произведения искусства чокве | |
Общее население | |
---|---|
1,3 миллиона | |
Регионы со значительным населением | |
Ангола, ДР Конго, Замбия | |
Языки | |
чокве ; многие также говорят на французском, португальском или английском | |
Религии | |
Христиане, анимисте | |
Родственные этнические группы | |
Амбунду, Овимбунду, Люба, Лунда, Левена, |
Народ чокве, известный под многими другими именами ( включая Киоко, Байокве, Чибокве, Кибокве, Чиокве, Кокве или Баджок ), являются этнической группой из Центральной и Южной Африки. Они встречаются в основном в Анголе, юго-западных частях Демократической Республики Конго (от Киншасы до Луалабы) и северо-западных частях Замбии.
Их насчитывается около 1,3 миллиона человек, их язык обычно называют чокве (или кичокве, тшокве), или банту в филиале Бенуэ-Конго в Нигере. Семья языков Конго.
Многие также говорят на официальных языках своих стран: английский в Замбии, французский в Демократической Республике Конго и португальский (как первый или второй язык) в Анголе.
Чокве когда-то были одним из двенадцати кланов великой империи Лунда 17-го и 18-го веков Ангола. Первоначально они использовались дворянами Лунды, но в конце концов стали независимыми, когда отказались продолжать платить дань императору Лунды. Их успешная торговля и обильные ресурсы сделали их одной из самых богатых групп в Анголе. К 1900 году чокве полностью развалили королевство Лунда (также называемое Мвата Янво), используя оружие, которое они получили от Овимбунду. Затем язык и влияние чокве начали преобладать на северо-востоке Анголы и распространились среди народов Лунда. По мере того как войны и конфликты нарастали в колониальную эпоху 19 и 20 веков, как со стороны европейцев с их запада, так и арабов суахили с востока, они ответили военными силами и расширились дальше на север Анголы, Конго и в западную Замбию.
Португальцы практически не контактировали с чокве до 1830-х годов, когда чокве торговали воском, резиной и слоновой костью. Португальцы положили конец господству народа чокве в регионе, но народ чокве сопротивлялся.
Как принц, Мвене Мбанду Капова I из Мбунды сыграл значительную роль в битве между чокве и Мбунда.
В 18-19 веках люди чокве не только страдали от последствий захвата и вывоза рабов, но и сами покупали и держали рабов. Дворяне Лунда в Анголе использовали народ чокве в качестве солдат и охотников, сначала чтобы противостоять насилию и угрозам местной политической власти, вызванным колониальным спросом и экспортными рынками рабов, но как только народ чокве получил оружие, обучение и этническую координацию, они свергли Лунду и наняли рабов самостоятельно для ведения сельского хозяйства и домашней работы во второй половине 19 века и в первые десятилетия 20 века. Рабы, происходящие из других этнических групп Африки, стали ценным достоянием чокве. В верховьях реки Замбези и особенно в районах Касаи они когда-то были жертвами хорошо вооруженных португальских или бельгийских набегов с Запада и набегов арабов-суахили с востока (например, Типпу Тип, также известного как Хамад бин Мухаммад эль Мурджеби); позже люди чокве присоединились к насилию и стали жертвами других, захватывая и отправляя значительное количество захваченных рабов для финансовой выгоды, а также покупая и удерживая рабынь в их собственных домах на прибыль от их ремесленного труда.
Согласно Ахиму фон Оппену, использование рабов среди народа чокве, вероятно, было культурной реальностью в небольшом масштабе до колоссального роста поимки рабов и их торговли на атлантическом колониальном рынке. Старая практика возникла из-за споров между деревнями, особенно после ранения или убийства, когда деревня-жертва требовала мести или раба в качестве компенсации за ущерб. В случае отказа от человека предпочтительно, чтобы ребенок был переведен в рабство из деревни, которая нанесла ущерб. По мере роста спроса и финансовой отдачи работорговли на колониальные рынки многие рабы были захвачены или иным образом пропущены через территорию, контролируемую Чокве. Они позволили бы рабам продолжать движение на запад, к портам, в сотрудничестве с португальцами, в то время как женщин часто держали. Эта практика продолжалась еще долго после того, как рабство было запрещено в Европе и Соединенных Штатах, но спрос на рабочих в других странах, таких как Южная Америка, Карибский бассейн, арабы суахили, оманский и другие рынки колониальных плантаций, продолжался, питая рынок контрабандных рабов. Европейские исследователи, посетившие деревни Чокве в начале 20-го века, сообщили, что большинство женщин были рабынями в полигамных семьях и являлись причиной их демографического роста. В некоторых регионах, подобно другим этническим группам и европейцам, люди чокве использовали рабов для набегов на своих соседей в поисках прибыльных складов слоновой кости для экспорта, а также для противодействия набегам со стороны военизированных банд арабов-суахили, ищущих запасы слоновой кости и выплаты дани.
Они известны своим исключительным ремесленным мастерством, особенно корзинами, керамикой, резьбой по маскам, статуями, табуретами и другими изделиями ручной работы. Произведения искусства включают утилитарные предметы, но часто объединяют мифологию чокве, устную историю и духовные верования. Например, культурный герой Чибинда Илунга, который женился на женщине из Лунды и пришел к власти, часто является скульптурной фигурой. Искусство Цикунгу олицетворяет коллективную силу предков Чокве, а фигурки Мвана по изображают хранителей плодородия и продолжения рода. Фигурки нгомбо традиционно были частью духов-прорицателей, которые тряслись, чтобы рассказать о причинах болезни, несчастья, отсутствия детей и других проблемах, с которыми сталкивается семья или деревня.
И вожди, и деревенские группы встречаются в культура чокве. Деревни состоят из жилых комплексов с квадратными хижинами или круглыми лужайками с центральным пространством, которое служит местом встреч сельских жителей.
Чокве традиционно являются матрилинейным обществом, но женщина переезжает, чтобы жить с ней семья мужа после свадьбы. Многоженство было исторической практикой, обычно ограничивающейся вождем или богатой семьей.
Традиционные религиозные верования чокве сосредоточены вокруг поклонения духам предков. В группах, где существуют вожди, они считаются представителями бога Калунги или Нзамби, поэтому их почитают и называют Мванангана или «смотритель земли». Иногда считается, что существует духовная связь между произведениями искусства, такими как изделия ручной работы, резные предметы и предки, а также между богом Калунга или Нзамби. В колониальную эпоху Чоук в массовом порядке обратился в христианство, но первоначальные верования были сохранены, что привело к синкретизму верований и обычаев. Они, например, продолжали свои духовные ритуалы с дохристианской эпохи, а также хорошо поддерживали свои сложные обряды посвящения, в частности, чтобы отметить вступление во взрослую жизнь мужчин и женщин.
Статуя Чокве, резные фигурки на теле Чокве, кровавые алмазы и люди Чокве фигурируют в сюжетной линии четырнадцатого детективного романа Донны Леон о комиссариате Гвидо Брунетти, Кровь из камня 31>(2005).
Викискладе есть медиафайлы, связанные с людьми чокве. |