе в 1970-х и 1980-х годах. Действие второго романа «Хайме Бунда и Морте до Американо», опубликованного в 2003 году, происходит в Бенгеле, а не в Луанде, и он касается американского влияния в Анголе, когда Хайме Бунда расследует убийство американца и пытается соблазнить американского агента ФБР. В этом романе также представлена ​​критика Пепетелой внешней политики США, поскольку деспотичное поведение ангольской полиции отражает то, как американцы обращались с подозреваемыми террористами в тот же период. Романы были опубликованы португальским издателем Dom Quixote и были чрезвычайно популярны в Португалии, а также имели некоторый успех в других европейских странах, таких как Германия, где Pepetela в прошлом был относительно неизвестен.

Pepetela также публиковала другие типы романов в течение десятилетия. Его первой книгой, опубликованной в 2000-х годах, была детская книга A Montanha da Água Lilás (2000), в которой также рассматриваются корни социальной несправедливости. В 2005 году, после успеха романов Хайме Бунда, он опубликовал «Предадоры», свою самую резкую критику правящего класса Анголы. Действие романа разворачивается в Анголе после обретения независимости и следует за Владимиро Капоссо, скромным бюрократом, который становится бизнесменом. Игорь Кьюсак описывает главного героя как «кровожадного и развратного бизнесмена-гангстера... живущего в море товарищей-акул». Хотя он начал критиковать класс нуворишей в Анголе еще в «A geração da utopia», по романам Хайме Бунда и «Предадорес» можно увидеть, что к 2000-м годам эта тема стала доминирующей в творчестве Пепетелы.

В последние годы 2000-х годов плодотворная карьера Пепетелы продолжилась: романы появлялись в 2007, 2008 и 2009 годах. Действие романа 2007 года «Террориста де Беркли, Калифорния» полностью разворачивается в США и имеет минимальную связь. в Анголу. В книге рассматриваются современные взгляды на терроризм, а также аспекты технологий, присутствующих в современном обществе. Как и в случае с несколькими из его более ранних романов, Пепетела заявил в недавнем интервью ангольской газете Diário de Notícias, что этот роман не предназначен для публикации, а скорее он написал его для себя. Его следующий роман, O Quase Fim do Mundo (2008), также был написан как личное упражнение. Это произведение, которое начинает касаться области научной фантастики, изображая проблемы, с которыми сталкиваются люди, которые обнаруживают, что они последние живые существа, оставшиеся на Земле. Эти персонажи, пережившие глобальную катастрофу, собираются на небольшом участке земли в Африке (который, как подчеркивает Пепетела, очень близок к тому месту, где, как считается, зародилось человечество), им предстоит попытаться создать какой-то новый мир. Эта книга продолжает тенденцию, начатую с O Terrorista de Berkeley... в том смысле, что действие ее происходит не в Анголе, и при этом она не имеет прямого отношения к ангольской реальности. Последний роман 2000-х, O Planalto e a Estepe, хотя и имеет дело с Анголой, продолжает отражать интернационализацию тем Пепетелы в последнее десятилетие. В книге рассказывается о любви белого ангольца и монгола, с которым он познакомился во время учебы в Москве. В романе также возвращаются некоторые из самых ранних тем Пепетелы - открытия ангольской природы через описание детства главного героя Жулио в провинции Уила.

Помимо того, что Пепетела посвятил себя писательству, он также преподавал. С 1982 г. и до выхода на пенсию с преподавательской деятельности в 2008 г. он был профессором социологии на факультете архитектуры Университета Анголы, ныне известного как Университет Агостиньо Нето. Он был приглашенным профессором Университета Рутгерса в 2002 году и Калифорнийского университета в Беркли в 2003 году.

Романы
  • Авентурас де Нгунга, 1972 год
  • Муана Пуо, 1978
  • Майомбе, 1980
  • О Као и ос Калуандас, 1985
  • Яка, 1985
  • Луандандо, 1990
  • Lueji, o Nascimento de um Império, 1990
  • A Geração da Utopia, 1992
  • O Desejo de Kianda, 1995
  • Parábola do Cágado Velho, 1996
  • A Gloriosa Família, 1997
  • A Montanha da Água Lilás, 2000
  • Хайме Бунда, Agente Secreto, 2001
  • Хайме Бунда и Морте до Американо, 2003
  • Predadores, 2005
  • O Terrorista de Berkeley, Califórnia, 2007
  • O Quase Fim do Mundo, 2008
  • O Planalto ea Estepe, 2009
  • А Сул. o Сомбрейро, 2011
  • О Тимидо Э. Ас Мулхерс, 2013
  • Se o Passado Não Tivesse Asas, 2016
  • Su Excelência de Corpo Presente, 2018
Пьесы
  • A Corda, 1978
  • A Revolta da Casa dos dolos, 1980
Награды
См. Также
Примечания
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 08:54:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте